Харьковский метрополитен
Электродепо «Московское»
Согласовано: Утверждаю:
Главный ревизор по Начальник службы
безопасности движения подвижного состава
______________ТеренкоВ.А. ________________ В.Г.Сеин
„____”_____________ 2011г.
«_______»_____________2011
Приказ № ________
От ______________________
Инструкция
о порядке действий машиниста при возникновении неисправностей на подвижном составе из вагонов серий 81-717.5 (714.5) и 81-719 (718).
Содержание.
1: Общая часть………..........................................……………………. | 3 стр. |
ЧАСТЬ 1. 81-717.5 (714.5). | 12 стр. |
1: Снимается напряжение с контактного рельса…......…………….. | 13 стр. |
2: Потеря управления поездом……………………………………….. | 17 стр. |
3: Неисправности электрических цепей одного вагона…………….. | 21 стр. |
4: Самоход поезда или одного вагона...................................………... | 24 стр. |
5: Неисправности вспомогательных электрических цепей……….. | 25 стр. |
6: Неисправности пневматического оборудования…………………. | 31 стр. |
7: Неисправности механического оборудования…...………………. | 35 стр. |
8: Приложения..........................................................…………………. | 37 стр. |
ЧАСТЬ 2. 81-718 (81-719). | 46 стр. |
1: Снимается напряжение с контактного рельса…......…………….. | 47 стр. |
2: Потеря управления поездом……………………………………….. | 48 стр. |
3: Неисправности электрических цепей одного вагона…………….. | 51 стр. |
4: Неисправности вспомогательных электрических цепей……….. | 52 стр. |
5: Неисправности пневматического оборудования…………………. | 58 стр. |
6: Неисправности механического оборудования…...………………. | 63 стр. |
7: Приложения..........................................................…………………. | 65 стр. |
Сокращения используемые в инструкции...........…………………… | 73 стр. |
Общие положения.
Требования настоящей инструкции могут быть успешно выполнены при условии знания машинистами Правил технической эксплуатации метрополитенов, Инструкции по движению поездов и маневровой работе на метрополитенах, Должностных инструкций и конструкции подвижного состава. Оперативность действия машиниста должна сочетаться с обеспечением безопасности движения поездов и выполнением требований Инструкции по охране труда.
1.1. Основной задачей машиниста при возникновении неисправности на подвижном составе является устранение неисправности в кратчайшее время или его съем с линии с полным обеспечением безопасности пассажиров и безопасности движения поездов.
В случае возникновения неисправности на подвижном составе, машинист обязан:
1.2.1. Немедленно сообщить о случившемся поездному диспетчеру (ДЦХ) с указанием характера неисправности и места нахождения подвижного состава. Действовать спокойно, определить характер неисправности, соблюдать последовательность действий выхода из случая.
1.2.2. На период устранения неисправности отключить поездные устройства автоматического регулирования скорости (АРС), а при необходимости и их разъединители цепей (РЦ). После устранения неисправности включить устройства АРС.
1.2.3. При неисправностях в цепях АРС использовать аварийные схемы – АРС-Р, АЛС, резервное управление. При отключении устройств АРС запрещается работать на линии с пассажирами.
1.2.4. При неисправности поездных устройств АРС, когда в кабине управления имеется разрешающее сигнальное показание АЛС, машинист обязан отключить устройства АРС, сообщить о неисправности поездному диспетчеру и дать заявку на следование в электродепо. В этом случае разрешается не включать сигнальные огни светофоров и продолжать движение при нажатой педали (кнопке) бдительности:
- при сигнальном показании АЛС "80", "70", "60" – со скоростью не более 40 км/час.
- при сигнальном показании АЛС "40", "0", "ОЧ" – со скоростью не более 20 км/час.
Пассажиры должны быть высажены из поезда на ближайшей станции.
1.2.5. При потере управления поездом (составом) на перегоне, применить резервное управление с отключением ВУ, по прибытии на станцию попытаться восстановить управление порядком, установленным данной инструкцией. Если управление не восстанавливается следовать в депо, ПТО.
1.2.6. Если при переходе на резервное управление поездом, мотор-компрессорами или дверьми схема не работает, машинист обязан проверить включенное положение крана ЭПВ, защитных автоматиков А-44 и А-17, а также исправность предохранителя П-11, по наличию подсветки кнопок "Открытие левых (правых) дверей", а также по горящим лампам ЛСД и белых фар.
1.2.7. Об устранении неисправности на подвижном составе и о порядке дальнейшего следования, машинист обязан доложить ДЦХ и далее действовать по его указанию. При отсутствии радиосвязи доложить ДЦХ по тоннельной или поездной диспетчерской связи с ближайшей станции, перегона.
1.2.8. Если машинист, оценив характер неисправности, убедился, что не может самостоятельно устранить неисправность, он обязан через ДЦХ затребовать вспомогательный поезд.
1.3. В случаях, требующих снятия напряжения с контактного рельса для производства работ на подвижном составе, извлечения человека и др., машинист должен:
- дать заявку ДЦХ на снятие напряжения с контактного рельса и включение всех групп освещения в тоннеле;
- дать информацию пассажирам об остановке поезда по техническим причинам;
- получить приказ о снятии напряжения;
- убедиться в отсутствии напряжения на составе и контактном рельсе;
- взять диэлектрические перчатки, проверить их пригодность по штампу и целостность на механические повреждения, указатель напряжения;
- проверить наличие высокого напряжения на контактном рельсе путем прикосновения индикатора напряжения к ходовому и контактному рельсу;
- установить зажим заземляющего устройства на ходовой рельс и надежно закрепить его винтом;
- непосредственно перед установкой зажима заземляющего устройства на контактный рельс повторно проверить отсутствие высокого напряжения на контактном рельсе;
- установить зажим заземляющего устройства на контактный рельс и надежно закрепить его;
- доложить ДЦХ номер установленного заземляющего устройства;
- после окончания работы заземляющее устройство снять в обратной последовательности (сначала с контактного рельса, а затем с ходового рельса);
- затребовать подачу напряжения на контактный рельс.
С момента подачи заявки, контактный рельс считается под напряжением.
1.4. При остановке поезда (состава) на подъеме машинист должен привести его в движение, не допуская скатывания, для чего:
- затормозить полным служебным торможением;
- включить "Ход-2";
- произвести отпуск тормоза вторым положением крана машиниста;
- при пониженном сцеплении колесных пар с рельсами, если срабатывает АРС (поезд не набирает скорость 5,5 км/ч за 6 – 7 секунд), искусственно вызвать "ОЧ" далее применить ручной пуск тяговых двигателей.
1.5. При необходимости наблюдения вдоль поезда (состава) в движении – пользоваться только поездными зеркалами заднего вида.
1.6. В случаях необходимости "сечения" поезда (при коротком замыкании в поездных проводах) разъединение электрических межвагонных соединений целесообразно проводить между третьими и четвертым вагонами.
1.7. Машинист не имеет права оставлять кабину управления во время движения поезда (состава).
1.8. Во всех случаях экстренной остановки пневматическим тормозом или от действия вентилей замещения ВЗ №2, необходимо доложить о случившемся ДЦХ, проверить накат и принять меры для проверки состояния колесных пар в движении, для чего вызвать резервного машиниста или машиниста-инструктора.
Проверку наката осуществлять следующим порядком:
1.8.1. При отсутствии разрешающей частоты на указателе АЛС-АРС и при наличии разрешающего показания светофора, кратковременно перевести рукоятку КВ в положение «Ход-1» с последующим переводом её в нулевое положение при достижении подвижным составом скорости 2-3 км/ч.
1.8.2. При наличии разрешающей частоты на указателе АЛС-АРС, кратковременно перевести рукоятку КВ в положение «Ход-1» с последующим переводом её в нулевое положение при достижении скорости 7-8 км/ч, обеспечив тем самым разгон п/с за пределы срабатывания ВЗ-№1 от АРС (Противоскатывание).
1.9. Управление поездом (составом) из неголовной кабины разрешается только при наличии помощника машиниста или машиниста в головной кабине. Пассажиры в этом случае должны быть высажены на ближайшей станции. Скорость движения поезда (состава) допускается со скоростью не более 40 км/час.
1.10. Перед уходом из кабины управления на путь для осмотра подвижного состава или извлечения человека, машинист обязан: затормозить состав стояночными тормозами, согласно таблице приложения, дать заявку ДЦХ на снятие напряжения с контактного рельса и включение освещения тоннеля. Для проверки надежности торможения поезда (состава) на каждые 10 тысячных – 1 вагон, но не менее одного, отпустить пневматический тормоз, убедиться в отсутствии скатывания, после чего взять с собой реверсивную рукоятку, фонарь и необходимый инвентарь, запереть двери кабины.
1.11. При уходе из кабины на платформу для устранения неисправности и других целей, машинист обязан затормозить поезд полным служебным торможением, отключить АРС, перекрыть кран разобщительного устройства, затормозить головной вагон стояночным (ручным тормозом), взять с собой реверсивную рукоятку, необходимый инструмент и запереть кабину.
1.12. Во всех случаях ухода из кабины для устранения неисправности или других целей, машинист обязан доложить ДЦХ и дать информацию пассажирам, согласно установленным текстам.
1.13. Пользоваться кнопкой резервного закрытия дверей и проверять ее исправность разрешается только при отсутствии пассажиров в поезде (составе) и только при заблокированных выключателях закрытия дверей, кроме случаев короткого замыкания в проводе закрытия дверей или неисправном выключателе закрытия дверей.
1.14. Для ускорения высадки пассажиров из поезда при неисправности подвижного состава – использовать радиооповещение дать заявку ДЦХ в этом случае двери после высадки пассажиров закрыть по сигналу ДСП. При его отсутствии, перед закрытием дверей, лично убедиться в высадке пассажиров из поезда.
1.15. При замене высоковольтных предохранителей, машинист обязан:
- отключить автоматик КВЦ А-53;
- убедиться по горящей сигнальной лампе КВЦ и киловольтметру в отсутствии высокого напряжения на вагоне;
- надеть диэлектрические перчатки и заменить предохранитель при помощи диэлектрических клещей.
Производить смену высоковольтных предохранителей, находящихся под вагоном (вспомогательных цепей и ГП) на линии запрещается. Смену низковольтных предохранителей осуществлять при помощи диэлектрических клещей.
1.16. Машинист обязан вызвать АВФ в случаях:
1.16.1. Схода вагона, тележки или колесной пары с пути.
1.16.2. Излома частей или узлов оборудования вагона, препятствующего дальнейшему безопасному движению.
1.16.3. При невозможности извлечения человека из-под вагона.
1.16.4. При необходимости транспортировки на ложной тележке.
1.17. Машинист обязан затребовать вспомогательный поезд:
1.17.1. После 5-ти минутной стоянки поезда по причине потери управления поездом из головной кабины и невозможности привести его в движение на резервном управлении.
1.17.2. При отключении более 50% пневматических тормозов.
1.17.3. При разрыве поезда – вызвать два вспомогательных поезда (в правильном и неправильном направлении).
1.17.4. При неисправности трубопровода напорной магистрали головного или хвостового вагона.
1.17.5. При давлении воздуха в НМ, которое не обеспечивает безопасность движения.
1.17.6. При потере работоспособности машиниста.
1.18. Во всех случаях при движении вспомогательного поезда с неисправным, в головном вагоне первого поезда, поездные устройства АЛС при их исправности, должны быть включены.
1.19. Машинист обязан следовать в пункт отстоя без пассажиров:
1.19.1. При самоходе поезда.
1.19.2. При неисправностях, вызвавших резкое замедление движения поезда, образование сильного скрежета или ударов.
1.19.3. При выбоине более 1 мм.
1.19.4. При управлении поездом из кабины неголовного вагона при наличии машиниста или помощника машиниста в головном вагоне.
1.19.5. При потере управления дверьми из головной кабины или "игре дверей" на одном или нескольких вагонах.
1.19.6. При заклинивании створки раздвижных дверей в открытом состоянии.
1.19.7. При неисправности дверной сигнализации.
1.19.8. При возникновении очага возгорания на одном из вагонов, его ликвидации на станции.
1.19.9. При выходе из тяги двух и более вагонов.
1.19.10. При необходимости "сечения" поезда.
1.19.11. При отжатии башмаков токоприемника на одном или нескольких вагонах.
1.19.12. При не работающих мотор-компрессорах (МК) в составе и неисправности резервной схемы МК.
1.19.13. При неисправности воздухопровода в напорной или тормозной магистрли.
1.19.14. При отключении пневматических тормозов одного и более вагонов.
1.19.15. При отключении устройств АРС на составе.
1.19.16 При следовании на аварийной схеме управления п\с с УОС.
1.19.17. При подозрении на неисправность угрожающую безопасности движения.
1.19.18. При наличии разбитых окон пассажирского салона вагонов или кабины машиниста.