Задачи уроков:
– научиться правильно употреблять формы Р.п. мн.ч. существительных;
– усвоить новую орфограмму у существительных с основой на шипящий в форме Р. п.
мн.ч.
Закреплять умения определять:
– ошибкоопасное место в слове;
– состав слова.
Формировать:
познавательные УУД:
– решать проблема различения существительных ед. и мн. числа;
– формулировать выводы на основе правил-плакатов; регулятивные УУД:
– уметь определять принадлежность слов к конкретной части речи для осуществления
самоконтроля в процессе деятельности (письма).
Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.3 (с.73–79); Рабочая тетрадь 2.
I. Работа со словарными словами КОСМОС, КОСМОНАВТ (Р. т., У. 41; с. 39–40). Упражнение
41
Цель: познакомиться с написанием новых словарных слов; закреплять умение определять
склонение и падеж имён существительных. Рассуждения ученика
Записываю новые словарные слова в нужной форме. Подчеркиваю в них буквы, написание
которых надо запомнить: о космосе, у космонавтов.
|
|
Нахожу существительные I склонения. Над ними указываю падеж. Выделяю окончания. На
примете (П.п.), ракету (В.п.), ракете (Д.п.).
Упражнение 43 (ОПРЕДЕЛИТЕ, на каком из этапов урока 30, Вы будете работать с этим
упражнением)
Цель: познакомиться с написанием нового словарного слова; закреплять умения находить и
проверять орфограмму «безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением».
Рассуждения ученика
Вписываю новое словарное слово в форме ед.ч. Р.п. Подчеркиваю букву, написание которой
надо запомнить: чувства.
Синим карандашом подчёркиваю существительное в форме мн.ч. И.п. и выделяю в нём
окончание. Это слово пенсионеры.
Жёлтым карандашом подчеркиваю личное местоимение 1-го лица в форме мн.ч. Р.п.: нас.
В глаголе говорят в корне слова два безударных гласных проверяемых ударением:
Говорят (гОвор, разговОр).
II. С. 73–74. Из текста и плаката Летучей Мыши дети узнают, как правильно ставить
указанные слова в форму Р.п. мн.ч.
III. С. 74–75. Упражнение 83. Цель этого упражнения – научить детей правильно ставить
существительные в форму Р.п. мн.ч. и употреблять их в речи.
III.1. Сначала учащиеся записывают предложения, ставя слова в скобках в нужную форму и
сверяя написанное с таблицей.
III.2. Затем, используя плакат Летучей Мыши на с. 74, дети находят слова, не попавшие в это
упражнение, и сами составляют предложения с ними в форме Р.п. мн.ч.
IV. С. 75. Далее дети знакомятся с правилом на с. 75. Учащиеся читают плакат Летучей
Мыши и выполняют упражнение 84.
Ученики списывают текст упражнения, правильно записывая слова в скобках.
Данный текст содержит орфограммы:
|
|
И/Ы после шипящих,
парный по звонкости/глухости согласный на конце слова
и правило правописания Ь на конце существительных м.р. и ж.р. в форме ед.ч. И.п. с основой
на шипящий.
V. С. 75–76. Упражнение 85. Цель данного упражнения – формирование умения
распознавать Р.п. мн.ч. и И.п. мн.ч. существительных, повторение правописания предлогов и
частицы НЕ, а также формирование умения делать словообразовательный анализ.
V.1. Дети списывают текст, объясняя написание орфограмм и определяя части речи.
V.2. Над существительными в форме мн.ч. указывают падеж и выделяют в них окончания.
Здесь необходимо акцентировать внимание учащихся на том, какие бывают окончания у
существительных в форме Р.п. мн.ч.
V.3. Затем дети показывают, как образовано слово кораблик:
корабль/ = кораб[л’] +; кораб[л’]/ + -ик- + = корабл/ик.
VI. 76–77. Упражнение 86. Цель этого упражнения – научить детей образовывать форму
Р.п. мн.ч. существительных и подготовить учеников к самостоятельной формулировке вывода на
с. 77 об окончаниях существительных в указанной форме; обратить внимание учащихся на
значение Р.п. в словосочетаниях типа сущ. И.п. + сущ. Р.п..
VI.1. Сначала дети переписывают данные словосочетания, проводят стрелки и задают
вопросы от главных слов к зависимым, определяют часть речи.
VI.2. Затем им предлагается в каждом из данных словосочетаний заменить зависимое
прилагательное существительным в форме Р.п. мн.ч. по образцу.
Ученики записывают получившиеся словосочетания типа сущ. И.п. мн.ч. + сущ. Р.п. мн.ч.,
выделяют окончания существительных в Р.п. мн.ч. (-ей, -ев, -ов). VI.3. После того как дети самостоятельно образуют формы Р.п. мн.ч. существительных и
выделят в них окончания, они смогут дополнить формулировку вывода на с. 77 в конце
упражнения.
Правильность своей формулировки учащиеся проверяют по таблице на с. 69. При этом учитель
должен пояснить, что окончания -ов и -ёв одинаковые, если рассматривать звуковую запись слов.
VII. С. 77. Упражнение 87. Работая над этим упражнением, дети также учатся заменять
прилагательные на существительные Р.п. мн.ч. в словосочетаниях, задавать вопросы от главного
слова к зависимому. Также они учатся распознавать отглагольные существительные и вспоминают
орфограмму парный по звонкости/глухости согласный на конце слова. VII.1. Сначала ученики
выписывают словосочетания, ставя к зависимому слову вопрос: бег (какой?) конский стай (каких?)
орлиных голос (чей?) волчий
VII.2. Затем заменяют в этих словосочетаниях прилагательные на существительные в форме
Р.п. мн.ч.:
бег (кого?) коней стай
(кого?) орлов голос
(кого?) волков
VII.3. После выполнения этого задания учащиеся отыскивают существительные со значением
действия, находят и подчеркивают орфограмму, которая их объединяет (парный по
звонкости/глухости согласный на конце слова), записывают проверочные слова, подбирают
глаголы, от которых произошли данные слова, отмечают чередования в корнях:
бег (бега) ← бежать [г] / [ж] крик
(крики) ← кричать [к] /[ч’]
VIII.1. С. 78. Упражнение 88. Цель данного упражнения – повторить правописание предлогов,
приставок и частицы НЕ со словами.
Также ученики вспоминают орфограммы
1) парный по звонкости/глухости согласный в середине слова
и 2) непроизносимый согласный в корне слова.
VIII.2. Особое значение в этом упражнении придается последнему заданию:
распознать, в каких из подчеркнутых слов есть недавно пройденная орфограмма
правописание существительных с основой на шипящий в форме Р.п. мн.ч. (с. 75), а какие
подчиняются другому правилу: наличие или отсутствие Ь на конце существительных ж.р. и м.р. с
основой на шипящий в ед.ч. И.п.
Например, чтобы правильно записать слово с плеч, ребенок должен воспользоваться первым
правилом, а над этим существительным указать, что оно стоит в форме мн.ч. Р.п. Для того чтобы
|
|
правильно записать слово печь, надо воспользоваться вторым правилом, а над этим словом указать,
что это слово женского рода.
IX. С. 78–79. Упражнение 89. Это упражнение направлено на закрепление умения
правильно ставить существительные в форму Р.п. мн.ч. и употреблять их в речи.
Дети записывают парами формы слов, выделяют окончания.
Для самопроверки они могут обратиться к таблице на с. 74.
Затем, выбрав любую пару слов, учащиеся составляют и записывают предложения с каждой из
форм. Например:
В саду созрели спелые яблоки.
Мама сварила компот из яблок.
X. Домашнее задание после урока 29: упражнение 42, отрывки из произведений С.
Черного,
С. Волкова и К. Чуковского (Тетрадь для самостоятельной работы № 2; с. 40–41).
XI. Домашнее задание после урока 30: упражнение 42, отрывки из произведений С.
Маршака и Ю. Вронского (Тетрадь для самостоятельной работы № 2; с.41). XII. Итог урока.
Упражнение 42 (после урока 29)
Цель: формировать навык правописания существительных с основой на шипящий в форме мн.ч.
Р.п.
Рассуждения ученика
Вставляю пропущенные буквы.
Солнце (солнышко), живёт (жить; ЖИ-ШИ), не случайно (ЧА-ЩА), на неделе
отличных (ЧК-ЧН).
У существительных с основой на шипящий в форме мн.ч. Р.п. Ь знак на конце не пишется.
Следовательно, около форм слов из-за туч, вдоль крыш, у клавиш, калош в скобках указываю
число и падеж.
У существительных мужского рода с основой на шипящий в ед.ч. мягкий знак не пишется, а у
существительных женского рода – пишется. Следовательно, около форм слов луч (м.р.), мышь
(ж.р.) в скобках указываю род.
Упражнение 42(после урока 30)
Цель: формировать навык правописания существительных с основой на шипящий в форме мн.ч.
Р.п.
Рассуждения ученика
Вставляю пропущенные буквы.
Сказал (скАжет), в банке (в столЕ), вьётся (Ь – разд.), речка (ЧК-ЧН), небольшая (бОльше), средь
(среди), полей (пОле), петляя (пЕтли), на солнышке (на столЕ), лесную (лес).
У существительных с основой на шипящий в форме мн.ч. Р.п. Ь знак на конце не пишется.
|
|
Следовательно, около форм слов дач, средь рощ в скобках указываю число и падеж.
У существительных мужского рода с основой на шипящий в ед.ч. мягкий знак не пишется, а у
существительных женского рода – пишется. Следовательно, около форм слов богач (м.р.), глушь
(ж.р.) в скобках указываю род.