Упражнение: «Конструктор»
Работа со сказкой «Путевые заметки Оле-Лукойе». Обсуждение и творческая работа по сказке.
ЗАНЯТИЕ 31. Я умею договариваться с людьми.
Разминка «Передай чувство», «Собери картинку», «Кто сказал “мяу”?»
Упражнение: «Я умею договариваться»
Работа со сказкой «Чтобы тебя любили». Обсуждение и творческая работа по сказке.
ЗАНЯТИЕ 32. Мы умеем действовать сообща.
Разминка «Передай чувство», «Что лишнее?»
Упражнения: «Собери картинку», «Найди себе пару», «Мы вместе»
Творческая работа «Мой класс»
ЗАНЯТИЕ 33. Что такое коллективная работа?
Разминка «Найди себе пару», «Вальс дружбы»
Упражнение: «Что мы хотим пожелать друг другу?»
Творческая работа «Коллективный плакат»
ЗАНЯТИЕ 34. Итоговое.
Игра-конкурс.
Класс (34 занятия)
Главная особенность четвероклассников – появление глубокого интереса к своему внутреннему миру и интереса к общению со сверстниками. Они легко включаются в беседы о прошлом и будущем, пытаются анализировать происходящие в них изменения, размышляют о своих способностях и возможностях. Теперь для них важны не столько успехи в учебе, сколько признание окружающими их внутренней ценности и уникальности. Поэтому целый ряд занятий посвящен обсуждению вопросов взаимоотношений в классе.
|
|
Самое важное свойство этого возраста – особая открытость души. Дети не только легко и доверчиво впускают взрослых в свой внутренний мир, но нередко и сами приглашают их туда. Однако взрослые должны помнить, что это последний возрастной период, когда ребенок настолько открыт.
Особое место занимают занятия, связанные с обсуждением близкого и отдаленного будущего. Наблюдая за трудной жизнью родителей, подростки понимают, что постепенно выходят из детского возраста, и, это может порождать страх взросления. Поэтому дополнительными задачами этих занятия является снятие тревоги и побуждение к учебной активности.
Тема 1. Кто я? Мои способности и возможности (12 ч)
Цели:
Ø привлечь внимание к процессу взросления;
Ø помочь детям усвоить понятие «способности», исследовать свои способности и возможности;
Ø внести понятие «внутренний мир человека», акцентировать его ценность и уникальность.
ЗАНЯТИЕ 1. Как я изменился летом?
Разминка «Интервью», «Летом»
Беседа по теме: «Как меняется человек», «Позитивные и негативные изменения»
Работа со сказкой «Митькина жизнь». Обсуждение и творческая работа по сказке.
ЗАНЯТИЕ 2. Кто я?
Разминка «Как я провел лето».
Упражнение: «Роли»
Работа со сказкой «Федунчик». Обсуждение и творческая работа по сказке.
|
|
ЗАНЯТИЕ 3. Кто я? (продолжение)
Разминка «Летом я научился…».
Работа со сказкой «Сказка о Маше и ее человечках». Обсуждение и творческая работа по сказке.
ЗАНЯТИЕ 4. Расту=Взрослею?
Разминка «Взрослое имя», «Сумка»
Беседа на тему «Детские качества»
Работа со сказкой «Про Ваню, который вырос». Обсуждение и творческая работа по сказке.
ЗАНЯТИЕ 5. Мои способности.
Разминка «Способности моих друзей»
Беседа на тему: «Что такое способности?»
Упражнение: «Мой любимый герой»
ЗАНЯТИЕ 6. Мои способности (продолжение).
Разминка «Мои способности»
Работа со сказкой «Сказка о скрипке». Обсуждение и творческая работа по сказке.
ЗАНЯТИЕ 7. Мои интересы.
Разминка «Один, два, интерес», «Отгадай, кто я?»
Упражнения: «Подарок», «Дискуссия»
Творческая работа «Плакат»
Домашнее задание: Поговорить с родителями об их способностях и интересах.
ЗАНЯТИЕ 8. Мой путь к успеху.
Разминка «Способности моих родителей», «Кого загадал ведущий?», «Отгадай, кто я?»
Упражнения: «Выбор пути»
Творческая работа «Мои способности в будущем»
ЗАНЯТИЕ 9. Мой внутренний мир.
Разминка «Не выходя из комнаты», «Радиопередача»
Упражнение: «Чужие рассказы»
Творческая работа «Маленький принц»
ЗАНЯТИЕ 10. Уникальность внутреннего мира.
Разминка «Рассмотри и придумай»
Творческая работа «Маленькая страна»
ЗАНЯТИЕ 11. Уникальность внутреннего мира (продолжение).
Разминка «Не выходя из комнаты»
Работа со сказкой «Перочинный ножик». Обсуждение и творческая работа по сказке.
ЗАНЯТИЕ 12. Мой внутренний мир и мои друзья.
Разминка «Не разбуди», «Штирлиц»
Беседа на тему: «Интерес к внутреннему миру», «Иголки»
Работа со сказкой «Парковая роза». Обсуждение и творческая работа по сказке.
Тема 2. Мой класс и мои друзья (13 ч)
Цели:
Ø предоставить ребятам возможность обсудить значимый для них процесс общения со сверстниками;
Ø помочь осознать и проявить чувства, связанные с изменениями взаимоотношений между полами;
Ø помочь понять свое место среди одноклассников.
ЗАНЯТИЕ 13. Мои друзья девочки и мальчики.
Разминка «Кто это?»
Беседа на тему: «Что такое симпатия?», «Симпатия и дружба»
Упражнения: «Улыбка и взгляд»
ЗАНЯТИЕ 14. Мои друзья девочки и мальчики (продолжение).
Разминка «Чьи руки?»
Работа со сказкой «Жила-была девочка…». Обсуждение и творческая работа по сказке.
ЗАНЯТИЕ 15. Мой класс.
Разминка «Что я люблю?»
Упражнения: «Портрет класса», «Что я вношу в свой класс?»
ЗАНЯТИЕ 16. Мой класс (продолжение).
Разминка «Коллективный компьютер»
Работа со сказкой «Я умею жалеть». Обсуждение и творческая работа по сказке.
ЗАНЯТИЕ 17. Мои одноклассники.
Разминка «Что любит мой сосед?»
Беседа на тему: «Третий лишний», «Делай, как я»
Упражнение: «Копилка»
ЗАНЯТИЕ 18. Мои одноклассники (продолжение).
Разминка «Узнай товарища»
Упражнение: «Копилка»
Работа со сказкой «Друг Великана». Обсуждение и творческая работа по сказке.
ЗАНЯТИЕ 19. Мои одноклассники – какие они?
Разминка «Раз, два, три»
Упражнения: «Незамеченное качество или фонарик», «Любимое блюдо»
ЗАНЯТИЕ 20. Мои одноклассники – какие они? (продолжение)
Разминка «Общие качества»
Работа со сказкой «Про великана Гришку и недобрую фею». Обсуждение и творческая работа по сказке.
ЗАНЯТИЕ 21. Какие ученики мои одноклассники?
|
|
Разминка «Чей фильм длиннее»
Упражнения: «Контрольная работа», «Совет»
ЗАНЯТИЕ 22. Какие ученики мои одноклассники? (продолжение)
Разминка «Оживи предмет»
Упражнение «Картинки»
Работа со сказкой «О свободном человеке Иване Гаврикове и несвободной мухе». Обсуждение и творческая работа по сказке.
ЗАНЯТИЕ 23. Лидерство в классе.
Разминка «Пальцы», «Выбор»
Беседа на тему: «Знак лидерства»
Упражнение: «Фломастеры»