Урок 33. Окончания существительных во множественном числе в разных падежах

Задачи урока:

Закреплять умения определять:

– падеж существительных в форме мн.ч.;

– тип орфограммы и способ действия для ее правописания; – способ образования слова.

Формировать

познавательные УУД:

– использовать информацию учебника;

– иллюстрировать изучаемые правила примерами из упражнений;

личностные и коммуникативные УУД:

– учитывать позицию собеседника, самоопределяться.

Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.3 (с.86–90). Рабочая тетрадь 2.

I.Оргмомент.

II. С. 86–87. Упражнение 96. Цель этого упражнения – формирование умения определять падеж

существительных в форме мн.ч., а также развитие орфографической зоркости путем нахождения

глаголов с безударными гласными в корне.

Учащиеся списывают текст, определяют падежи существительных, стоящих во мн.ч., задавая к

ним падежные вопросы:

шагал (кем? чем?) тропинками (Т.п.);

шагал (в кого? во что?) в горы (В.п.);

шагал (вдоль кого? вдоль чего?) вдоль рек (Р.п.);

минуя (кого? что?) озера (В.п.);

не боялся встретить (кого? что?) ни быков, ни собак (В.п.);

(кто? что?) кукушки (И.п.) да галки (И.п.) летали;

шел (по кому? по чему?) по тропам (Д.п.);

шел (по кому? по чему?) по дорогам (Д.п.);

встречал (кого? что?) волков (В.п.);

встречал (кого? что?) медведей (В.п.).

У всех существительных, стоящих во мн.ч., ученики выделяют окончания.

Затем отыскивают глаголы с безударными гласными в корне и подчеркивают их: шагал, боялся,

встречал, смеялся, приговаривал, летали, рычал.

III. Работа в Тетради для самостоятельной работы № 2 на с. 45 с новым СЛОВАРНЫМ словом ОРЕХ.

Упражнение 47

Цель: познакомить с написание нового словарного слова; учить определять падеж имен

существительных во мн.ч.; формировать умение подбирать родственные слова.

Рассуждение ученика

Записываю новое словарное слово в нужной форме и подчеркиваю буквы, написание которых надо

запомнить: орехи (мн.ч. В.п.).

Вставляю пропущенные буквы: хлопотунья (хлопоты, хлопочет), зима (зимний), для потехи (для

земли).

Над существительными во мн.ч. сверху указываю падеж:

В закрома (В.п.), ягоды (В.п.), орехи (В.п.).

Выписываю название стихотворения. Рядом пишу родственные слова. Над ними указываю часть

речи.

Хлопотунья (сущ), хлопотливый (прил.), хлопотать (гл.)

IV. С. 87. Упражнение 97. Цель данного упражнения – учить детей ставить существительные в

форму Р.п. мн.ч., находить имена прилагательные и имена существительные, к которым они

относятся, определять склонение и падеж существительных в ед.ч.

IV.1. Ученики списывают текст, ставя слова в скобках в форму Р.п. мн.ч.:

в дыму (кого? чего?) облаков;

вой (кого? чего?) волков;

в тумане (кого? чего?) лесов.

IV.2. При выполнении следующего задания, где требуется показать стрелками, к какому

существительному какое прилагательное относится, они могут задавать вопрос от существительного

к прилагательному.

IV.3. После этого дети отыскивают имена существительные в ед.ч. и определяют их склонение и

падеж, выделяют окончания.

V. С. 87–88. Упражнение 98. Цель данного упражнения – подвести детей к тому, чтобы они

самостоятельно дополнили вывод об окончаниях существительных мн.ч. в Д.п. и Т.п. Упражнение направлено также на развитие орфографической зоркости посредством работы над орфограммой

≪безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением≫.

V.1. Сначала дети читают текст стихотворения, называют слова с безударными гласными и устно

подбирают проверочные слова.

V.2. Затем они объясняют написание падежных окончаний выделенных слов и списывают текст.

V.3. У существительных во мн.ч. определяют падеж и выделяют окончания:

приходили (кто? что?) гости (И.п.),

мискою (кого? чего?) костей (Р.п.),

встречая (кого? что?) гостей (В.п.),

склонившись (над кем? над чем?) над костями (Т.п.),

завиляли (кем? чем?) хвостами (Т.п.),

видно (по кому? по чему?) по хвостам (Д.п.),

(кто? что?) кости (И.п.) нравятся (кому? чему?) гостям (Д.п.).

V.4. После выполнения этого задания учащиеся должны самостоятельно дополнить вывод:

≪У существительных во мн.ч. в Д.п. окончания -ам, -ям, в Т.п. окончания -ами, -ями≫.

Правильность вывода дети могут проверить по таблице на с. 69.

VI. С. 89. Упражнение 99. Цель этого упражнения – формирование умения определять падеж

существительных во мн.ч., определять лицо и число личных местоимений, определять число у

глаголов, а также находить в словах орфограммы ≪гласный после шипящих≫ и ≪безударный

гласный в корне слова, проверяемый ударением≫.

VI. 1. Сначала дети списывают текст, находят существительные в форме мн.ч., определяют их

падеж и выделяют окончания.

VI. 2. Затем сравнивают подчеркнутые местоимения и пробуют ответить на вопросы учебника.

Учащиеся могут сами сказать, что оба местоимения 2-го лица: местоимение ТЫ – ед.ч., местоимение

ВЫ – мн.ч.

VI. 3. Слова, выделенные жирным шрифтом, ученики выписывают отдельно, находят и

подчеркивают в них орфограммы: кричат, кричу, хочу.

VII. С. 89–90. Упражнение 100. Выполняя данное упражнение, дети должны будут правильно

поставить существительные в форму Т.п. мн.ч., выделить окончания.

VIII. Домашнее задание: Упражнение № 48 (Тетрадь для самостоятельной работы № 2; с.46).

IX. Итог урока.

 

Упражнение 48

Цель: учить определять падеж имен существительных в ед.ч. и мн.ч.; учить определять тип

пропущенной орфограммы.

Рассуждение ученика

В словах щебетали, щебечешь (щебет), бегут (бег), тетерева (тетерев), новостей (новость),

гостей (гость) пропущена орфограмма «безударный гласный в корне слова, проверяемый

ударением».

Синим карандашом подчеркиваю существительные – названия птиц в форме ед.ч. Выделяю

окончания. Сверху указываю склонение и падеж.

Зяблик (2 скл., И.п), пеночка (1 скл,. И.п.), зарянка (1 скл., И.п.).

Жёлтым карандашом подчеркиваю существительные – названия птиц в форме множественного

числа. Выделяю окончания. Сверху указываю падеж.

Корольки (И.п.), чижи (И.п.), клесты (И.п.), тетерева (И.п.), куропатки (И.п.), глухари (И.п.)

У подчеркнутых слов выделяю окончания. Рядом в скобках пишу число и падеж.

Новостей (мн.ч., Р.п.), гостей (мн.ч., В.п.).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: