Урок 55. Окончания прилагательных во множественном числе в И. П. И в. П

Задачи урока:

Закреплять

– написание изученных орфограмм;

– умение определять состав слова, обращаясь к словообразованию;

– разбор предложения по членам.

Формировать умения

– выделять в предложении словосочетания с прилагательными; – правильно писать окончания прилагательного, опираясь на вопросы, задаваемые от

существительного;

регулятивные УУД

– определять цели урока, исходя из знакомства с темой урока и постановки к ней вопросов;

познавательные УУД

– обобщать языковые явления и делать выводы;

коммуникативные УУД

– задавать вопросы;

– формулировать выводы;

– организовывать инициативное сотрудничество.

Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.3 (с.136–139); Рабочая тетрадь № 2.

 

I. С. 136. Упражнение 156. Цель этого упражнения – познакомить детей с вариантами окончаний прилагательных мн.ч. в И. п. и В.п. -ые, -ие. В результате учащиеся должны отметить разницу между окончаниями прилагательных с твердой и мягкой основой.

I.1. Ученики повторяют орфограмму ≪непроизносимый согласный в корне слова≫ и находят исходное слово для прилагательного ≪сентябрьский≫.

I.2. Дети выписывают прилагательные, объединенные орфограммой ≪непроизносимый

согласный в корне слова≫, записывают проверочные слова и выделяют окончания:

прекрасные (прекрасен)

напрасные (напрасен)

опасные (опасен)

красные (красен)

I. 3. После этого выписывают слово ≪сентябрьские≫ и отмечают, что, в отличие от остальных прилагательных в тексте, у этого основа оканчивается на мягкий согласный, поэтому окончание -ие, а не -ые.

I. 4. Затем, обращаясь к таблице, находят, что такие окончания могут иметь прилагательные в форме И.п. и В.п. мн.ч.

II. 1. И наконец, записывают, от основы какого слова образовано прилагательное ≪сентябрьский≫: сентябрьский ← сентябрь.

III. С. 137. Упражнение 157. Цель – научить детей согласовывать прилагательные с существительными в форме мн.ч. Кроме этого, здесь есть задание на нахождение антонимов и на словообразовательный анализ прилагательного.

III.1. Трудность при чтении стихотворения с пропущенными окончаниями прилагательных состоит в том, что главное слово – существительное – стоит в конце текста, и, не определив его форму, невозможно согласовать с ним все зависимые прилагательные. Поэтому сначала нужно определить число существительного ≪пути≫, задать вопрос от этого слова к прилагательным: пути (какие?) и только после этого записывать текст.

III.2. После того как ученики выделят окончания у всех прилагательных и определят, что все прилагательные, как и существительное, стоят в форме мн.ч., учитель может спросить детей, что такое антонимы?

III.3. Затем учащиеся находят и выписывают из текста антонимичные пары:

веселые – печальные;

ближние – дальние;

извилистые – прямые.

III.4. Последнее задание: показать образование слова ≪воздушный≫, отмечая чередование в корне [х]/[ш]:

воздушный ← от воздух; воздух/ + -н- + -ый = воздуш/н/ый.

IV. С. 137–138. Упражнение 158. Цель данного упражнения – научить детей согласовывать прилагательные с существительными в форме мн.ч. И.п. и В.п.; повторить орфограммы:

≪безударный гласный в корне, проверяемый ударением≫,

≪парный по звонкости/глухости согласный в середине слова≫,

≪парный по звонкости/глухости согласный на конце слова≫

и сделать словообразовательный разбор прилагательных. IV.1. Дети записывают текст:

Задремали звезды золотые (мн.ч., И.п.),

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные (мн.ч., В.п.)

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные (мн.ч., И.п.) березки,

Растрепали шелковые (мн.ч., В.п.) косы.

Шелестят зеленые (мн.ч., И.п.) сережки,

И горят серебряные (мн.ч., И.п.) росы.

IV.2. Затем показывают, от каких слов образованы выделенные прилагательные:

речной ← от река;

сонный ← от сон;

шелковый ← от шелк;

серебряный ← от серебро.

V. С. 138–139. Упражнение 159. Выполняя упражнение, дети учатся выделять словосочетания с прилагательными, определять форму прилагательного, разбирать предложения по членам, а также применять знание следующих орфограмм:

≪безударный гласный в корне, проверяемый ударением≫,

≪безударные падежные окончания существительных≫,

≪непроизносимый согласный в корне слова≫,

≪парный по звонкости/глухости согласный на конце слова≫,

≪парный по звонкости/глухости согласный в середине слова≫,

≪безударный гласный в корне, не проверяемый ударением≫,

≪разделительный Ь≫.

V. 2. Дети записывают текст, стрелками показывают словосочетания ≪сущ. + прил.≫, выделяют окончания прилагательных и указывают их форму.

V. Затем разбирают предложения по членам.

VI. Домашнее задание: Упражнение № 82 (Тетрадь для самостоятельной работы № 2; с.75 –76).

VII. Итог урока.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: