Урок 54. Развитие речи. Сочиняем басню по картине

Задачи урока:

– закрепить практически (т. е. во время сочинения басни по мотивам сказки о животных)

теоретические знания школьников о жанре басни (полученные ими на уроках литературного чтения).

Формировать

умения

– сравнивать пословицы между собой по смыслу и примерять их в качестве вывода-морали к

басне.

– коротко пересказывать текст, выбирая самое главное.

– использовать живописное произведение в качестве иллюстрации, которая помогает придумать

занимательный сюжет сказки и является зрительной опорой во время сочинения басни.

Пособия для урока: Учебники «Русский язык», ч. 2 (с.104–109); «Литературное чтение» ч. 2.

 

I. В начале урока дети рассматривают в ≪Музейном Доме≫ (учебник ≪Литературное чтение≫, часть 2) картину немецкого художника Готфрида Минда ≪Кошка в клетке≫ и отвечают на вопросы.

1. Как ты думаешь, какие отношения между кошкой и мышами: обычные или нет? Кто из них, как правило, сильный, а кто слабый?

2. Что же на картине не так? Может ли кошка быть угрозой для этих мышей? Почему?

Школьники сразу обнаружат, что отношения между кошкой и мышами необычные. Кошка, которая, как правило, сильнее мышей и представляет для них угрозу, сидит в клетке и не может причинить им никакого вреда.

3. Как ведут себя мыши? Они чувствуют себя в безопасности?

4. Найди мышей, которые рассматривают кошку.

Мыши чувствуют себя в полной безопасности. Они занимаются своими делами: чистят шкурку, едят зернышки. Некоторые из мышей рассматривают кошку (дети без труда их найдут).

5. Как ты думаешь, что чувствует кошка?

6. Как ты об этом узнал(а)? (Обрати внимание на ее позу и взгляд). Что сделала бы кошка, если бы не была заперта в клетке? Видно ли это по её позе?

Кошка явно чувствует себя неуютно, ей тесно в клетке, и в то же время она очень сердита на мышей. Судя по ее позе, кошка готова была бы броситься на мышей, если бы ей не мешали прутья клетки.

II. После такой работы с картиной учитель читает интригу учебника на с. 105 и ≪Сказку о мышах и кошке≫ на с. 106–107.

III. Отвечая на вопросы на с. 107 и 108, дети отметят, что сказка напоминает басню, потому что ее героями являются животные и потому что в ней есть поучительный смысл: в конце сказки хитрая обманщица кошка была разоблачена и наказана. Школьники также отметят и отличие этой сказки от басни: басня обычно короче и состоит из двух частей – из собственно сказочной истории (сюжета) и поучительного вывода (морали). Это третьеклассники сделают без труда, поскольку ранее они познакомились с особенностями такого жанра, как басня, на уроках литературного чтения.

IV. В результате такого сравнительного анализа школьники смогут прийти к выводу, что на основе сказки ≪Про мышей и кошку≫ можно сочинить басню. Для этого нужно коротко изложить главные события сказки и подобрать соответствующий вывод-мораль.

IV.1. Затем учитель предлагает использовать в качестве морали к басне пословицу, рассмотрев с этой точки зрения восемь пословиц, помещенных на с. 108.

IV.2. Дети прочитают пословицы и примерят их в качестве морали к сюжету сказки (к басне ≪Про мышей и кошку≫).

1. Они определят, что первая (≪На каждую хитрость есть еще одна хитрость≫) и восьмая (≪Не рой яму другому – сам в нее попадешь≫) пословицы обладают сходным смыслом. В.них речь идет о том, что, замышляя или делая что-то недоброе, человек рискует сам оказаться в ситуации жертвы.

Обе эти пословицы подходят в качестве морали к басне: кошка хотела обхитрить мышей, но сама попалась на их хитрость; кошка рыла яму мышам (вредила им), но сама оказалась в неприятной ситуации.

2. Далее дети выяснят, что во второй (≪Видит око, да зуб неймет≫) и в третьей (≪Близко локоть, да не укусишь≫) пословицах речь идет об одном и том же: что-то кажется близким и доступным, но дотянуться до этого, заполучить это невозможно. Эти пословицы также можно использовать в

качестве морали к басне ≪Про мышей и кошку≫. Басня будет заканчиваться как раз такой ситуацией, которая изображена на картине ≪Кошка в клетке≫: кошка видит мышей очень близко от себя, хотела бы их поймать, но не может до них дотянуться, так как заперта в клетке.

3. Потом школьники обсудят смысл четвертой пословицы (≪Не давай себе воли, не будешь терпеть и неволи≫). Речь в ней идет о том, что если не будешь делать ничего плохого, то не придется за это и отвечать (дети могут передать этот смысл по-своему, другими словами). Главное, чтобы

школьники примерили эту пословицу в качестве морали к басне и пришли к выводу, что и она подходит: если бы кошка не вредила мышам, то не оказалась бы в клетке.

4. Пятая (≪Отольются кошке мышкины слёзки≫) и шестая (≪Не все коту Масленица!≫) пословицы даже сюжетно схожи с басней (нужно напомнить детям, что Масленица это народный праздник), поэтому возможность использовать их в качестве вывода-морали не вызовет у школьников никакого сомнения.

6. Шестая пословица (≪И через золото слезки текут≫) может вызвать у детей разногласия. Если использовать ее в качестве вывода к басне, то в ней не будет звучать прямое осуждение кошки, но, так же как вторая и третья пословицы, подводит метафорический итог ситуации, в которой оказалась кошка: кошка сидит в красивой, золоченой клетке, но ей не радостно.

Смысл этой пословицы можно сформулировать так: не в богатстве счастье, или и в окружении дорогих вещей бывает грустно и т. д. Но поскольку, как в случае с пятой и шестой пословицами, она близка к басне по сюжету, многие дети посчитают возможным использовать ее в качестве вывода.

V. Далее детям предлагается придумать короткую басню, используя ≪Сказку о мышах и кошке≫ и подобрать к своей басне подходящую мораль из списка пословиц.

Для этого школьникам необходимо будет пересказать сказку как можно короче, выбирая из нее только самое главное.

В помощь учащимся предлагается два варианта начала басни. Дети могут воспользоваться одним из этих вариантов или сочинить свой вариант.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: