Урок 53. Склонение прилагательных во множественном числе

Задачи урока:

Закреплять умения

– выделять в предложении словосочетания «существительное + прилагательное»;

Формировать

представление о том, что

– во множественном числе прилагательные по родам не изменяются;

регулятивные УУД

– определять цели урока, исходя из знакомства с темой урока и постановки к ней вопросов;

познавательные УУД

– сравнивать склонение прилагательных во мн. ч., используя данные таблицы учебника;

– обобщать языковые явления и делать выводы;

коммуникативные УУД

– задавать вопросы;

– формулировать выводы;

– организовывать инициативное сотрудничество.

Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.3 (с.134–135); Рабочая тетрадь № 2.

 

Цель данного раздела – научить детей правильно писать падежные окончания прилагательных в форме мн.ч. и рассказать о роли прилагательных в предложении.

I.1. С. 134. Сначала учащиеся читают таблицу.

I.2. Отвечая на вопросы, дети говорят, что в каждом падеже, кроме В.п., имеются два варианта окончаний, так как прилагательное может быть с основой на твердый либо на мягкий согласный. (Эти согласные записаны в таблице в квадратных скобках.)

I.3. Затем учитель обращает внимание детей на то, что в таблице представлены существительные м.р., ср.р. и ж.р. во мн.ч. Здесь дети должны отметить, что прилагательные во мн.ч. по родам не изменяются.

I.4. После этого рассматривают варианты окончаний прилагательных в В.п. Их четыре: два — для прилагательных с твердой и мягкой основой, относящихся к неодушевленным существительным, и два — для прилагательных с твердой и мягкой основой, относящихся к одушевленным существительным:

вижу (что?) шары (неодуш. сущ.) (какие?) синие

вижу (что?) облака (неодуш. сущ.) (какие?) голубые

вижу (кого?) китов (одуш. сущ.) (каких?) голубых вижу (кого?) синиц (одуш. сущ.) (каких?) синих

II. С. 135. Упражнение 155. Цель данного упражнения – привести детей к пониманию того, что окончания прилагательных во мн.ч. не зависят от рода существительных, к которым они относятся.

Другими словами, в результате выполнения этого упражнения ученики должны усвоить, что во мн.ч. прилагательные не изменяются по родам.

II.1. Сравнив два столбика, дети сначала списывают первый, выделяют окончания и определяют род существительных.

II. 2. Делают вывод, что в ед.ч. окончания прилагательных зависят от рода. Выделив окончания прилагательных во втором столбике и сравнив их, ученики приходят к выводу, что они одинаковые, а значит, во мн.ч. прилагательные по родам не изменяются.

III. Затем формулировка этого вывода уточняется на плакате Летучей Мыши.

IV. Домашнее задание: Упражнение № 80 (Тетрадь для самостоятельной работы № 2; с.47).

Прокомментировать задание, так как это упражнение теперь будет выполняться с другим заданием:

Найди прилагательные в форме мн. ч. Стрелками покажи словосочетания, в которые они входят.

Выдели окончания прилагательных. Над существительными, от которых зависят прилагательные, укажи падеж.

V. Итог урока.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: