Эпоха раннего Ренессанса

Введение

С каждым годом ассортимент товаров парфюмерно-косметической промышленности пополняется всё новыми и новыми группами средств различного назначения. В их число входят средства по уходу за кожей, декоративная косметика, средства по уходу за волосами, лечебная косметика и прочие. Одним из наиболее древних направлений развития парфюмерно-косметической промышленности является парфюмерия. И без того широкий спектр ароматов, сохранившийся до нашей эпохи  ещё со времен Древнего Египта, с каждым днём пополняется новыми запахами с удивительными и неповторимыми нотками, оставляющими еле уловимые ароматные шлейфы. Также быстро увеличиваются и виды парфюмерной продукции: духи, одеколон, туалетная вода и тд. В данной работе будет рассказано об истории зарождения парфюмерии, основном сырье для создания духов и других парфюмерных изделий, основных технологиях их изготовления, разобрана классификация ароматов и различия между видами парфюмерной продукции.

 

 

История зарождения ароматов

Древний Египет

Издавна люди обращали внимание на особенности разнообразных благовоний, их силу и влияние. Эти знания использовались шаманами и другими представителями различных культов для своих обрядов. С их помощью в древности окуривали жилища, совершали жертвоприношения и даже вводили в транс. Далее аромамасла стали применять в косметических целях, наноситься на кожу, волосы или одежду.

История происхождения, создания ароматов духов, искусственных запахов и развития парфюмерии неразрывно связана с эволюцией самого человечества. Принято считать, что прообразы современных парфюмеров появились еще в Древнем Египте. Существует версия, что это искусство перенято из Месопотамии, где жила некая женщина-парфюмер по имени Таппути. Такие факты были извлечены из клинописных табличек, датируемых II тысячелетием до н.э[1].

Сначала ароматные вещества использовались египтянами для подношений Богам. Считалось. что сладкие ароматы способствуют благосклонности богов, удаче и богатству, а резко пахнущие неприятный запахи отпугивают злых духов и болезни. Также душистые вещества использовались при изготовлении лекарственных средств и косметики. Но вскоре египтяне поняли: ароматы — это не только божественная субстанция, но и способ сделать привлекательным земное тело. Большое распространение среди знатных египтян получили масляные духи-аттары с ароматом аниса, мяты, розмарина, экстрактов кассии, лимона и кипариса. Для придания им устойчивости применяли бальзамические смолы, росный ладан и стиракс. Эти духи хранились в небольших красивых сосудах, напоминающих современные флаконы для духов: они были причудливой формы, покрытые различными иероглифами.  Простым же людям приходилось довольствоваться гораздо более дешевыми парфюмами на основе касторового масла, ароматизированного душицей, тимьяном и мятой. Первая ароматическая вода, названная kyphi (кифи), производилась из вина, мирры, меда, шафрана и ягод можжевельника.

Технология извлечения эфирных масел из растений была достаточно трудоемким процессом. Они добывались из растений, которые сначала нужно было тщательно измельчить. Далее добавлялась вода, массу отжимали и прессовали. Через определенное время масла всплывали на поверхность.

К моменту воцарения в Египте династии Птолемеев, в столице Александрии были организованы целые мануфактуры по изготовлению духов. Лучшее сырье для производства свозилось из Персии, Аравии, Китая, Индии.

Одна из самых знаменитых правительниц Египта Клеопатра  достаточно часто использовала благовония, ароматические косметические средства и духи в искусстве соблазнения для укрепления собственной власти.

Античность

Само слово «парфюм», которым мы пользуемся сегодня, произошло от латинского per fumum, что дословно переводится как «через дым». Уже этот факт свидетельствует о роли античного мира в становлении искусства создания духов[1].

Унаследовав опыт и рецепты египтян, греки увеличили число известных ароматических веществ и расширили их применение от религиозной до повседневной сферы. Парфюмированные мази и масла теперь применяются для гигиенических и косметических целей не только во время принятия ванны, но также до и после еды.

Древняя Греция придерживалась мнения, что ароматы — это дар богов. Широко применялись ароматные смолы при похоронном обряде, каждый усопший уносил с собой в могилу сосуд с благовониями для того, чтобы умилостивить богов загробного мира[2].

Древние греки всю свою деятельность и окружающую среду воспринимали через призму божественного пантеона. Каждое божество играло большую роль в их жизнедеятельности. Промыслом богов, а не человека считалась и парфюмерия. Примечательно, что каждый аромат ассоциировался с конкретным божеством. Например, Афродита связывалась с фиалковыми и розовыми нотками. Согласно преданию, именно она дала человечеству парфюм. Многие названия ароматических композиций включали в себя имена богов.

В Древней Греции впервые стали использовать метод дистилляции, который позволил получить парфюмированную жидкость (ту форму, что мы применяем сегодня). Это процессы испарения смеси и конденсации паров, которые впоследствии охлаждались. Для извлечения природных ароматов греки помещали растения в масла с различной температурой. Популярными были нотки мирры, фиалки, корицы, ладана, кедрового дерева[1].

Римляне, подхватив эстафету от греков и под сильным влиянием восточных традиций, также уделяли парфюмерии много внимания. Хотя Юлий Цезарь активно восставал против внедрения в жизнь подданных экзотики, повседневное применение ароматных продуктов сильно расширилось. Поддерживалась активная торговля сырьем для духов с Индией, Африкой и Аравией[1]. Также римляне заметили, что некоторые запахи способны успокаивать нервы, некоторые – избавлять от головной боли и бессонницы. Можно сказать, что именно у римлян зародились первые зачатки ароматерапии.

Также изменились и сосуды для хранения духов. На смену глиняным египетским сосудам приходят невероятно красивые стеклянные флаконы в форме ваз, цветов, различных мифических существ и прочего.

С завоеванием Европы активное формирование «пахучего» ремесла отошло на второй план. Тогда начинается его расцвет на Востоке. Еще в VI в. до н.э. распространилось использование благоухающих изделий. Исламские культуры значительно повлияли на развитие отрасли, пополнили ее новыми ингредиентами, извлеченными из растений Аравийского полуострова и его окрестностей.

Арабские и персидские мастера усовершенствовали технологию дистилляции, придумав перегонный куб. Перегонный куб того времени по принципу действия и устройству очень напоминает современный самогонный аппарат. Благодаря ему, вещества с разной объемной массой и плотностью разделяются естественным путем. Вода опускается на дно сосуда, а эфирные масла, полученные из растений, цветов, кореньев, древесных смол, поднимаются на поверхность в нерастворенном виде. Тут их и собирают в отдельные емкости для дальнейшего использования[1].

Арабы использовали ароматическое мыло, духи, благовония не меньше, чем египтяне и представители античных цивилизаций. Огромную благодарность потомков должен вызвать тот факт, что они сохранили и уберегли от утраты все тайны парфюмерно-косметического искусства, чтобы впоследствии рыцари-участники крестовых походов вернули Европе драгоценные ароматы[2].

Эпоха раннего Ренессанса

После падения Римской Империи и воцарения варваров искусство создания ароматов теряется, и лишь к XII веку возвращается с Востока, что связано с созданием и укрепление торговых связей. В то время наиболее тесные связи с Востоком имела Венеция в связи с чем на долгое время именно она стала парфюмерной столицей.

Торговцы и путешественники привозили из разных стран различные пряности – имбирь, шафран, гвоздику, мускатный орех, корицу и др. Именно они и начали активно использоваться при изготовлении духов.

Происхождение парфюма в жидкой форме на основе спирта и эфирных масел связывают с 1370 годом. По легенде, некий монах преподнес подарок в виде микстуры из розмарина венгерской королеве Елизавете, которая в то время болела. Это была ароматическая вода, которая возымела на королеву исцеляющий эффект[2].

Также в эту эпоху духи начинают использовать для нейтрализации неприятных запахов, в том числе при изготовлении кожаных перчаток, а затем и для маскировки неприятных запахов человеческого тела и зловонных улиц кварталов.

Всё больше расширяется спектр производимых ароматов, производство флаконов для духов становится прерогативой не только стеклодувов, но и ювелиров. Поэтому использование духов в красивых стеклянных флаконах снова, как и в Древнем Египте, становится символом богатства и роскоши.

В 1602 году во Флоренции появляется первая парфюмерная фабрика. Она была основана в одном из монастырей, где работали обычные монахи, получившие покровительство самого Папы Римского.

Эпоха Возрождения

В начале XVIII в. торговец специями из Кельна выпустил ароматическую жидкость «Кельнская вода». Через некоторое время она попала на прилавки Франции и очень полюбилась французам, особенно Наполеону. Они дали ей свое название – eau de cologne (одеколон).

Первые попытки воспроизведения запахов искусственным путем приблизили создателей душистой воды эпохи Возрождения к технологиям, используемым сегодня[1].

С наступление XIX века парфюмерное производство перестает быть кустарным. Начинают появляться большие фабрики и компании, производящие духи. “Отцами” этого мастерства тех времён считают Ж. Герлена, Ф. Коти и Э. Дальтроффа. Эти люди предложили новые подходы к технологии производства душистой продукции, описали и обосновали новые научные теории, чем и заслужили признания. Также XIX век ознаменовался развитием химии в современном её виде[2]. Подавляющее большинство сочетаний запахов были открыты в том веке.

Франсуа Коти знаменит тем, что объединил натуральные и синтетические вещества в одном букете, тем самым создав Chypre, который положил начало большой группе шипровых ароматов.

Самым главным толчком в развитии парфюмерии стала органическая химия. Синтез определенных соединений позволил получать запахи, которые привлекали покупателей. Запахи, не существовавшие ранее в природе, потрясли весь мир и зародили профессию парфюмера. Также развивалось и производство флаконов для духов. Наиболее ценными считались флаконы хрустальные и из богемского стекла. В 1870 году французом Брийя-Савареном был изобретен пульверизатор, положивший начало новой эпохи парфюмерной промышленности.

XX век

К 1900 году значение парфюмерии в развитых странах стало столь велико, что была открыта всемирная выставка в Париже. Компании-производители в то время все больше внимания уделяли оформлению флаконов, привлекая для их совершенствования известных художников, например, Гектора Гимара или Альфонса Муху. Стекольщики также принимали активное участие в создании тары для духов. Фирмы Баккара, Лалик и Броссе сотрудничали с известными парфюмерами: Коти, Герлен, Д’Орсей, Убиган, Карон и Шанель[2].

В 1911 году известный кутюрье Поль Пуаре выпустил к своей линейке одежды духи. Но первым законодателем этой сферы стала знаменитая Габриэль Шанель. Её легендарные духи Chanel №5, автором которых является Эрнест Во, стали как самым известным продуктом в линейке фирмы Chanel, так и первыми духами, содержащими альдегиды, с чрезвычайно интенсивным запахом.

Также на период конца XIX начала XX века российское производство переживало расцвет парфюмерной промышленности. Но и раньше, еще в XVIII веке парфюмерные продукты появлялись на прилавках аптек. В конце XIX века были построены более 30 крупных фабрик, куда регулярно приглашали французских специалистов для сотрудничества.

Современность

Сегодня, спустя много столетий, кустарное ремесло переросло в огромную индустриальную отрасль, которая всё продолжает развиваться, и является одной из элитных сфер косметической промышленности.. С каждым годом совершенствуются компоненты духов: синтетические вещества духов максимально приближены к натуральным, выпускаются сотни новых композиций и букетов, состоящих порой более чем из 100 компонентов. Достижения в области химии способствуют созданию и комбинированию многих соединений, имитирующих самые различные запахи, а достижения в области инновационных технологий облегчают работу парфюмерам. Ведь извлечение эфирных масел из растений эфироносов, когда-то доставлявшее трудности нашим предкам, теперь не составляет труда. За счёт широкого спектра различных групп ароматов каждый потребитель находит свой неповторимый аромат.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: