double arrow

Урок 29–30. ОКОНЧАНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ВО МНОЖЕСТВЕННОМ ЧИСЛЕ В Р.П. (НУЛЕВОЕ, -ОВ, -ЕВ, -ЕЙ)

Задачи уроков:

– научиться правильно употреблять формы Р.п. мн.ч. существительных;

– усвоить новую орфограмму у существительных с основой на шипящий в форме Р. п.

мн.ч.

Закреплять умения определять:

– ошибкоопасное место в слове;

– состав слова.

Формировать:

познавательные УУД:

– решать проблема различения существительных ед. и мн. числа;

– формулировать выводы на основе правил-плакатов; регулятивные УУД:

– уметь определять принадлежность слов к конкретной части речи для осуществления

самоконтроля в процессе деятельности (письма).

Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.3 (с.73–79); Рабочая тетрадь 2.

I. Работа со словарными словами КОСМОС, КОСМОНАВТ (Р. т., У. 41; с. 39–40). Упражнение

41

Цель: познакомиться с написанием новых словарных слов; закреплять умение определять

склонение и падеж имён существительных. Рассуждения ученика

Записываю новые словарные слова в нужной форме. Подчеркиваю в них буквы, написание

которых надо запомнить: о космосе, у космонавтов.

Нахожу существительные I склонения. Над ними указываю падеж. Выделяю окончания. На

примете (П.п.), ракету (В.п.), ракете (Д.п.).

Упражнение 43 (ОПРЕДЕЛИТЕ, на каком из этапов урока 30, Вы будете работать с этим

упражнением)

Цель: познакомиться с написанием нового словарного слова; закреплять умения находить и

проверять орфограмму «безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением».

Рассуждения ученика

Вписываю новое словарное слово в форме ед.ч. Р.п. Подчеркиваю букву, написание которой

надо запомнить: чувства.

Синим карандашом подчёркиваю существительное в форме мн.ч. И.п. и выделяю в нём

окончание. Это слово пенсионеры.

Жёлтым карандашом подчеркиваю личное местоимение 1-го лица в форме мн.ч. Р.п.: нас.

В глаголе говорят в корне слова два безударных гласных проверяемых ударением:

Говорят (гОвор, разговОр).

 

II. С. 73–74. Из текста и плаката Летучей Мыши дети узнают, как правильно ставить

указанные слова в форму Р.п. мн.ч.

III. С. 74–75. Упражнение 83. Цель этого упражнения – научить детей правильно ставить

существительные в форму Р.п. мн.ч. и употреблять их в речи.

III.1. Сначала учащиеся записывают предложения, ставя слова в скобках в нужную форму и

сверяя написанное с таблицей.

III.2. Затем, используя плакат Летучей Мыши на с. 74, дети находят слова, не попавшие в это

упражнение, и сами составляют предложения с ними в форме Р.п. мн.ч.

IV. С. 75. Далее дети знакомятся с правилом на с. 75. Учащиеся читают плакат Летучей

Мыши и выполняют упражнение 84.

Ученики списывают текст упражнения, правильно записывая слова в скобках.

Данный текст содержит орфограммы:

И/Ы после шипящих,

парный по звонкости/глухости согласный на конце слова

и правило правописания Ь на конце существительных м.р. и ж.р. в форме ед.ч. И.п. с основой

на шипящий.

V. С. 75–76. Упражнение 85. Цель данного упражнения – формирование умения

распознавать Р.п. мн.ч. и И.п. мн.ч. существительных, повторение правописания предлогов и

частицы НЕ, а также формирование умения делать словообразовательный анализ.

V.1. Дети списывают текст, объясняя написание орфограмм и определяя части речи.

V.2. Над существительными в форме мн.ч. указывают падеж и выделяют в них окончания.

Здесь необходимо акцентировать внимание учащихся на том, какие бывают окончания у

существительных в форме Р.п. мн.ч.

V.3. Затем дети показывают, как образовано слово кораблик:

корабль/ = кораб[л’] +; кораб[л’]/ + -ик- + = корабл/ик.

VI. 76–77. Упражнение 86. Цель этого упражнения – научить детей образовывать форму

Р.п. мн.ч. существительных и подготовить учеников к самостоятельной формулировке вывода на

с. 77 об окончаниях существительных в указанной форме; обратить внимание учащихся на

значение Р.п. в словосочетаниях типа сущ. И.п. + сущ. Р.п..

VI.1. Сначала дети переписывают данные словосочетания, проводят стрелки и задают

вопросы от главных слов к зависимым, определяют часть речи.

VI.2. Затем им предлагается в каждом из данных словосочетаний заменить зависимое

прилагательное существительным в форме Р.п. мн.ч. по образцу.

Ученики записывают получившиеся словосочетания типа сущ. И.п. мн.ч. + сущ. Р.п. мн.ч.,

выделяют окончания существительных в Р.п. мн.ч. (-ей, -ев, -ов). VI.3. После того как дети самостоятельно образуют формы Р.п. мн.ч. существительных и

выделят в них окончания, они смогут дополнить формулировку вывода на с. 77 в конце

упражнения.

Правильность своей формулировки учащиеся проверяют по таблице на с. 69. При этом учитель

должен пояснить, что окончания -ов и -ёв одинаковые, если рассматривать звуковую запись слов.

VII. С. 77. Упражнение 87. Работая над этим упражнением, дети также учатся заменять

прилагательные на существительные Р.п. мн.ч. в словосочетаниях, задавать вопросы от главного

слова к зависимому. Также они учатся распознавать отглагольные существительные и вспоминают

орфограмму парный по звонкости/глухости согласный на конце слова. VII.1. Сначала ученики

выписывают словосочетания, ставя к зависимому слову вопрос: бег (какой?) конский стай (каких?)

орлиных голос (чей?) волчий

VII.2. Затем заменяют в этих словосочетаниях прилагательные на существительные в форме

Р.п. мн.ч.:

бег (кого?) коней стай

(кого?) орлов голос

(кого?) волков

VII.3. После выполнения этого задания учащиеся отыскивают существительные со значением

действия, находят и подчеркивают орфограмму, которая их объединяет (парный по

звонкости/глухости согласный на конце слова), записывают проверочные слова, подбирают

глаголы, от которых произошли данные слова, отмечают чередования в корнях:

бег (бега) ← бежать [г] / [ж] крик

(крики) ← кричать [к] /[ч’]

VIII.1. С. 78. Упражнение 88. Цель данного упражнения – повторить правописание предлогов,

приставок и частицы НЕ со словами.

Также ученики вспоминают орфограммы

1) парный по звонкости/глухости согласный в середине слова

и 2) непроизносимый согласный в корне слова.

VIII.2. Особое значение в этом упражнении придается последнему заданию:

распознать, в каких из подчеркнутых слов есть недавно пройденная орфограмма

правописание существительных с основой на шипящий в форме Р.п. мн.ч. (с. 75), а какие

подчиняются другому правилу: наличие или отсутствие Ь на конце существительных ж.р. и м.р. с

основой на шипящий в ед.ч. И.п.

Например, чтобы правильно записать слово с плеч, ребенок должен воспользоваться первым

правилом, а над этим существительным указать, что оно стоит в форме мн.ч. Р.п. Для того чтобы

правильно записать слово печь, надо воспользоваться вторым правилом, а над этим словом указать,

что это слово женского рода.

IX. С. 78–79. Упражнение 89. Это упражнение направлено на закрепление умения

правильно ставить существительные в форму Р.п. мн.ч. и употреблять их в речи.

Дети записывают парами формы слов, выделяют окончания.

Для самопроверки они могут обратиться к таблице на с. 74.

Затем, выбрав любую пару слов, учащиеся составляют и записывают предложения с каждой из

форм. Например:

В саду созрели спелые яблоки.

Мама сварила компот из яблок.

X. Домашнее задание после урока 29: упражнение 42, отрывки из произведений С.

Черного,

С. Волкова и К. Чуковского (Тетрадь для самостоятельной работы № 2; с. 40–41).

XI. Домашнее задание после урока 30: упражнение 42, отрывки из произведений С.

Маршака и Ю. Вронского (Тетрадь для самостоятельной работы № 2; с.41). XII. Итог урока.

Упражнение 42 (после урока 29)

Цель: формировать навык правописания существительных с основой на шипящий в форме мн.ч.

Р.п.

Рассуждения ученика

Вставляю пропущенные буквы.

Солнце (солнышко), живёт (жить; ЖИ-ШИ), не случайно (ЧА-ЩА), на неделе

отличных (ЧК-ЧН).

У существительных с основой на шипящий в форме мн.ч. Р.п. Ь знак на конце не пишется.

Следовательно, около форм слов из-за туч, вдоль крыш, у клавиш, калош в скобках указываю

число и падеж.

У существительных мужского рода с основой на шипящий в ед.ч. мягкий знак не пишется, а у

существительных женского рода – пишется. Следовательно, около форм слов луч (м.р.), мышь

(ж.р.) в скобках указываю род.

 

Упражнение 42(после урока 30)

Цель: формировать навык правописания существительных с основой на шипящий в форме мн.ч.

Р.п.

Рассуждения ученика

Вставляю пропущенные буквы.

Сказал (скАжет), в банке (в столЕ), вьётся (Ь – разд.), речка (ЧК-ЧН), небольшая (бОльше), средь

(среди), полей (пОле), петляя (пЕтли), на солнышке (на столЕ), лесную (лес).

У существительных с основой на шипящий в форме мн.ч. Р.п. Ь знак на конце не пишется.

Следовательно, около форм слов дач, средь рощ в скобках указываю число и падеж.

У существительных мужского рода с основой на шипящий в ед.ч. мягкий знак не пишется, а у

существительных женского рода – пишется. Следовательно, около форм слов богач (м.р.), глушь

(ж.р.) в скобках указываю род.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: