Задачи урока:
Закреплять умения определять:
– падеж существительных в форме мн.ч.;
– тип орфограммы и способ действия для ее правописания;
– способ образования слова.
Формировать
познавательные УУД:
– использовать информацию учебника;
– иллюстрировать изучаемые правила примерами из упражнений;
личностные и коммуникативные УУД:
– учитывать позицию собеседника, самоопределяться.
Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.3 (с.95–96). Рабочая тетрадь 2.
I. С. 95. Упражнение 106. Цель данного упражнения – вспомнить, что такое многозначные слова и
что такое омонимы, выявить, в чем разница между ними.
Перед выполнением упражнения учитель задает детям вопросы: ≪Что такое многозначные
слова?≫, ≪Что такое омонимы?≫
Упражнение дети выполняют устно. Они должны не просто сказать, что в первом случае слово
лицо – многозначное, а во втором случае два существительных ласка – омонимы, но и постараться
обосновать это.
В конце учащиеся отвечают на вопрос, в чем разница между многозначными словами и
|
|
омонимами.
II. Работа в Тетради для самостоятельной работы № 2 на с. 45 с новым СЛОВАРНЫМИ словами
(с. 50–51)
II.1. Упражнение 54 Цель: познакомить с новым словарным словом; учить определять падеж имен
существительных в ед.ч. и мн.ч.; учить определять склонение в ед.ч.
Рассуждение ученика
Записываю новое словарное слово в форме мн.ч. Р.п. Подчёркиваю букву, написание которой
надо запомнить: кроме пирожных.
Вставляю пропущенные буквы: лежит (лёг), в кровати (в степи), с одеялами (мн.ч., Т.п.), на вате
(на земле).
Существительные в ед.ч.: Витя (ед.ч., 1 скл., И.п.), в кровати (ед.ч., 3 скл.,
П.п.), на вате (ед.ч., 1 скл., П.п.)
Существительные во мн.ч.: с одеялами (мн.ч., Т.п.), кроме плюшек_ (мн.ч., Р.п.), кроме пирожных
(мн.ч., Р.п.)
II.2. Упражнение 55
Цель: познакомить с новыми словарными словами; учить правильно записывать
существительные с безударными падежными окончаниями.
Рассуждение ученика
Вписываю новые словарные слова. Подчеркиваю буквы, написание которых надо запомнить: в
пирог (ед.ч., В.п.), в песок (ед.ч.,В.п.), завтрак (н.ф.)
Вписываю пропущенные безударные окончания:
В Сахаре (ед.ч., 1скл., П.п.), ни печки (ед.ч., 1 скл., Р.п.)
Выделенные буквы в словах дров, готов обозначают звук [ф].
III.С. 95–96. Упражнение 107. Данное упражнение – итоговое по теме ≪Окончания
существительных во мн.ч. в разных падежах≫.
III.1. Сначала дети списывают текст, вставляя буквы и называя соответствующие орфограммы:
потемнели (≪безударный гласный в корне≫, проверочное слово темный);
посинел (≪безударный гласный в корне≫, проверочное слово синий);
на реке (≪безударный гласный в корне≫, проверочное слово реки);
|
|
лед (≪парный по звонкости/глухости согласный на конце слова≫, проверочное слово ледок);
грачи (≪безударный гласный в корне≫, проверочное слово грач);
поправляют (≪безударный гласный в корне≫, проверочное слово поправка);
ручьи (≪разделительный Ь≫);
на деревьях (≪безударный гласный в корне≫, проверочное слово дерево; ≪разделительный Ь≫);
пахучие (≪безударный гласный в корне≫, проверочное слово пахнет);
почки (≪буквосочетание ЧК≫);
увидали (≪безударный гласный в корне≫, проверочное слово видеть);
скворцов (≪буквы о и е в окончаниях существительных с основой на шипящий и Ц≫);
косяки (≪безударный гласный в корне≫, проверочное слово косо);
потянулись (≪безударный гласный в корне≫, проверочное слово тянут);
высоко (≪безударный гласный в корне≫, проверочное слово высокий);
показался (≪безударный гласный в корне≫, проверочное слово кажется);
мягкие (≪парный по звонкости/глухости согласный в середине слова≫, проверочное слово
мягок);
пуховки (≪парный по звонкости/глухости согласный в середине слова≫, проверочное слово
пуховый);
побежали (≪безударный гласный в корне≫, проверочное слово бег);
по тропинкам (≪безударный гласный в корне≫, проверочное слово тропка);
хлопотливые (≪безударный гласный в корне≫, проверочное слово хлопоты);
муравьи (≪разделительный Ь≫);
выбежал (≪безударный гласный в корне≫, проверочное слово бег);
на опушку (≪парный по звонкости/глухости согласный в середине слова≫, проверочное слово
опушечка);
заяц-беляк (≪парный по звонкости/глухости согласный на конце слова≫, проверочное слово
беляки);
сидит (≪безударный гласный в корне≫, проверочное слово сидя)
на пеньке (≪безударный гласный в корне≫, проверочное слово пень); глядит (≪безударный гласный в корне≫, проверочное слово глядя);
вокруг (≪парный по звонкости/глухости согласный на конце слова≫, проверочное слово круги);
большой (≪безударный гласный в корне≫, проверочное слово больше);
лось (≪Ь, обозначающий мягкость согласного на письме≫) с бородой (≪безударный гласный в
корне≫, проверочное слово бороды; бородкой, бородушка);
с рогами (≪безударный гласный в корне≫, проверочное слово рог);
радостное (≪непроизносимый согласный в корне слова≫, проверочное слово радость);
чувство (≪гласный после шипящих≫, ≪непроизносимый согласный в конце слова≫);
наполняет (≪безударный гласный в корне≫, проверочное слово полный).
После записи текста учащиеся отыскивают существительные в форме мн.ч., определяют их падеж
и выделяют окончания.
Затем разбирают по составу глаголы:
по/темн/е/ть
по/син/е/ть
III.2. После этого выполняют звукобуквенный разбор существительного ≪юг≫.
III.3. Последнее задание этого упражнения – определить орфограмму и выполнить ее проверку с
помощью опорного слова.
Ученики могут понять, что это орфограмма ≪безударное падежное окончание существительного
в форме ед.ч.≫
Проверяют ее с помощью опорного слова. Если кто-то из учащихся забыл этот способ, можно
обратиться к с. 6.
Для проверки существительное ставят в начальную форму и определяют его склонение: небо (II
скл.). Определяют, в каком падеже оно употреблено в тексте: высоко (в ком? в чем?) в небе (П.п.).
Следовательно, в качестве опорного слова можно взять существительное II склонения стол и,
поставив его в П.п. (в ком? в чем? в столе), увидеть, что в окончании буква Е, а значит, и в форме
П.п. ед.ч. существительного в небе должна быть буква Е.
IV. Домашнее задание: Упражнение № 56 (Тетрадь для самостоятельной работы № 2; с.52).
|
|
V. Итог урока.
Упражнение 56
Цель: учить образовывать и правильно записывать форму мн.ч. Т.п. имён существительных;
пропедевтика грамматических значений глагола.
Рассуждение ученика.
Записываю слова в скобках в форме мн.ч Т.п. Выделяю окончания: за грибами, лбами, над
мальчишками, шишками.
Синим карандашом подчеркиваю глаголы, обозначающие действия, которые произошли:
отправились, столкнулись, подшутил, пришлось.
С выделенным словом записываю своё предложение: На елке выросли красивые шишки.