Задачи урока:
Закреплять
– написание изученных орфограмм;
– умение определять состав слова, обращаясь к словообразованию;
– разбор предложения по членам.
Формировать умения
– выделять в предложении словосочетания с прилагательными; – правильно писать окончания прилагательного, опираясь на вопросы, задаваемые от
существительного;
регулятивные УУД
– определять цели урока, исходя из знакомства с темой урока и постановки к ней вопросов;
познавательные УУД
– обобщать языковые явления и делать выводы;
коммуникативные УУД
– задавать вопросы;
– формулировать выводы;
– организовывать инициативное сотрудничество.
Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.3 (с.136–139); Рабочая тетрадь № 2.
I. С. 136. Упражнение 156. Цель этого упражнения – познакомить детей с вариантами окончаний прилагательных мн.ч. в И. п. и В.п. -ые, -ие. В результате учащиеся должны отметить разницу между окончаниями прилагательных с твердой и мягкой основой.
I.1. Ученики повторяют орфограмму ≪непроизносимый согласный в корне слова≫ и находят исходное слово для прилагательного ≪сентябрьский≫.
|
|
I.2. Дети выписывают прилагательные, объединенные орфограммой ≪непроизносимый
согласный в корне слова≫, записывают проверочные слова и выделяют окончания:
прекрасные (прекрасен)
напрасные (напрасен)
опасные (опасен)
красные (красен)
I. 3. После этого выписывают слово ≪сентябрьские≫ и отмечают, что, в отличие от остальных прилагательных в тексте, у этого основа оканчивается на мягкий согласный, поэтому окончание -ие, а не -ые.
I. 4. Затем, обращаясь к таблице, находят, что такие окончания могут иметь прилагательные в форме И.п. и В.п. мн.ч.
II. 1. И наконец, записывают, от основы какого слова образовано прилагательное ≪сентябрьский≫: сентябрьский ← сентябрь.
III. С. 137. Упражнение 157. Цель – научить детей согласовывать прилагательные с существительными в форме мн.ч. Кроме этого, здесь есть задание на нахождение антонимов и на словообразовательный анализ прилагательного.
III.1. Трудность при чтении стихотворения с пропущенными окончаниями прилагательных состоит в том, что главное слово – существительное – стоит в конце текста, и, не определив его форму, невозможно согласовать с ним все зависимые прилагательные. Поэтому сначала нужно определить число существительного ≪пути≫, задать вопрос от этого слова к прилагательным: пути (какие?) и только после этого записывать текст.
III.2. После того как ученики выделят окончания у всех прилагательных и определят, что все прилагательные, как и существительное, стоят в форме мн.ч., учитель может спросить детей, что такое антонимы?
|
|
III.3. Затем учащиеся находят и выписывают из текста антонимичные пары:
веселые – печальные;
ближние – дальние;
извилистые – прямые.
III.4. Последнее задание: показать образование слова ≪воздушный≫, отмечая чередование в корне [х]/[ш]:
воздушный ← от воздух; воздух/ + -н- + -ый = воздуш/н/ый.
IV. С. 137–138. Упражнение 158. Цель данного упражнения – научить детей согласовывать прилагательные с существительными в форме мн.ч. И.п. и В.п.; повторить орфограммы:
≪безударный гласный в корне, проверяемый ударением≫,
≪парный по звонкости/глухости согласный в середине слова≫,
≪парный по звонкости/глухости согласный на конце слова≫
и сделать словообразовательный разбор прилагательных. IV.1. Дети записывают текст:
Задремали звезды золотые (мн.ч., И.п.),
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные (мн.ч., В.п.)
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные (мн.ч., И.п.) березки,
Растрепали шелковые (мн.ч., В.п.) косы.
Шелестят зеленые (мн.ч., И.п.) сережки,
И горят серебряные (мн.ч., И.п.) росы.
IV.2. Затем показывают, от каких слов образованы выделенные прилагательные:
речной ← от река;
сонный ← от сон;
шелковый ← от шелк;
серебряный ← от серебро.
V. С. 138–139. Упражнение 159. Выполняя упражнение, дети учатся выделять словосочетания с прилагательными, определять форму прилагательного, разбирать предложения по членам, а также применять знание следующих орфограмм:
≪безударный гласный в корне, проверяемый ударением≫,
≪безударные падежные окончания существительных≫,
≪непроизносимый согласный в корне слова≫,
≪парный по звонкости/глухости согласный на конце слова≫,
≪парный по звонкости/глухости согласный в середине слова≫,
≪безударный гласный в корне, не проверяемый ударением≫,
≪разделительный Ь≫.
V. 2. Дети записывают текст, стрелками показывают словосочетания ≪сущ. + прил.≫, выделяют окончания прилагательных и указывают их форму.
V. Затем разбирают предложения по членам.
VI. Домашнее задание: Упражнение № 82 (Тетрадь для самостоятельной работы № 2; с.75 –76).
VII. Итог урока.