Скандинавские географические названия

В книге довольно часто встречаются географические названия, которые использовали скандинавы. Здесь указаны все названия и современная территория этих земель (по книге).

Ледяные земли – подразумеваются территория за полярным кругом, где солнце всходит один раз в год. Именно поэтому довольно часто встречается в описаниях персонажей «видел одиннадцать солнц» – то есть подразумевается 11 лет. (авт.)

Эйстрасальт – Балтийское море.

Курланд – восточное побережье Балтийского моря до реки Венты на Востоке.

Свериге – самоназвание Швеции.  

Валанд – территория современной Франции.

Гардарики – скандинавское название территорий Киевской Руси, происходит от слова «гард», что означает город.

Серкланд – довольно обширное понятие, включающее Малую Азию, Аравийский полуостров, Ближний Восток и даже Китай. Автору книги, как и исторических источникам точное местоположение неизвестно, но подразумевается территории Восточной Азии.

Нордхен – современное шведское название Северного моря (авт.)

Альдейгьюборг – скандинавское название Старой Ладоги

Эйстланд – территория современной Эстонии и ближайших мест расселения эстов.

Бурдигалла – старое название города Бордо во Франции.

Миклагард – скандинавское название Константинополя.

Вендланд – территория Прибалтики на месте расселения народа вендов (авт.)

Мидгард – в скандинавской мифологии один из девяти миров, в котором, собственно, мы живем.

Рейланд – современная область Германии, издревле сохраняющее свое название в честь реки Рейн.

Кирьярланд – скандинавское название территории расселения карелов.


 

 


Раздел третий - мифологический

Религия в произведении

Несмотря на то, что комментируемый текст относится к литературе художественной, религиозный вопрос, который особенно обострился в Средние века, не мог не отразиться в произведении про жизнь в Средневековье, хоть и был немного упрощен для облегчения восприятия текста читателем. В книге представлено противостояния языческого скандинавского и католического христианского миров. Мифы и легенды обоих религий воплощены в книге. Представители обеих религий представлены в «Зонере из Вильхельмины».

Принадлежность к определенной религии проявляется в речах персонажей. Так, например, после победы скандинавские викинги всегда восславляют Одина, а стражи-христиане приветствуют людей, славя Иисуса Христа. Но, конечно, из-за повествования от лица ярого язычника в книге есть негативные высказывания, направленные в адрес христиан. Автор не имел цели оскорбить верующих и призвать людей вернуться  к язычеству.

Но, как уже было сказано, в книге показано не только противостояние людей, но и конфликт религиозных миров. Сам мир, в котором происходит повествование, является смесью реальных исторических событий Средневековья и религиозных мифов и легенд того времени. Только так Зонер мог очутиться в обители скандинавского бога мести Видара в Ландиви, и одновременно с этим встречаться со Свеном Вилобородым - известнейшим конунгом Дании.

Это отражается на религиозных верованиях. Только поэтому жрецы и священники в книге умеют исцелять людей, ведь это было частью религиозной традиции, следовательно частью этого мира. Возможно, что для людей этой эпохи этот мир как раз и был настоящим, и показанное в книге реально происходило в сознании людей.

Мифы и легенды

Существа

Большинство чудовищ, мифических мест и народов, как уже говорилось, взято из мифов и легенд народов, с которыми встречается Зонер. Это было сделало для передачи «духа» и «виденья мира» этими народами. Многие существа лишь упоминаются в тексте, но каждое из них имеет свою смысловую нагрузку. В этом разделе представлено большинство из них.

Драург – в скандинавской мифологии оживший в виде скелета мертвец. Упоминания присутствуют в различных эддах, в которых иногда предстает близким родственником вампиру. В саге – оживший скелет.

Маргюг(а) – в скандинавской мифологии морское существо в виде уродливой женщины с рыбьим хвостом, появляющееся на свету только перед штормом. Первое упоминание найдено в «Королевском зерцале» Магнуса Лагабета при описании чудес Гренландии. В книге же агрессивное морское чудовище, охотящееся в стае на одинокие корабли, живет во всех северных морях.

Тараск – дракон французского фольклора. Наполовину зверь, наполовину рыба, больше быка и длиннее лошади, с зубами острыми, как мечи, и со всех сторон покрытый чешуей. Согласно «Золотой легенде» Иакова Ворагинского тараск водился в округе города Нерлук, где питался людьми. Горожане не раз пробовали избавиться от него, но все попытки были тщетны, пока в городе не появилась Святая Марта, которая помогла местным с победой над драконом. С тех пор тот город называется Тараскон и в нем ежегодно проходит карнавал в честь победы над чудовищем. В произведении сам тараск не отличается от фольклорного существа, только лишь область проживания этого вида увеличилась до границ Франции, а само существо перестало быть единственным в своем роде.

Хульдра – существо скандинавского фольклора, выглядящее как красивая девушка с хвостом, который она скрывает. По легендам они настолько обворожительны, что мужчины могли влюбиться в них с первого взгляда и брали их в жены. Они могли жить счастливо всю жизнь, но если муж разлюбит хульдру и уйдет от нее, то она начинает постоянно появляться перед ним в образе ужасной девы и так до самой смерти. В произведении хульдры представлены более кровожадными существами: очаровывая своей красотой, они заводят мужчин в одинокие места, где убивают их и наслаждаются мужским мясом, что для них – деликатес. Но некоторые из хульдр перебороли свои инстинкты и спокойно существуют в мире людей, но скрывают свою принадлежность к мифическим существам, ведь у народа отношение к хульдрам одно – желание немедленно убить их.

Бикорн, или Двурог – существо французского средневекового фольклора. Представляет из себя наполовину корову, наполовину пантеру с двумя рогами на голове. В основном упоминается во французских сатирических баснях, в которых питается терпеливыми мужьями. В «Зонере из Вильхельмины» лишь упоминается как монстр, поверженный главным героем на территории Франции.

Упыри – в славянской мифологии живые мертвецы или же подверженные проклятьям живые. В большинстве народов упыря можно отличить от человека лишь по всегда красному лицу и по заостренным зубам. Обитают повсеместно на кладбищах и лесах, выходя на охоту ночью. Питаются преимущественно человеческой кровью, чем похожи на западноевропейских вампиров. Во вселенной книги они ничем не отличаются от мифологических собратьев, хотя в произведении лишь упоминаются.

Волколак – человек-оборотень, превращающийся в волка. В славянской мифологии по виду их почти невозможно отличить от обычных волков, но они могут выдать себя поведением, похожим на человеческое. Как было сказано выше, их основная особенность – возможность становиться волком на неопределенное время. В мифологии есть несколько способов превращения людей в животных, которые можно объединить в группы: осознанное превращение при помощи колдовства, превращения против воли другими силами и произвольное превращение.

Во вселенной Зонера из Вильхельмины волколаки – полулюди-полуволки, способные менять свое обличье в зависимости от ситуации: в обычной жизни они простые люди, ну а когда же волколаки попадают в чрезвычайную ситуацию, они становятся чем то средним между человеком и волком, что заметно усиливает их, как и воргенов из мира World of Warcraft. Также в созданной автором вселенной присутствует целый народ, заметная часть которого является волколаками. Это лютичи, чье самоназвание «вильцы» по одной из теорий произошло от волков. В реальной истории во многих соседствующих с ними племенами славян ходили слухи об оборотнях в их (лютичей) народе. Жрецы лютичей также использовали в качестве головного убора голову волка, что, наверняка, помогло мистическим слухам о необычной особенности народа расползтись.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: