| № п/п | Тема урока | Кол-во часов | В том числе: |
| Контрольные работы. | |||
| Классика и современность (18 ч) | |||
| 1. | Классика в нашей жизни. | 1ч | |
| 2. | В музыкальном театре. Опера. | 1ч | |
| 3. | Опера «Князь Игорь». | 1ч | |
| 4. | В музыкальном театре. Балет. | 1ч | |
| 5. | Балет «Ярославна». | 1ч | |
| 6. | В музыкальном театре. Рок-опера. | 1ч | |
| 7. | Рок-опера «Преступление и наказание». | 1ч | |
| 8. | В музыкальном театре. Мюзикл. | 1ч | |
| 9. | Мюзикл «Ромео и Джульетта: от ненависти до любви». | 1ч | |
| 10. | Музыка к драматическому спектаклю. | 1ч | |
| 11. | Музыкальные зарисовки «Ромео и Джульетта». | 1ч | |
| 12. | Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». | 1ч | |
| 13. | «Ревизская сказка. «Гоголь-сюита». | 1ч | |
| 14. | Музыка в кино. | 1ч | |
| 15. | Музыка к фильму «Властелин колец». | 1ч | |
| 16,17,18 | В концертном зале. Симфония. | 3ч | 1 |
| Традиции и новаторство в музыке (18 ч) | |||
| 19. | Традиции и новаторство в музыке. | 1ч | |
| 20. | Опера «Порги и Бесс». | 1ч | |
| 21. | Опера «Кармен». | 1ч | |
| 22. | Балет «Кармен-сюита». | 1ч | |
| 23. | Портреты великих исполнителей. Проектная деятельность. | 1ч | |
| 24. | Портреты великих исполнителей. | 1ч | |
| 25. | Современный музыкальный театр. | 1ч | |
| 26. | Великие мюзиклы мира. | 1ч | |
| 27. | Классика в современной обработке. | 1ч | |
| 28. | В концертном зале. | 1ч | |
| 29. | Литературные страницы. | 1ч | |
| 30. | Музыка в храмовом синтезе искусств. | 1ч | |
| 31. | Литературные страницы. | 1ч | |
| 32. | Галерея религиозных образов. | 1ч | |
| 33,34. | «О России петь – что стремиться в храм». | 2ч | |
| 35. | Музыкальные завещания потомкам. | 1ч | |
| 36. | Исследовательский проект. | 1ч | 1 |
| Итого: | 36ч | 2 | |
| № | Дата план | Дата факт | Тема урока | Элемент содержания | Вид контроля | Универсальные учебные действия. | |||||
| Личностные | Метапредметные | Предметные | |||||||||
| Классика и современность – 18 часов. | |||||||||||
| 1. | Классика и современность. | Вспомнить понятия классики и современности в музыке. Композиторы, представители классического направления в музыке. «Поп-музыка». Э.Н. Артемьев. | Устный опрос. | -формирование целостного представления о поликультурной картине современного музыкального мира; - развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров; - совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства; - овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности
| - умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; - умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы; - смысловое чтение текстов различных стилей и жанров
| - общее представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; - осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений и различных событий в мире музыки; - устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа, различным видам музыкально-творческой деятельности; - понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, средств художественной выразительности; - осмысление основных жанров музыкально-поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия; - рассуждение о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных произведениях и стилях музыкального искусства в целом; - применение специальной терминологии для классификации различных явлений музыкальной культуры; - постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира; - расширение и обогащение опыта в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии; - освоение знаний о музыке, овладение практическими умениями и навыками для реализации собственного творческого потенциала.
| |||||
| 2. | В музыкальном театре. Опера. | Жанр оперы. Вспомнить уже изученные оперы – их особенности. Содержание, строение оперы. Основные термины – речитатив, ария, либретто, увертюра. | Устный опрос. | ||||||||
| 3. | Опера «Князь Игорь». | «Слово о полку Игореве» - вспомнить. А.П. Бородин. Сопоставление двух образов – русского народа и половецкого. Основные музыкальные характеристики главных героев оперы. | Музыкальная викторина. | ||||||||
| 4. | В музыкальном театре. Балет. | Жанр балета. Разновидности танцев в балетном искусстве. Пантомима. Ведущие исполнители балетного искусства. Вспомнить уже изученные балеты. | Устный опрос. | ||||||||
| 5. | Балет «Ярославна». | Музыкальная культура XX века. Б.И. Тищенко. Собирательный образ Ярославны. Особенности музыкального языка. Интерпретация музыкальных тем А.П. Бородина. | Устный опрос. | ||||||||
| 6. | В музыкальном театре. Рок-опера. | Музыкальная культура конца XX – начала XXI века. Особенности жанра рок-оперы. Легкая и серьезная музыка. | Презентация. | ||||||||
| 7. | Рок-опера «Преступление и наказание». | Э.Н. Артемьев. Роман Ф.М. Достоевского – вспомнить. Особенности музыкальных характеристик главных персонажей. Полистилистика. | Устный опрос. | ||||||||
| 8. | В музыкальном театре. Мюзикл. | Особенности жанра мюзикла. Музыкальная драматургия. Вспомнить уже изученные мюзиклы – основные музыкальные темы. | Устный опрос. | ||||||||
| 9. | Мюзикл «Ромео и Джульетта: от ненависти до любви». | Ж. Пресгурвик. Сюжет трагедии У. Шекспира. Вспомнить музыкальные произведения других жанров на этот сюжет. Музыка XXIвека. | Устный опрос. | ||||||||
| 10. | Музыка к драматическому спектаклю. | Вспомнить уже изученные драматические спектакли. Жанры театральной музыки. | Индивидуальные сообщения. | ||||||||
| 11. | Музыкальные зарисовки «Ромео и Джульетта». | Д.Б. Кабалевский. Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. Разбор зарисовок. Особенности музыкального языка композитора. | Устный опрос. | ||||||||
| 12. | Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». | Э. Григ. Драматическая поэма «Пер Гюнт». Сравнительный анализ. Сюита. Народно-поэтические источники. | Музыкальная викторина. | ||||||||
| 13. | «Ревизская сказка». «Гоголь-сюита». | А.Г. Шнитке. Полистилистика. Ревизская сказка. Литературные произведения Н.В. Гоголя. Жанр сюиты. Образы «Гоголь-сюиты». | Устный опрос. | ||||||||
| 14. | Музыка в кино. | Внутрикадровая и закадровая музыка. Значение музыки в киноискусстве. Таперы. Композиторы, написавшие песни для кинофильмов. Особенности музыкального языка в кино. | Индивидуальные сообщения. | ||||||||
| 15. | Музыка к фильму «Властелин колец». | Ты отправишься в путь, чтобы зажечь день… Г.Л. Шор. Музыкальная культура XXI века. Сопоставить образы. Сравнительный анализ. | Устный опрос. | ||||||||
| 16, 17, 18. | В концертном зале. Симфония. | Особенности строения симфонии. Симфония №8 («Неоконченная») Ф. Шуберта. Симфония №5 П.И. Чайковского. Симфония №1 («Классическая») С. Прокофьева. | Презентации. |
|
| ||||||
| Традиции и новаторство в музыке - 18 часов. | |||||||||||
| 19. | Традиции и новаторство в музыке. | Значение терминов «традиция» и «Новаторство» в музыкальном искусстве. Композиторы – новаторы. Смешение понятий. Вспомнить уже изученные музыкальные произведения. | Устный опрос. | - развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров; - совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства; - овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности; - наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение; - приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности; - сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
| - умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы; - смысловое чтение текстов различных стилей и жанров; - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например, в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе; - формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию
| - общее представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; - осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений и различных событий в мире музыки; - устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа, различным видам музыкально-творческой деятельности; - понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, средств художественной выразительности; - осмысление основных жанров музыкально-поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия; - рассуждение о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных произведениях и стилях музыкального искусства в целом; - применение специальной терминологии для классификации различных явлений музыкальной культуры; - постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира; - расширение и обогащение опыта в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
| |||||
| 20. | Опера «Порги и Бесс». | Дж. Гершвин. «Мой народ – американцы». Первая американская национальная опера. Джазовая музыка. Симфоджаз. Развитие традиций оперного спектакля. | Устный опрос. | ||||||||
| 21. | Опера «Кармен. | Самая популярная опера в мире. Ж. Бизе. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо. Особенности музыкального языка композитора. | Индивидуальные сообщения. | ||||||||
| 22. | Портреты великих исполнителей. | Елена Образцова. Фрагменты из оперных арий в исполнении Е. Образцовой. Проект «Портреты великих исполнителей». | Защита проектов. | ||||||||
| 23. | Портреты великих исполнителей. | Майя Плисецкая. Фрагменты выступлений балерины из балетных спектаклей. | Устный опрос. | ||||||||
| 24. | Балет «Кармен-сюита». | Новое прочтение оперы Бизе. Р.К. Щедрин. Транскрипция. Сюита. Сравнительный анализ музыкальных характеристик главных персонажей. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореадора. | Музыкальная викторина. | ||||||||
| 25. | Современный музыкальный театр. | Слово, действие, музыка, танец. Характерные черты современного музыкального театра. Разнообразие стилей, жанров и форм. Оркестр в современном музыкальном театре. | Музыкальная викторина. | ||||||||
| 26. | Великие мюзиклы мира. | Особенности жанра. Композиторы, обращающиеся к этому жанру. Э.Л. Уэббер. «Кошки», «Призрак оперы». А. Рыбников «Юнона и Авось». | Устный опрос. | ||||||||
| 27. | Классика в современной обработке. | «Классикал кроссовер». Музыкальные стили. Сравнительный анализ. | Устный опрос. | ||||||||
| 28. | В концертном зале. | Симфония №7 («Ленинградская») Д. Шостакович. Особенности музыкального языка композитора. Факты о симфонии. Вспомнить отличительные черты музыкальных произведений на военные сюжеты. | Устный опрос. | ||||||||
| 29. | Литературные страницы. | «Письмо к богу» - прочитать. Разбор, анализ письма, подбор музыкальных произведений. | Презентации. | ||||||||
| 30. | Музыка в храмовом синтезе искусств. | Музыка как вид искусства. Этапы развития духовной музыки в России. Знаменный распев. Acapella. Церковные праздники. Колокольный звон. | Музыкальная викторина. | ||||||||
| 31. | Литературные страницы. | Стихи русских поэтов – подбор музыкального материала. | Устный опрос. | ||||||||
| 32. | Галерея религиозных образов. | Иконопись. Фрески. Подобрать музыку. | Презентация. | ||||||||
| 33,34. | «О России петь – что стремиться в храм…». | Неизвестный Свиридов. Музыкальный язык композитора. Три хора Свиридова к трагедии А. Толстова «Царь Федор Иоаннович». «Запевка». Цикл «Песнопения и молитвы». Свет фресок Дионисия – миру. Р.К. Щедрин «Фрески Дионисия». | Музыкальная викторина. | ||||||||
| 35. | Музыкальные завещания потомкам. | Л.В. Бетховен. Гейлигенштадтское завещание. Р.К. Щедрин. | Устный опрос. | ||||||||
| 36. | Исследовательский проект. | Защита проектной деятельности. Обобщающий урок. | Презентации. | ||||||||






