Деревья (лиственные, хвойные)

ТЕМА «САД-ОГОРОД. ОСЕННЯЯ ЯРМАРКА»

Задание 1. Родителям рекомендуется: рассмотреть с ребенком натуральные овощи, фрукты, ягоды; повторить обобщающие слова — «овощи», «фрукты», «ягоды»; обратить внимание на их форму, размер, цвет, запах и вкус; рассказать, где и как растут овощи, фрукты и ягоды (в саду, в огороде, на земле, в земле, на кустах, на деревьях); по возможности сходить вместе с ребенком на овощной рынок и посмотреть, какие овощи, фрукты и ягоды там продают; рассказать ребенку, какие блюда можно приготовить из овощей, фруктов и ягод; поговорить с ребенком о труде колхозников на полях осенью.

Задание 2. Дидактическая игра «Четвертый лишний». Яблоко, груша, картошка, лимон. Морковь, слива, капуста, горох. Малина, клубника, апельсин, черника.

Задание 3. Дидактическая игра «Подбери признак»: яблоко (какое?) -..., клюква (какая?) -..., помидор (какой?) -....

Задание 4. «Назови, какие ты знаешь фрукты на звук а» (ананас, апельсин, абрикос).

Задание 5. Дидактическая игра «Узнай по описанию» (попросить ребенка самостоятельно составить описательную загадку об овоще, фрукте или ягоде): «Овальный, твердый, желтый, кислый, кладут в чай» (Лимон).

Задание 6. Вспомнить вместе с ребенком известные ему загадки об овощах, фруктах и ягодах.

Задание 7. Дидактические игры «Узнай на ощупь», «Узнай по запаху» (предложить ребенку узнать овощи, фрукты, ягоды на ощупь с закрытыми глазами, по запаху).

Задание 8. Ответить на вопрос: Что едят с сырым, жареным, вареным? (овощи, фрукты, ягоды)

Задание 9. Образование относительных прилагательных (по темам «овощи, фрукты, ягоды»): сок из яблок - яблочный, варенье из яблок - яблочное, начинка для пирога из яблок - яблочная и т.д.

Задание 10. Составить описательные рассказы об овощах, фруктах и ягодах по плану:

Что это?

Где растет?

Внешний вид.

Каков на вкус?

Что из него готовят?

Задание 11. Составить сравнительные рассказы о клюкве и малине, о яблоке и лимоне, об огурце и помидоре.

Задание 12. Составить предложение из слов.

Яблоко, лежать, яблоня, под.

Картошка, расти, огород, в.

Клубника, тарелка, лежать, на.

Задание 13. Закончить предложения (составление сложноподчиненных предложений).

Мама почистила картошку, чтобы.... Мама помыла овощи, чтобы.... Мама собрала в саду малину, чтобы.... Мама купила в магазине яблоки, чтобы....

Задание 14. Составить как можно больше сложносочиненных предложений по схеме и образцу.

Морковь - овощ, а яблоко - фрукт. Морковь растет в огороде, а яблоко - в саду. Из моркови делают салат, а из яблок – компот.

Задание 15. Дидактическая игра «Подскажи словечко» (тема «Овощи»).

Поздним летом в огород собирается народ.

Зрел все лето урожай, что собрали? Отгадай!

Здесь весною было пусто. Летом выросла... (капуста).

Солнышко светило, чтоб ярче зеленел... (укроп).

Собираем мы в лукошко очень крупную... (картошку).

От дождя земля намокла - вылезай, толстушка... (свекла).

Из земли - за чуб плутовку! Тянем сочную... (морковку).

Надо поклониться низко, чтобы вытащить... (редиску).

Помогает деду внук - собирает с грядок... (лук).

Просит дедушка Федюшку: «Собери еще... (петрушку)».

Вот зеленый толстячок - крупный, гладкий... (кабачок).

И красавец-великан темно-синий... (баклажан).

Вот и все! Хоть и устали, урожай мы весь собрали.

Задание 16. Прослушать рассказ и ответить на вопросы.

Работа на огороде

Наступила осень. Колхозники выкопали картофель. Они убрали с колхозных полей лук, свеклу, морковь, огурцы у репу. Пусто стало на полях. Колхозники собрали большой урожай овощей.

•     Как одним словом можно назвать лук, морковь, свеклу, картофель, огурцы?

•     Где растут овощи?

•     Что делают колхозники на огороде осенью?

Задание 17. Объяснить ребенку значение пословицы «Летний день год кормит».

Задание 18. Разделить страницу альбома на три части и нарисовать овощи, фрукты и ягоды.

 

ГРИБЫ

Задание 1. В натуре и по картинкам показать ребенку съедобные грибы: белые, маслята, опята, лисички, подберезовики, подосиновики и несъедобные: поганки, мухоморы; рассмотреть с ребенком ножку и шляпку гриба, обратить внимание на строение и окраску шляпки; рассказать ребенку, где растут грибы, указать особые приметы этих мест; вместе с ребенком почистите их и расскажите о том, что грибы можно жарить, солить, мариновать и варить.

Задание 2. Вырезать картинки с изображением грибов и вклеить их в тетрадь (или нарисовать)

Задание 3. Отгадать и выучить загадки:

Шляпка красная в горошек,

Воротник на тонкой ножке.

Этот гриб красив на вид,

Но опасен, ядовит. (мухомор)

 

Стоит Антошка на одной ножке,

Его ищут, а он не откликается. (Гриб)

 

Задание 4. Ответить на вопрос: Какой гриб растет под березой? под осиной? (Объяснить ребенку, почему так назван гриб: подберезовик, подосиновик.)

Задание 5. Игра «Сосчитай грибы» (согласование числительных с существительными): один мухомор, два мухомора... пять мухоморов; одна сыроежка, две сыроежки... пять сыроежек.

Задание 6.  Игра «Съедобный – несъедобный»

Взрослый называет гриб, а ребенок отвечает, какой он.

Задание 7. Вылепить из пластилина грибы.

 

                                                                                                   

 

 

ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЕЛ?

Задание 1.

 - рассказать детям, какое значение для всех людей имеет хлеб, как много людей разных профессий трудятся, чтобы у нас на столе появился хлеб, что хлеб надо беречь;

- вместе с ребенком сходить в магазин, посмотреть, какие есть хлебобулочные изделия;

- купив хлеб, обратить внимание на его вкус, запах, рассказать, из чего пекут хлеб;

- рассмотреть пшеничное зерно, муку;

Задание 2. Дидактическая игра «Откуда хлеб пришел». (Взрослый задает вопрос, а ребенок отвечает.)

Откуда хлеб пришел? — Из магазина.

А в магазин как попал? — Из пекарни.

Что делают в пекарне? — Пекут хлеб.

Из чего? — Из муки.

Из чего мука? — Из зерна.

Откуда зерно? — Из колоса пшеницы.

Откуда пшеница? — Выросла в поле.

Кто ее посеял? — Колхозники.

Задание 3. На какую из геометрических форм хлебобулочные изделия?

Хлеб, батон, круглый хлеб, пирог (овал, прямоугольник, круг).

Задание 4. Изменить слово хлеб в контексте предложения (упражнение в падежном и предложном согласовании).

Я знаю пословицу о.... Мама купила пшеничный... Дети едят суп с.... Ваня пошел в магазин за.... Я не люблю есть суп без.... У меня дома нет....

Задание 5. Дидактическая игра «Подбери признак»:

хлеб (какой?) -..., булка (какая?) -....

Задание 6. Отгадать загадку и нарисовать слово-отгадку

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб)

 

 

ОСЕНЬ

Задание 1. Понаблюдать характерные осенние явления: изменение окраски листьев и травы, явление листопада, отлет птиц в теплые края, множество машин с урожаем, пасмурная погода, короче становится день, реже светит солнце, часто идет дождь, во что одеты люди в пасмурную и дождливую  погоду, зачем им нужен зонт.

Задание 2. Выделить с детьми периоды осени, почему они так называются: золотая осень (листья на деревьях становятся желтыми, оранжевыми, красными, падают на землю и устилают ее ярким золотым ковром), середина осени и поздняя осень (какие явления происходят в природе в эти периоды, как птицы, животные и люди готовятся к зиме).

Задание 3. Выучить осенние месяцы (в последовательности: 1-ый, 2-ой, 3-ий месяц осени). Какие праздники мы отмечаем осенью, когда дети идут в школу в первый раз после каникул.

Задание 4. Какие работы проводят осенью в поле, в саду, на огороде? Что дарит осенью людям лес (грибы, ягоды), дать название грибов и ягод наших лесов.

Задание 5. Образование относительных прилагательных: на улице пасмурно, значит день какой? Пасмурный и т.д.

Задание 6. Изменение существительных по падежам (ответить полным предложением). Что часто бывает осенью? Чем покрыта земля в парке, в лесу?

Задание 7. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе.

Что бывает: осенний (дождь, ветер)

Осенняя (погода, одежда)

Осеннее (солнце, небо)

Осенние (дни, заботы)

Задание 8. Отгадать загадки, выучить их:

Из-под крыши крыша под дождик вышла (зонт)

По небесам оравою бегут мешки дырявые,

И бывает иногда: из мешков течет вода (тучи)

Пустые поля, лопнет земля, день убывает,

Когда это бывает? (Осенью)

Задание 9. Выучить стихотворение А. Плещеева

Осень наступила, высохли цветы,

И глядят уныло голые кусты

Стали дни короче, солнце светит мало.

Вот пришли морозы и зима настала.

Задание 10.  Беседы по стихотворению К. Бальмонта

Поспевает брусника, стали дни холоднее

И от птичьего крика в сердце только грустнее

Стаи птиц улетают прочь за синее море.

Все деревья блистают в разноцветном уборе.

Задание 11. Вырезать контуры листьев разных пород деревьев, закрасить цветными карандашами осенней расцветки.

 

 

ДЕРЕВЬЯ (ЛИСТВЕННЫЕ, ХВОЙНЫЕ)

Задание 1. Родителям рекомендуется:

во время совместной прогулки в парке, в лесу показать ребенку лиственные деревья — березу, клен, липу, осину, рябину, дуб и внимательно рассмотреть, какие у этих деревьев стволы, ветки, листья; научить различать их; показать плоды этих деревьев;

обратить внимание ребенка на изменение окраски листьев осенью;

найти в природе листья деревьев разного цвета;

 во время прогулки в лесу или парке совместно с ребенком рассмотреть и сравнить хвойные деревья: сосну и ель, вспомнить, почему они называются хвойными и вечнозелеными деревьями;

внимательно рассмотреть и сравнить ствол, крону, расположение веток, хвою и шишки ели и сосны;

на иллюстрациях рассмотреть и другие хвойные деревья: пихту, лиственницу, рассказать, где растут эти деревья, рассмотреть их листья и плоды, в каких целях использует человек эти деревья

Задание 2. Отгадать загадку (выучить по выбору).

· Падают с ветки золотые монетки. (Листья)

· На полянке девчонки в белых рубашках, зеленых полушалках. (Береза)

· Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)

· Кудри в речку опустила и о чем-то загрустила, А о чем она грустит, никому не говорит. (Ива)

Задание 3. Дидактическая игра «Назови лист» (образование относительных прилагательных): лист березы - березовый, лист клена -..., лист осины -..., лист липы - лист рябины -....

Задание 4. Подобрать родственные слова: лист - листок, листочек, лиственный, лиственница, листопад; Подобрать родственные слова: ель - елка елочка, еловый, ельник (сосна). Дидактическая игра «Назови - какой» (образование относительных прилагательных).

Лес (какой?) - еловый, сосновый, кедровый....

Шишка (какая?) - еловая....

Иголки (какие?) - сосновые....

Задание 5. Подобрать действия к предмету: листья - вянут, осыпаются, шуршат, шелестят, падают.

Задание 6. Вставить в предложение пропущенный предлог в, на, под.

Березовый лист упал... землю. Лена увидела... корзине желтый березовый лист.... корзиной лежал красивый маленький лист клена.

Задание 7. Дидактическая игра «Четвертый лишний». Дуб, береза, осина, лиственница. Кедр, липа, сосна, ель.

Задание 8. Составить описательную загадку о хвойном или лиственном дереве по выбору.

Задание 9. Составить сравнительный рассказ о ели и берёзе по плану:

Что это?                                         

Где растет?

Какой внешний вид (величина, крона, хвоя, шишки, листья)?

В каких целях человек их использует?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: