double arrow

УРОК 34. Развитие речи. АЗБУКА ВЕЖЛИВОСТИ

Задачи урока:

Овладевать нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях (разговор по

телефону; конфликтная ситуация с одноклассником и пр.);

– вспомнить, что такое Главный Закон Общения;

– выяснить, что Главный Закон Общения действует всегда:

и когда ты пишешь письмо,

и когда разговариваешь по телефону, и когда напрямую общаешься со сверстниками или взрослыми.

Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.2 (с.98–102).

Занятие 1. I.Учитель читает интригу (разговор Миши и Анишит Йокоповны) на с. 98 до слов ≪Это

очень просто≫ и спрашивает у детей, знакома ли им проблема, с которой столкнулся Миша и как, по

их мнению, нужно поступить?

II. Выслушав ответы детей, учитель предлагает познакомиться с советами Анишит Йокоповны и

читает текст на с. 98 и 99 до слов ≪…добавила учительница≫ (второй абзац с. 99).

III. Затем школьники могут поработать в парах и разыграть телефонный разговор с мамой, папой

или бабушкой своего одноклассника по ролям.

IV. После этого учитель читает оставшийся текст учебника на с. 99 (Мишин телефонный разговор

с одноклассником Витей, комментарии Анишит Йокоповны и вопросы).

V.Школьники смогут обнаружить, что Миша совсем забыл о Главном Законе Общения. Он

рассказывает о своих проблемах, просит продиктовать ему задание и совершенно не интересуется

делами друга. Дети могут предложить варианты исправления этой ситуации: в начале разговора

Миша мог бы поинтересоваться, не занят ли сейчас Витя; узнать, как у него дела; сделал ли он уроки

и только после этого переходить к своей просьбе.

Школьники придут к выводу, что при любом общении (в письме, по телефону, при личной

встрече) сначала лучше поинтересоваться жизнью и делами того человека, с которым ты общаешься,

а потом уже рассказать о себе.

VI. Далее учитель читает плакатик Летучей Мыши на с. 100. Он обращает внимание учеников на

то, что, если у тебя нет телефона и ты идешь к другу домой, чтобы узнать у него домашнее задание,

звонишь или стучишь к нему в дверь, нужно соблюдать те же правила вежливого общения!

Последний блок вопросов к этому занятию помогает повторить и еще раз закрепить необходимые в

этом случае формулы вежливости.

 

VII. Занятие 2. Учитель читает текст учебника на с. 100–102 до слов ≪Что случилось, почему вы

ссоритесь?≫.

После этого можно спросить детей, кто, по их мнению, прав в этой ситуации – Маша или Петя?

VIII.Когда дети выскажут свои мнения и аргументы, учитель прочитает, как эту ситуацию

прокомментировала Анишит Йокоповна (с. 102). Учащиеся придут к выводу, что и Петя, и Маша вели

себя неправильно. Петя должен был выслушать Машу и разумно отнестись к ее просьбе. Маша

должна была спокойно и вежливо объяснить, для чего ей нужно войти в класс.

IХ. После этого детям предлагается разыграть похожую ситуацию с соседом по парте. Школьники

будут следовать всем советам Анишит Йокоповны. Смысл этих советов заключается в том, что в

любой ситуации нужно стараться услышать и понять друг друга, разговаривать вежливо и ни в коем

случае не проявлять агрессию.

X. Итог урока.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: