Урок 57. Окончания прилагательных во множественном числе в Д. П. И Т. П

Задачи урока:

Закреплять умения

– выделять в предложении словосочетания «существительное + прилагательное»;

– определять падежную форму прилагательного;

– использовать при написании безударных окончаний прилагательных проверку по окончаниям

вопросов от существительных, от которых прилагательные зависят;

– правильно писать окончания прилагательных во множественном числе;

– находить в тексте и проверять изученные орфограммы;

Формировать

регулятивные УУД

– определять цели урока, исходя из знакомства с темой урока и постановки к ней вопросов;

познавательные УУД

– обобщать языковые явления и делать выводы;

коммуникативные УУД

– задавать вопросы;

– формулировать выводы;

– организовывать инициативное сотрудничество.

Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.3 (с.143–147); Рабочая тетрадь № 2.

 

I. С. 143–144. Упражнение 163. Выполняя это упражнение, дети применяют умение правильно выбирать буквы в безударных падежных окончаниях существительных и прилагательных и аргументировать свой выбор. Потребуется и умение отличать формы одного и того же слова от родственных слов.

I.1. Обучающиеся списывают текст и объясняют написание орфограмм.

II.2. Дети находят и подчеркивают формы слова ≪старый≫: старый, старые, старой, старыми.

II.3. Учитель может попросить определить число, род (у форм ед.ч.) и падеж этих форм.

II.4. Затем выписывают родственные слова ≪старый≫, ≪старьевщик≫ и объясняют значение слова ≪старьевщик≫: это человек, который скупает и продает старые вещи.

При выполнении последнего задания ученики находят слова с орфограммой ≪парный по звонкости/глухости согласный в середине слова≫, в которых произносится звук [ш] (без спешки, в тележке), и подбирают проверочные слова (спешить, тележек).

III. С. 144. Упражнение 164. На материале данного упражнения дети учатся определять, к какому существительному относится прилагательное, в какой форме оно стоит, и согласовывать прилагательные с существительными в форме мн.ч. Т.п.

При записи текста учащиеся применяют знание следующих орфограмм:

≪безударный гласный в корне, проверяемый ударением≫,

≪гласный после шипящего≫,

≪непроизносимый согласный в корне слова≫,

≪разделительный Ь≫,

≪парный по звонкости/глухости согласный в середине слова≫,

≪безударный гласный в корне, не проверяемый ударением≫.

III. 1. Дети списывают текст, вставляя орфограммы и согласовывая прилагательные в скобках с существительными.

III. 2. Затем находят прилагательное в форме Р.п. мн.ч., выделяют окончание и показывают стрелкой, к какому существительному оно относится: с гор (каких?) окрестных.

III. 3. После этого отыскивают прилагательное в ед.ч., определяют его род и падеж и показывают, к какому существительному оно относится: улыбкой (какою?) ясною (ж.р., Т.п.).

В этом стихотворении прилагательное в форме Т.п. ≪ясною≫ отвечает на вопрос (какою?), поэтому имеет окончание -ою.

IV. Работа со словарными словами ОТЕЦ, МЕТАЛЛ. Упражнение № 88 (Тетрадь для самостоятельной работы № 2, с.80–81). V. С. 144–145. Упражнение 165. Цель этого упражнения – продолжить формирование умения находить словосочетания ≪сущ. + прил.≫, определять форму прилагательных, распознавать в словах орфограмму ≪безударные падежные окончания существительных≫ и объяснять ее написание.

V.1. Списав стихотворение, учащиеся отмечают стрелками словосочетания ≪сущ. + прил.≫, выделяют окончание у прилагательных и надписывают их форму. (Ученикам надо вспомнить, что предлог входит в форму существительного.)

маленький мальчик (м.р.)

в маленькой лодке (ж.р.)

в маленьком море (ср.р.)

маленький ветер (м.р.)

по маленьким волнам (Д.п.)

к маленькой пристани (ж.р.)

в маленький город (м.р.)

маленький парус (м.р.)

маленькой сказке (ж.р.)

V.2. Затем объясняют написание безударных падежных окончаний существительных. Например: плывет (в ком? в чем?) в лодке (I скл., ед.ч., П.п.).

VI. С. 145–146. Упражнение 166. Цель этого упражнения – продолжить формирование умения согласовывать имена прилагательные с существительными, применять известные орфограммы и находить в тексте синонимы и омонимы.

VI.1. Прежде чем выписывать синонимы и омонимы, ученики должны вспомнить определения этих терминов.

VI.2. Учащиеся выписывают следующие синонимы:

поудить (глагол), порыбачить (глагол).

Затем — омонимы:

блесну (сущ. блесна), блесну (глагол блеснуть).

В качестве вывода можно отметить, что синонимы – это слова одной и той же части речи, а омонимами могут быть слова разных частей речи.

VII. С. 147. Упражнение 167. Цель данного упражнения – подготовить детей к пониманию роли прилагательных в предложении. Учащиеся должны самостоятельно прийти к выводу, что имена прилагательные характеризуют и уточняют существительные в предложениях.

VII. 1. Сначала ученики списывают текст, обращая внимание на указанные в задании орфограммы.

VII. 2. Затем работают над составом предложений: выделяют основу, определяют время глаголов-сказуемых, находят прилагательные и главные для них существительные, определяют род прилагательных в форме ед.ч.

VIII. Домашнее задание: Упражнение № 89 (Тетрадь для самостоятельной работы № 2; с.81–82).

IX. Итог урока.

 

Урок 58. Развитие речи. УСТНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

Задачи урока

Закреплять умения:

– своими словами пересказывать большой текст с опорой на план.

– различать описание и повествование в тексте;

– последовательно излагать события в тексте;

– понимать основную мысль текста;

– переводить прямую речь в косвенную, опираясь на образец.

Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч. 2 (с.110–116).

 

I. Учитель читает рассказ А. Раскина ≪Как папа бросил мяч под автомобиль≫ (упражнение 44), дети следят по учебнику.

II. Первые два блока вопросов к тексту позволяют школьникам выяснить, что эта история рассказана, скорее всего, от имени мальчика и произошла она с его папой (когда тот был еще ребенком).

Само описание чудесного мяча дано с точки зрения ребенка: его раскраска сравнивается с цветом пастилы и шоколада – любимых детских лакомств. III.1. Последующие вопросы помогут детям представить характер и причины поступков героев рассказа (маленького папы, его родных, мальчишек во дворе), проследить логику развития событий в тексте и понять его основную мысль.

IV. После такой подробной работы с текстом школьникам будет нетрудно разделить текст на части и составить его план.

Примерные названия частей плана могут быть такие:

1. Какой необыкновенный мяч подарили папе.

2. Как повел себя маленький папа, когда у него появился чудесный мяч.

3. Как маленький папа бросил свой мяч под машину.

4. Что сказали папе дома.

5. Какие выводы сделал маленький папа.

V. Затем нужно обратить внимание детей на образец, следуя которому они при устном пересказе текста будут заменять слова героев рассказа своими словами, то есть от лица автора-рассказчика пересказывать то, о чем говорили герои.

VI. После того как дети запишут план текста в тетрадь, они перескажут его по цепочке. Во время устного пересказа текста дети будут пользоваться планом, и заглядывать в текст.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: