double arrow

Урок 51. ЧЕРЕДОВАНИЕ ЗВУКОВ В СУФФИКСАХ СЛОВ, ВИДИМОЕ НА ПИСЬМЕ. Е И О – БЕГЛЫЕ ГЛАСНЫЕ

Задачи урока:

Закреплять

умения

– определять состав слова, обращаясь к словообразованию;

– отличать слова с беглым гласным в суффиксе от слов, в которых такой орфограммы нет;

Формировать

умения

– правильно писать существительные с беглым гласным в суффиксе;

познавательные УУД

– обобщать и делать выводы;

коммуникативные УУД

– задавать вопросы;

– формулировать выводы;

– организовывать инициативное сотрудничество.

Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.3 (с.129–132); Рабочая тетрадь № 2.

 

I. Работа со словарным словом ОДНАЖДЫ. Упражнение № 78 (Тетрадь для самостоятельной работы № 2, с.72).

II. С. 129. В этом разделе учащиеся продолжают знакомиться с орфограммой ≪беглый гласный≫.

Они узнАют о чередовании звуков с нулевым звуком в суффиксах слов и учатся распознавать слова с беглым гласным в суффиксе.

III. С. 130. Упражнение 146. Данное упражнение знакомит детей с чередованием гласных звуков с нулевым звуком в суффиксе существительных.

III.1. Дети выписывают из Обратного словаря существительные, рядом записывая слова, от основ которых они образованы:

шиповничек ← от шиповник

кустарничек ← от кустарник ельничек ← от ельник

грибочек ← от грибок

лесочек ← от лесок

цветочек ← от цветок

листочек ← от листок

кусточек ← от кусток

орешек ← от орех

горошек ← от горох

III.2. Ученики показывают образование трех любых слов.

Например:

ельник/ + -ек- + … = ельнич/ек/

листок/ + -ек- + … = листоч/ек/

кусток/ + -ек- + … = кусточ/ек/

III.3. После этого учитель задает вопрос: ≪Как можно доказать, что во всех этих словах на -ек- есть орфограмма "беглый гласный в суффиксе"?≫

Дети предполагают, что надо изменить форму слов, например, на форму Р.п. ед.ч.: листочек – листочка

III.4. Делают вывод, что беглый гласный может встретиться в суффиксе слова, например у существительного с суффиксом -ек-, и для его определения надо изменить форму слова, к примеру, на форму Р.п. ед.ч.

IV. С. 130–131. Упражнение 147. Цель данного упражнения – формирование умения определять орфограмму ≪беглый гласный в суффиксе слова≫ и проверять ее.

IV. 1. Учащиеся выписывают из Обратного словаря слова, обозначающие детенышей домашних животных, рядом через тире записываются проверочные слова:

щеночек – щеночка;

теленочек – теленочка;

козленочек – козленочка;

цыпленочек – цыпленочка;

ягненочек – ягненочка;

поросеночек – поросеночка;

котеночек – котеночка;

утеночек – утеночка.

IV. 2. Затем показывают образование любых трех существительных по образцу.

IV. 3. Делают вывод, что во всех этих словах есть беглый гласный, и его можно проверить, поставив слово в форму Р.п. ед.ч.

V.1. С. 131. После этого читают слова Анишит Йокоповны и выполняют упражнение 148. Цель этого упражнения – научить отличать слова с беглым гласным в суффиксе от существительных, в которых такой орфограммы нет.

V.2. Дети сравнивают два существительных и путем изменения формы слов определяют, в суффиксе какого слова есть беглый гласный. Затем ученики знакомятся с правилами на плакате

Летучей Мыши.

V.3. Выполняя словообразовательный анализ слов, дети выделяют суффиксы:

замочек ← от замок; замок/ + -ек- + … = замоч/ек/;

костюмчик ← от костюм; костюм/ + -чик- + … = костюм/чик/.

V.3. Затем ставят слова в форму Р.п. ед.ч.:

замоч(е/и)к – замочка;

костюмч(е/и) к – костюмч(е/и)ка.

Делают вывод: чтобы узнать, какую букву гласного писать в суффиксе, надо определить, является ли этот гласный беглым. Если является, то пишется буква Е, если нет – в суффиксе пишется буква И.

VI. С. 132. Упражнение 149. Цель упражнения – продолжить формирование умения определять

орфограмму ≪беглый гласный≫. Дети усваивают новый способ действий на примере данных слов:

песочек – песочка;

вагончик – вагончика;

балкончик – балкончика;

фартучек – фартучка;

укропчик – укропчика. VII. Домашнее задание: Упражнение № 80 (Тетрадь для самостоятельной работы № 2; с.74–75).

VIII. Итог урока.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: