Задачи урока:
Овладевать нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях (разговор по
телефону; конфликтная ситуация с одноклассником и пр.);
– вспомнить, что такое Главный Закон Общения;
– выяснить, что Главный Закон Общения действует всегда:
и когда ты пишешь письмо,
и когда разговариваешь по телефону, и когда напрямую общаешься со сверстниками или взрослыми.
Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.2 (с.98–102).
Занятие 1. I.Учитель читает интригу (разговор Миши и Анишит Йокоповны) на с. 98 до слов ≪Это
очень просто≫ и спрашивает у детей, знакома ли им проблема, с которой столкнулся Миша и как, по
их мнению, нужно поступить?
II. Выслушав ответы детей, учитель предлагает познакомиться с советами Анишит Йокоповны и
читает текст на с. 98 и 99 до слов ≪…добавила учительница≫ (второй абзац с. 99).
III. Затем школьники могут поработать в парах и разыграть телефонный разговор с мамой, папой
или бабушкой своего одноклассника по ролям.
IV. После этого учитель читает оставшийся текст учебника на с. 99 (Мишин телефонный разговор
с одноклассником Витей, комментарии Анишит Йокоповны и вопросы).
V.Школьники смогут обнаружить, что Миша совсем забыл о Главном Законе Общения. Он
рассказывает о своих проблемах, просит продиктовать ему задание и совершенно не интересуется
делами друга. Дети могут предложить варианты исправления этой ситуации: в начале разговора
Миша мог бы поинтересоваться, не занят ли сейчас Витя; узнать, как у него дела; сделал ли он уроки
и только после этого переходить к своей просьбе.
Школьники придут к выводу, что при любом общении (в письме, по телефону, при личной
встрече) сначала лучше поинтересоваться жизнью и делами того человека, с которым ты общаешься,
а потом уже рассказать о себе.
VI. Далее учитель читает плакатик Летучей Мыши на с. 100. Он обращает внимание учеников на
то, что, если у тебя нет телефона и ты идешь к другу домой, чтобы узнать у него домашнее задание,
звонишь или стучишь к нему в дверь, нужно соблюдать те же правила вежливого общения!
Последний блок вопросов к этому занятию помогает повторить и еще раз закрепить необходимые в
этом случае формулы вежливости.
VII. Занятие 2. Учитель читает текст учебника на с. 100–102 до слов ≪Что случилось, почему вы
ссоритесь?≫.
После этого можно спросить детей, кто, по их мнению, прав в этой ситуации – Маша или Петя?
VIII.Когда дети выскажут свои мнения и аргументы, учитель прочитает, как эту ситуацию
прокомментировала Анишит Йокоповна (с. 102). Учащиеся придут к выводу, что и Петя, и Маша вели
себя неправильно. Петя должен был выслушать Машу и разумно отнестись к ее просьбе. Маша
должна была спокойно и вежливо объяснить, для чего ей нужно войти в класс.
IХ. После этого детям предлагается разыграть похожую ситуацию с соседом по парте. Школьники
будут следовать всем советам Анишит Йокоповны. Смысл этих советов заключается в том, что в
любой ситуации нужно стараться услышать и понять друг друга, разговаривать вежливо и ни в коем
случае не проявлять агрессию.
X. Итог урока.