БУФЕРНЫЕ РАСТВОРЫ.
Опыт №1. Получение мало растворимых соединений.
(теоретически)
1. Получение малорастворимых солей. Пользуясь таблицей растворимости, подобрать реактивы, с помощью которых можно получить сульфид свинца (II), хромат бария, хлорид серебра (I). В отчёте написать уравнения реакций в молекулярном и ионном виде и отметить окраску образовавшихся осадков.
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
2. Получение малорастворимых оснований. Пользуясь таблицей растворимости, подобрать реактивы, с помощью которых можно получить гидроксид меди (II), гидроксид магния. В отчёте написать уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
3. Получение малорастворимых кислот. Пользуясь таблицей растворимости, подобрать реактивы, с помощью которых можно получить кремневую кислоту. В отчёте написать 3 уравнения возможных реакций в молекулярном и ионном виде.
|
|
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Опыт №2. Сравнение величин произведения растворимости солей.
Налить в пробирку 1-2 мл раствора нитрата свинца и прибавить к нему раствор сульфата натрия. Осадку дать отстояться и слить с него жидкость. Добавить к осадку немного раствора сульфида натрия, перемешать стеклянной палочкой. Как изменился цвет осадка? Написать уравнение реакции.
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Опыт №3. Условия образования осадков.
В две пробирки налейте по 3 мл 0,005 М раствора нитрата свинца, в одну из них добавьте 3 мл 0,05 М раствора хлорида калия, а в другую – 3 мл 0,05 М раствора иодида калия. В какой из пробирок выпал осадок?
________________________________________________________________
Ион, конц-ция; (моль/л) | Ион, конц-ция; (моль/л) | Концентрация ионов после смешивания | Произведение концентраций ионов после смешивания. | ПР | Наблюдения |
Pb2+ 0,005 | Сl- 0,05 | 2·10-5 | |||
Pb2+ 0,005 | I- 0,05 | 8·10-9 |
Объясните наблюдения, сделав необходимые расчеты. Напишите уравнения соответствующих реакций.
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Опыт №4. Зависимость рН растворов от состава солей.
Исследуйте растворы Na2CO3 и NaHCO3 в отдельных пробирках при помощи универсального индикатора. Почему рН растворов этих солей имеют различные значения? Напишите уравнение гидролиза.
|
|
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Опыт №5. Сравнение гидролизуемости по аниону.
С помощью универсальной индикаторной бумаги сравнить pH растворов Na2SО3 и Nа2СО3. В отчёте написать молекулярные и ионномолекулярные уравнения гидролиза.
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
По величине pH указать, в каком из двух растворов больше:
а) степень гидролиза;
________________________________________________________________
б) концентрация ОН- ионов.
________________________________________________________________
Опыт №6. Изучение влияния условий проведения гидролиза на полноту его протекания.
а) Влияние температуры на гидролиз.
Налить в пробирку около 1 мл раствора ацетата натрия 0,5 М и добавить 3 капли фенолфталеина. Нагреть жидкость до кипения. Наблюдать появление розовой окраски раствора. Охладить раствор. Что произошло? Дать объяснение наблюдаемым явлениям.
________________________________________________________________
________________________________________________________________
б) Влияние разбавления на гидролиз,
В пробирку поместить 2-3 капли концентрированного раствора хлорида железа (III). Установить с помощью индикаторной бумаги среду раствора (pH). Раствор в пробирке разбавить водой, увеличив объем в 3-4 раза и установить pH разбавленного раствора. Написать уравнения гидролиза по первой и второй ступеням в молекулярном и ионном виде. Сделать вывод о влиянии концентрации соли на полноту её гидролиза.
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Опыт №7. Взаимное усиление гидролиза двух солей.
В небольшом термостойком стакане слейте вместе по 10‑15 мл растворов соли алюминия и карбоната натрия. Каков состав выпавшего осадка и выделяющегося газа? Составьте уравнение реакции, протекающей при совместном гидролизе двух солей.
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Докажите опытным путем, что полученный осадок является не карбонатом алюминия, а гидроксидом алюминия. Напишите уравнение реакции:
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Опыт №8. Влияние кислоты и щелочи на рН – буферного раствора.
В три пробирки налить по 10 мл ацетатного буферного раствора (5 мл 0,2н СН3СООН и 5 мл 0,2н СН3СООNa). В первую пробирку прибавить 2–3 капли 0,1н раствора НСl, во вторую пробирку прибавить 2–3 капли 0,1н раствора гидроксида натрия. Во все пробирки внести по 2 капли универсального индикатора и перемешать. Сравнить окраску растворов и определить рН. Результаты занести в таблицу:
№ пробирки | Исследуемый раствор | Добавляемый реактив | Индикатор | Окраска раствора | рН |
1 | Ацетатная буферная смесь | НСl | Универсальный | ______________ | _____ |
2 | Ацетатная буферная смесь | NaOH | Универсальный | ______________ | _____ |
"Зачислено" _____ баллов
"____"_________________20___г. __________________
(подпись преподавателя)
Тема № 7.
ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ.
В окислительно-восстановительных процессах происходит перенос электронов от одного реагента к другому. Процесс присоединения электронов называют восстановлением, процесс потери электронов — окислением. Все окислительно-восстановительные процессы можно разделить на две большие группы:
1. окислительно-восстановительные реакции (ОВР), не связанные с наличием электрического тока;
2. электрохимические процессы, в которых химическая энергия переходит в электрическую или наоборот.
|
|