Тематическое планирование

 

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

В том числе:
Контрольные работы.

Классика и современность (18 ч)

1. Классика в нашей жизни.  
2. В музыкальном театре. Опера.  
3. Опера «Князь Игорь».  
4. В музыкальном театре. Балет.  
5. Балет «Ярославна».  
6. В музыкальном театре. Рок-опера.  
7. Рок-опера «Преступление и наказание».  
8. В музыкальном театре. Мюзикл.  
9. Мюзикл «Ромео и Джульетта: от ненависти до любви».  
10. Музыка к драматическому спектаклю.  
11. Музыкальные зарисовки «Ромео и Джульетта».  
12. Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт».  
13. «Ревизская сказка. «Гоголь-сюита».  
14. Музыка в кино.  
15. Музыка к фильму «Властелин колец».  
16,17,18 В концертном зале. Симфония. 1

Традиции и новаторство в музыке (18 ч)

19. Традиции и новаторство в музыке.  
20. Опера «Порги и Бесс».  
21. Опера «Кармен».  
22. Балет «Кармен-сюита».  
23. Портреты великих исполнителей. Проектная деятельность.  
24. Портреты великих исполнителей.  
25. Современный музыкальный театр.  
26. Великие мюзиклы мира.  
27. Классика в современной обработке.  
28. В концертном зале.  
29. Литературные страницы.  
30. Музыка в храмовом синтезе искусств.  
31. Литературные страницы.  
32. Галерея религиозных образов.  
33,34. «О России петь – что стремиться в храм».  
35. Музыкальные завещания потомкам.  
36. Исследовательский проект. 1
  Итого: 36ч 2

 


Дата план

Дата факт

Тема урока

Элемент содержания

Вид контроля

Универсальные учебные действия.

Личностные

Метапредметные

Предметные

Классика и современность – 18 часов.

1.     Классика и современность.

Вспомнить понятия классики и современности в музыке. Композиторы, представители классического направления в музыке. «Поп-музыка». Э.Н. Артемьев.

Устный опрос.

-формирование целостного представления о поликультурной картине современного музыкального мира;

- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;

- совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;

- овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности

 

- умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;

- смысловое чтение текстов различных стилей и жанров

 

- общее представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

- осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений и различных событий в мире музыки;

- устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа, различным видам музыкально-творческой деятельности;

- понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, средств художественной выразительности;

- осмысление основных жанров музыкально-поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия;

- рассуждение о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных произведениях и стилях музыкального искусства в целом;

- применение специальной терминологии для классификации различных явлений музыкальной культуры;

- постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира;

- расширение и обогащение опыта в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;

- освоение знаний о музыке, овладение практическими умениями и навыками для реализации собственного творческого потенциала.

 

2.     В музыкальном театре. Опера.

Жанр оперы. Вспомнить уже изученные оперы – их особенности. Содержание, строение оперы. Основные термины – речитатив, ария, либретто, увертюра.

Устный опрос.
3.     Опера «Князь Игорь».

«Слово о полку Игореве» - вспомнить. А.П. Бородин. Сопоставление двух образов – русского народа и половецкого. Основные музыкальные характеристики главных героев оперы.

Музыкальная викторина.
4.     В музыкальном театре. Балет.

Жанр балета. Разновидности танцев в балетном искусстве. Пантомима. Ведущие исполнители балетного искусства. Вспомнить уже изученные балеты.

Устный опрос.
5.     Балет «Ярославна».

Музыкальная культура XX века. Б.И. Тищенко. Собирательный образ Ярославны. Особенности музыкального языка. Интерпретация музыкальных тем А.П. Бородина.

Устный опрос.
6.     В музыкальном театре. Рок-опера.

Музыкальная культура конца XX – начала XXI века. Особенности жанра рок-оперы. Легкая и серьезная музыка.

Презентация.
7.     Рок-опера «Преступление и наказание».

Э.Н. Артемьев. Роман Ф.М. Достоевского – вспомнить. Особенности музыкальных характеристик главных персонажей. Полистилистика.

Устный опрос.
8.     В музыкальном театре. Мюзикл.

Особенности жанра мюзикла. Музыкальная драматургия. Вспомнить уже изученные мюзиклы – основные музыкальные темы.

Устный опрос.
9.     Мюзикл «Ромео и Джульетта: от ненависти до любви».

Ж. Пресгурвик. Сюжет трагедии У. Шекспира. Вспомнить музыкальные произведения других жанров на этот сюжет. Музыка XXIвека.

Устный опрос.
10.     Музыка к драматическому спектаклю.

Вспомнить уже изученные драматические спектакли. Жанры театральной музыки.

Индивидуальные сообщения.
11.     Музыкальные зарисовки «Ромео и Джульетта».

Д.Б. Кабалевский. Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. Разбор зарисовок. Особенности музыкального языка композитора.

Устный опрос.
12.     Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт».

Э. Григ. Драматическая поэма «Пер Гюнт». Сравнительный анализ. Сюита. Народно-поэтические источники.

Музыкальная викторина.
13.     «Ревизская сказка». «Гоголь-сюита».

А.Г. Шнитке. Полистилистика. Ревизская сказка. Литературные произведения Н.В. Гоголя. Жанр сюиты. Образы «Гоголь-сюиты».

Устный опрос.
14.     Музыка в кино.

Внутрикадровая и закадровая музыка. Значение музыки в киноискусстве. Таперы. Композиторы, написавшие песни для кинофильмов. Особенности музыкального языка в кино.

Индивидуальные сообщения.
15.     Музыка к фильму «Властелин колец».

Ты отправишься в путь, чтобы зажечь день… Г.Л. Шор. Музыкальная культура XXI века. Сопоставить образы. Сравнительный анализ.

Устный опрос.
16, 17, 18.     В концертном зале. Симфония.

Особенности строения симфонии. Симфония №8 («Неоконченная») Ф. Шуберта. Симфония №5 П.И. Чайковского. Симфония №1 («Классическая») С. Прокофьева.

Презентации.

 

 

 

                                           Традиции и новаторство в музыке - 18 часов.

19.    

Традиции и новаторство в музыке.

Значение терминов «традиция» и «Новаторство» в музыкальном искусстве. Композиторы – новаторы. Смешение понятий. Вспомнить уже изученные музыкальные произведения. Устный опрос.

- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;

- совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;

- овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;

- наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;

- приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности;

- сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.

 

- умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;

- смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например, в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию

 

- общее представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

- осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений и различных событий в мире музыки;

- устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа, различным видам музыкально-творческой деятельности;

- понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, средств художественной выразительности;

- осмысление основных жанров музыкально-поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия;

- рассуждение о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных произведениях и стилях музыкального искусства в целом;

- применение специальной терминологии для классификации различных явлений музыкальной культуры;

- постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира;

- расширение и обогащение опыта в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;

 

 

20.    

Опера «Порги и Бесс».

Дж. Гершвин. «Мой народ – американцы». Первая американская национальная опера. Джазовая музыка. Симфоджаз. Развитие традиций оперного спектакля. Устный опрос.
21.    

Опера «Кармен.

Самая популярная опера в мире. Ж. Бизе. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо. Особенности музыкального языка композитора. Индивидуальные сообщения.
22.    

Портреты великих исполнителей.

Елена Образцова. Фрагменты из оперных арий в исполнении Е. Образцовой.  Проект «Портреты великих исполнителей». Защита проектов.
23.    

Портреты великих исполнителей.

Майя Плисецкая. Фрагменты выступлений балерины из балетных спектаклей. Устный опрос.
24.    

Балет «Кармен-сюита».

  Новое прочтение оперы Бизе. Р.К. Щедрин. Транскрипция. Сюита. Сравнительный анализ музыкальных характеристик главных персонажей. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореадора. Музыкальная викторина.
25.    

Современный музыкальный театр.

Слово, действие, музыка, танец. Характерные черты современного музыкального театра. Разнообразие стилей, жанров и форм. Оркестр в современном музыкальном театре. Музыкальная викторина.
26.    

Великие мюзиклы мира.

Особенности жанра. Композиторы, обращающиеся к этому жанру. Э.Л. Уэббер. «Кошки», «Призрак оперы». А. Рыбников «Юнона и Авось». Устный опрос.
27.    

Классика в современной обработке.

«Классикал кроссовер». Музыкальные стили. Сравнительный анализ. Устный опрос.
28.    

В концертном зале.

Симфония №7 («Ленинградская») Д. Шостакович. Особенности музыкального языка композитора. Факты о симфонии. Вспомнить отличительные черты музыкальных произведений на военные сюжеты. Устный опрос.
29.    

Литературные страницы.

«Письмо к богу» - прочитать. Разбор, анализ письма, подбор музыкальных произведений. Презентации.
30.    

Музыка в храмовом синтезе искусств.

Музыка как вид искусства. Этапы развития духовной музыки в России. Знаменный распев. Acapella. Церковные праздники. Колокольный звон. Музыкальная викторина.
31.    

Литературные страницы.

Стихи русских поэтов – подбор музыкального материала. Устный опрос.
32.    

Галерея религиозных образов.

Иконопись. Фрески. Подобрать музыку. Презентация.
33,34.    

«О России петь – что стремиться в храм…».

Неизвестный Свиридов. Музыкальный язык композитора. Три хора Свиридова к трагедии А. Толстова «Царь Федор Иоаннович». «Запевка». Цикл «Песнопения и молитвы». Свет фресок Дионисия – миру. Р.К. Щедрин «Фрески Дионисия». Музыкальная викторина.
35.    

Музыкальные завещания потомкам.

Л.В. Бетховен. Гейлигенштадтское завещание. Р.К. Щедрин. Устный опрос.
36.    

Исследовательский проект.

Защита проектной деятельности. Обобщающий урок. Презентации.
                       


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: