Урок 36. Окончания существительных во множественном числе в разных падежах

Задачи урока:

Закреплять умения определять:

– падеж существительных в форме мн.ч.;

– тип орфограммы и способ действия для ее правописания;

– способ образования слова.

Формировать

познавательные УУД:

– использовать информацию учебника;

– иллюстрировать изучаемые правила примерами из упражнений;

личностные и коммуникативные УУД:

– учитывать позицию собеседника, самоопределяться.

Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.3 (с.95–96). Рабочая тетрадь 2.

I. С. 95. Упражнение 106. Цель данного упражнения – вспомнить, что такое многозначные слова и

что такое омонимы, выявить, в чем разница между ними.

Перед выполнением упражнения учитель задает детям вопросы: ≪Что такое многозначные

слова?≫, ≪Что такое омонимы?≫

Упражнение дети выполняют устно. Они должны не просто сказать, что в первом случае слово

лицо – многозначное, а во втором случае два существительных ласка – омонимы, но и постараться

обосновать это.

В конце учащиеся отвечают на вопрос, в чем разница между многозначными словами и

омонимами.

II. Работа в Тетради для самостоятельной работы № 2 на с. 45 с новым СЛОВАРНЫМИ словами

(с. 50–51)

II.1. Упражнение 54 Цель: познакомить с новым словарным словом; учить определять падеж имен

существительных в ед.ч. и мн.ч.; учить определять склонение в ед.ч.

Рассуждение ученика

Записываю новое словарное слово в форме мн.ч. Р.п. Подчёркиваю букву, написание которой

надо запомнить: кроме пирожных.

Вставляю пропущенные буквы: лежит (лёг), в кровати (в степи), с одеялами (мн.ч., Т.п.), на вате

(на земле).

Существительные в ед.ч.: Витя (ед.ч., 1 скл., И.п.), в кровати (ед.ч., 3 скл.,

П.п.), на вате (ед.ч., 1 скл., П.п.)

Существительные во мн.ч.: с одеялами (мн.ч., Т.п.), кроме плюшек_ (мн.ч., Р.п.), кроме пирожных

(мн.ч., Р.п.)

II.2. Упражнение 55

Цель: познакомить с новыми словарными словами; учить правильно записывать

существительные с безударными падежными окончаниями.

Рассуждение ученика

Вписываю новые словарные слова. Подчеркиваю буквы, написание которых надо запомнить: в

пирог (ед.ч., В.п.), в песок (ед.ч.,В.п.), завтрак (н.ф.)

Вписываю пропущенные безударные окончания:

В Сахаре (ед.ч., 1скл., П.п.), ни печки (ед.ч., 1 скл., Р.п.)

Выделенные буквы в словах дров, готов обозначают звук [ф].

 

III.С. 95–96. Упражнение 107. Данное упражнение – итоговое по теме ≪Окончания

существительных во мн.ч. в разных падежах≫.

III.1. Сначала дети списывают текст, вставляя буквы и называя соответствующие орфограммы:

потемнели (≪безударный гласный в корне≫, проверочное слово темный);

посинел (≪безударный гласный в корне≫, проверочное слово синий);

на реке (≪безударный гласный в корне≫, проверочное слово реки);

лед (≪парный по звонкости/глухости согласный на конце слова≫, проверочное слово ледок);

грачи (≪безударный гласный в корне≫, проверочное слово грач);

поправляют (≪безударный гласный в корне≫, проверочное слово поправка);

ручьи (≪разделительный Ь≫);

на деревьях (≪безударный гласный в корне≫, проверочное слово дерево; ≪разделительный Ь≫);

пахучие (≪безударный гласный в корне≫, проверочное слово пахнет);

почки (≪буквосочетание ЧК≫);

увидали (≪безударный гласный в корне≫, проверочное слово видеть);

скворцов (≪буквы о и е в окончаниях существительных с основой на шипящий и Ц≫);

косяки (≪безударный гласный в корне≫, проверочное слово косо);

потянулись (≪безударный гласный в корне≫, проверочное слово тянут);

высоко (≪безударный гласный в корне≫, проверочное слово высокий);

показался (≪безударный гласный в корне≫, проверочное слово кажется);

мягкие (≪парный по звонкости/глухости согласный в середине слова≫, проверочное слово

мягок);

пуховки (≪парный по звонкости/глухости согласный в середине слова≫, проверочное слово

пуховый);

побежали (≪безударный гласный в корне≫, проверочное слово бег);

по тропинкам (≪безударный гласный в корне≫, проверочное слово тропка);

хлопотливые (≪безударный гласный в корне≫, проверочное слово хлопоты);

муравьи (≪разделительный Ь≫);

выбежал (≪безударный гласный в корне≫, проверочное слово бег);

на опушку (≪парный по звонкости/глухости согласный в середине слова≫, проверочное слово

опушечка);

заяц-беляк (≪парный по звонкости/глухости согласный на конце слова≫, проверочное слово

беляки);

сидит (≪безударный гласный в корне≫, проверочное слово сидя)

на пеньке (≪безударный гласный в корне≫, проверочное слово пень); глядит (≪безударный гласный в корне≫, проверочное слово глядя);

вокруг (≪парный по звонкости/глухости согласный на конце слова≫, проверочное слово круги);

большой (≪безударный гласный в корне≫, проверочное слово больше);

лось (≪Ь, обозначающий мягкость согласного на письме≫) с бородой (≪безударный гласный в

корне≫, проверочное слово бороды; бородкой, бородушка);

с рогами (≪безударный гласный в корне≫, проверочное слово рог);

радостное (≪непроизносимый согласный в корне слова≫, проверочное слово радость);

чувство (≪гласный после шипящих≫, ≪непроизносимый согласный в конце слова≫);

наполняет (≪безударный гласный в корне≫, проверочное слово полный).

После записи текста учащиеся отыскивают существительные в форме мн.ч., определяют их падеж

и выделяют окончания.

Затем разбирают по составу глаголы:

по/темн/е/ть

по/син/е/ть

III.2. После этого выполняют звукобуквенный разбор существительного ≪юг≫.

III.3. Последнее задание этого упражнения – определить орфограмму и выполнить ее проверку с

помощью опорного слова.

Ученики могут понять, что это орфограмма ≪безударное падежное окончание существительного

в форме ед.ч.≫

Проверяют ее с помощью опорного слова. Если кто-то из учащихся забыл этот способ, можно

обратиться к с. 6.

Для проверки существительное ставят в начальную форму и определяют его склонение: небо (II

скл.). Определяют, в каком падеже оно употреблено в тексте: высоко (в ком? в чем?) в небе (П.п.).

Следовательно, в качестве опорного слова можно взять существительное II склонения стол и,

поставив его в П.п. (в ком? в чем? в столе), увидеть, что в окончании буква Е, а значит, и в форме

П.п. ед.ч. существительного в небе должна быть буква Е.

IV. Домашнее задание: Упражнение № 56 (Тетрадь для самостоятельной работы № 2; с.52).

V. Итог урока.

 

Упражнение 56

Цель: учить образовывать и правильно записывать форму мн.ч. Т.п. имён существительных;

пропедевтика грамматических значений глагола.

Рассуждение ученика.

Записываю слова в скобках в форме мн.ч Т.п. Выделяю окончания: за грибами, лбами, над

мальчишками, шишками.

Синим карандашом подчеркиваю глаголы, обозначающие действия, которые произошли:

отправились, столкнулись, подшутил, пришлось.

С выделенным словом записываю своё предложение: На елке выросли красивые шишки.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: