Задачи урока:
Закреплять
умения
– определять состав слова, обращаясь к словообразованию;
– отличать слова с беглым гласным в суффиксе от слов, в которых такой орфограммы нет;
Формировать
умения
– правильно писать существительные с беглым гласным в суффиксе;
познавательные УУД
– обобщать и делать выводы;
коммуникативные УУД
– задавать вопросы;
– формулировать выводы;
– организовывать инициативное сотрудничество.
Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.3 (с.129–132); Рабочая тетрадь № 2.
I. Работа со словарным словом ОДНАЖДЫ. Упражнение № 78 (Тетрадь для самостоятельной работы № 2, с.72).
II. С. 129. В этом разделе учащиеся продолжают знакомиться с орфограммой ≪беглый гласный≫.
Они узнАют о чередовании звуков с нулевым звуком в суффиксах слов и учатся распознавать слова с беглым гласным в суффиксе.
III. С. 130. Упражнение 146. Данное упражнение знакомит детей с чередованием гласных звуков с нулевым звуком в суффиксе существительных.
III.1. Дети выписывают из Обратного словаря существительные, рядом записывая слова, от основ которых они образованы:
|
|
шиповничек ← от шиповник
кустарничек ← от кустарник ельничек ← от ельник
грибочек ← от грибок
лесочек ← от лесок
цветочек ← от цветок
листочек ← от листок
кусточек ← от кусток
орешек ← от орех
горошек ← от горох
III.2. Ученики показывают образование трех любых слов.
Например:
ельник/ + -ек- + … = ельнич/ек/
листок/ + -ек- + … = листоч/ек/
кусток/ + -ек- + … = кусточ/ек/
III.3. После этого учитель задает вопрос: ≪Как можно доказать, что во всех этих словах на -ек- есть орфограмма "беглый гласный в суффиксе"?≫
Дети предполагают, что надо изменить форму слов, например, на форму Р.п. ед.ч.: листочек – листочка
III.4. Делают вывод, что беглый гласный может встретиться в суффиксе слова, например у существительного с суффиксом -ек-, и для его определения надо изменить форму слова, к примеру, на форму Р.п. ед.ч.
IV. С. 130–131. Упражнение 147. Цель данного упражнения – формирование умения определять орфограмму ≪беглый гласный в суффиксе слова≫ и проверять ее.
IV. 1. Учащиеся выписывают из Обратного словаря слова, обозначающие детенышей домашних животных, рядом через тире записываются проверочные слова:
щеночек – щеночка;
теленочек – теленочка;
козленочек – козленочка;
цыпленочек – цыпленочка;
ягненочек – ягненочка;
поросеночек – поросеночка;
котеночек – котеночка;
утеночек – утеночка.
IV. 2. Затем показывают образование любых трех существительных по образцу.
IV. 3. Делают вывод, что во всех этих словах есть беглый гласный, и его можно проверить, поставив слово в форму Р.п. ед.ч.
|
|
V.1. С. 131. После этого читают слова Анишит Йокоповны и выполняют упражнение 148. Цель этого упражнения – научить отличать слова с беглым гласным в суффиксе от существительных, в которых такой орфограммы нет.
V.2. Дети сравнивают два существительных и путем изменения формы слов определяют, в суффиксе какого слова есть беглый гласный. Затем ученики знакомятся с правилами на плакате
Летучей Мыши.
V.3. Выполняя словообразовательный анализ слов, дети выделяют суффиксы:
замочек ← от замок; замок/ + -ек- + … = замоч/ек/;
костюмчик ← от костюм; костюм/ + -чик- + … = костюм/чик/.
V.3. Затем ставят слова в форму Р.п. ед.ч.:
замоч(е/и)к – замочка;
костюмч(е/и) к – костюмч(е/и)ка.
Делают вывод: чтобы узнать, какую букву гласного писать в суффиксе, надо определить, является ли этот гласный беглым. Если является, то пишется буква Е, если нет – в суффиксе пишется буква И.
VI. С. 132. Упражнение 149. Цель упражнения – продолжить формирование умения определять
орфограмму ≪беглый гласный≫. Дети усваивают новый способ действий на примере данных слов:
песочек – песочка;
вагончик – вагончика;
балкончик – балкончика;
фартучек – фартучка;
укропчик – укропчика. VII. Домашнее задание: Упражнение № 80 (Тетрадь для самостоятельной работы № 2; с.74–75).
VIII. Итог урока.