Урок 32. Написание существительных с суффиксом -ищ-

Задачи урока:

Закреплять

– умение определять состав слова, обращаясь к словообразованию;

Формировать умения

– правильно писать окончания существительных с суффиксом -ищ- в единственном числе;

регулятивные УУД

– определять цели урока, исходя из знакомства с темой урока и постановки к ней вопросов;

познавательные УУД

– обобщать языковые явления и делать выводы;

коммуникативные УУД

– задавать вопросы;

– формулировать выводы; – организовывать инициативное сотрудничество.

Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.3 (с.79–86); Рабочая тетрадь №3;

I.1. С. 79. Читается текст и дети пользуются Обратным словарем. Читая текст, они отыскивают в

словаре существительные, о которых говорит Миша (с. 165–166), и читают их.

Возможно, кто-то из учеников выскажет предположение в ответ на вопрос Миши и Анишит

Йокоповны.

Выполнение упражнений 90 и 91 поможет детям самостоятельно сформулировать вывод о

зависимости окончаний существительных с суффиксом -ищ- от рода слов, от основ которых они

образованы.

I.2. Выполняя упражнение 90 (с. 80), дети читают по цепочке слова на -ища, называют слова,

давшие жизнь данным существительным (по образцу в учебнике), определяют их род.

В итоге дети смогут высказать предположение о том, что все прочитанные слова произошли от

основ слов женского рода и что они также женского рода, поэтому у них окончание -а.

I.3. С. 80–81. Упражнение 91. Здесь дети также по цепочке читают слова на -ище, называют слова,

давшие этим существительным жизнь, определяют их род. Среди этих слов существительные м.р.

(зубище, медведище, дождище, гвоздище, холодище, снежище, ножище, сапожище, глазище,

морозище, арбузище, туманище, комарище, сборище, позорище, голосище, носище, усище, хвостище,

зайчище, волчище, паучище) и ср.р. (чудище, страшилище, днище, окнище).

Дети могут сказать, что большая часть слов на -ище мужского рода.

Род слов на -ище ученики определяют по образцу в учебнике. Например: можно сказать мой

больной зубище, но нельзя сказать мое больное зубище, значит, существительное зубище мужского

рода.

I.4. Определив род существительных, дети делают выводы, отвечая на вопросы учебника:

1. Слово с суффиксом -ищ- сохраняет род того слова, от основы которого оно образовано.

2. У слов м.р. и ср.р. с суффиксом -ищ- окончания одинаковые. Это окончание -е.

 

II. Затем учитель предлагает детям прочитать плакат Летучей Мыши и дополнить его на основе

выводов, сделанных ими на материале выполненных упражнений 90 и 91.

В результате учащиеся формулируют правило, которое им необходимо запомнить.

 

Слово с суффиксом -ищ- оканчивается в начальной форме на -а, если слово, от основы которого

оно образовано, (какого РОДА?) … (женского) рода.

Слово с суффиксом -ищ- оканчивается в начальной форме на -е, если слово, от основы которого

оно образовано, (какого РОДА?) … (мужского) и … (среднего) рода.

 

III. С. 82. Упражнение 92. Данное упражнение направлено на применение нового правила и

понимание значения суффикса -ищ-.

III.1. Сначала дети выписывают парами слова на цветном фоне и родственные им слова с

пропущенными окончаниями. Учащиеся объясняют разницу в значениях слов в парах, которую

придают им разные суффиксы.

тетрад/очк/а – тетрадищ...

карандаш/ик/ – карандашищ...

Слав/очк/а – Славищ...

Бор/еньк/а – Борищ...

забор/чик/ – заборищ...

III.1. Затем ученики выписывают в столбик слова с пропущенными окончаниями и слова, от

которых они образованы, указывая их род. Например:

скамеища – скамья (ж.р.)

тетрадища – тетрадь (ж.р.)

Только определив род, дети смогут правильно вписать все пропущенные окончания и обосновать

их написание.

III.2. Слова, выделенные цветом (они уже выписаны в тетради), дети разбирают по составу,

называя суффикс каждого слова.

IV. С. 82–83. Упражнение 93. Цель данного упражнения – формирование навыка правописания

окончаний существительных с суффиксом -ищ-.

IV.1. Дети выписывают выделенные слова в начальной форме без окончаний, определяют род

исходного слова и на основании правила на с. 81 дописывают окончания, обосновывая свой выбор. IV.2. Затем показывают образование двух слов с суффиксом -ищ- на выбор.

 

V. На с. 83–84 вводится новое устойчивое выражение ≪после дождичка в четверг≫. Из текста

учебника дети узнают историю происхождения и значение этого фразеологизма.

VI. С. 84–85. Упражнение 94. Цель данного упражнения – формирование умения определять время

глаголов, распознавать личные местоимения и определять их лицо и число, правильно писать

падежные окончания существительных.

VI.1. При работе над упражнением учитель должен иметь в виду, что смысл шуточного

стихотворения может быть понятен не всем детям. В таком случае необходимо пояснить, что личинки

моли питаются шерстью и мехом, поэтому моль может испортить меховую шубу.

VI.2. Время выделенных глаголов учащиеся определяют исходя из того, какой вопрос задается к

этим словам. Например:

я (что делаю?) знаю – глагол обозначает действие, происходящее сейчас;

моль (что сделала?) сказала – глагол обозначает действие, которое уже произошло.

VI.3. Дети определяют, что в тексте два раза повторяется личное местоимение 1-го л. ед.ч. – ≪я≫.

VI.4. После этого ученики списывают текст, объясняя написание пропущенных орфограмм.

 

VII. С. 85–86. Упражнение 95. Цель этого упражнения – формирование умения определять падеж

существительных в форме мн.ч. и различать формы И.п. и В.п. мн.ч.

Кроме этого, ученики должны вспомнить, что предлоги входят в форму слов.

Текст данного упражнения содержит орфограммы:

≪Ь, обозначающий мягкость согласного на письме≫,

≪безударный гласный в корне слова≫,

≪частица НЕ с глаголами≫,

≪И/Ы после шипящих≫,

≪непроизносимый согласный в корне слова≫,

≪буквосочетание ЧК≫,

≪разделительный Ь≫.

VI. Домашнее задание: Упражнение № 45, 46 (Тетрадь для самостоятельной работы № 2; с.43–

44).

Упражнение 45

Цель: учить писать окончание существительных с суффиксом -ищ-.

Рассуждение ученика

Около существительных с пропущенными окончаниями в скобках пишу слова, от основ

которых они образованы. Указываю род исходного слова. Вставляю пропущенные окончания.

Чудище (чудо, с.р.)

Фонарище (фонарь, м.р.)

Пожарище (пожар, м.р.)

Жёлтым карандашом подчёркиваю словарное слово с орфограммой «непроизносимый

согласный в корне»: лестницею.

Упражнение 46

Цель: учить находить орфограмму «безударный гласный в корне слова, проверяемый

ударением».

Рассуждение ученика

В упражнении 45 нахожу слова с орфограммой «безударный гласный в корне слова,

проверяемый ударением» и выписываю их. Подчеркиваю орфограмму. Рядом пишу проверочные

слова.

С дерева (деревья), убежало (бег), скорей (скоро), винтовой (винт), наверху (верх), вечер

(вечерний).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: