КОМПЛЕКТ РАБОЧИХ ПРОГРАММ
«МЕДИАЦИЯ ШКОЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ»
А.В. Микляева,
доктор психологических наук,
педагог-психолог
В соответствии с положениями Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы и Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации» от 18 ноября 2013 г. № ВК-844/07 развитие служб медиации становится одним из приоритетных направлений развития образовательных учреждений. Медиация представляет собой процесс, в котором нейтральная третья сторона (медиатор) помогает разрешению конфликта, содействуя конфликтующим сторонам в выработке добровольного соглашения между собой.
В современной практике медиации конфликтов используются две организационные модели:
· медиация по принципу «скорой помощи», направленная на содействие в разрешении конфликтов, имеющих высокую степень актуальности;
· профилактическая медиация, в которой основной акцент делается на формирование конфликтологической компетентности у широкого круга субъектов образовательного процесса, что способствует снижению количества и остроты конфликтов.
|
|
Практика показывает, что для образовательных учреждений наиболее предпочтительной является вторая модель, что связано с целым рядом организационных условий:
· отсутствием четких методических рекомендаций об организации службы школьной медиации, что затрудняет планирование работы в данном направлении;
· непроясненностью вопроса о том, в сферу ответственности какого специалиста попадает деятельность по медиации школьных конфликтов, отсутствие в школах специалистов, имеющих соответствующую подготовку;
· невозможность включить работу по медиации школьных конфликтов в план работы школы, в свою очередь, приводит к отсутствию ресурсов для осуществления медиации школьных конфликтов
В связи с этим представляется целесообразной поэтапная реализация задач, связанных с внедрением технологий медиации в образовательное пространство школы. Первым этапом такой работы может выступать деятельность специалиста-психолога, направленная на профилактику школьных конфликтов и повышение уровня конфликт логической компетентности учащихся. Такую работу целесообразно начинать с детьми младшего подросткового возраста, в котором межличностные отношения традиционно обостряются, создавая угрозу роста количества и интенсивности межличностных конфликтов, а также формирования конфликтной структуры межличностных отношений в учебных группах в целом.
Работу по формированию конфликтологической компетентности младших подростков целесообразно проводить фронтально, организационно предпочтительный формат – классные часы. В процессе проведения классных часов психолог в случае необходимости может выступать в роли медиатора актуальных конфликтов, или же, в случае, если в классе сформирована устойчивая система конфликтных отношений, осуществлять работу по коррекции внутригруппового взаимодействия. В дальнейшем учащиеся, прошедшие первоначальную конфликтологическую подготовку и проявившие интерес к деятельности, связанной с содействием в урегулировании конфликтов, могут привлекаться к обучению по специализированной программе «Что такое медиация?», которая в дальнейшем позволит им выступать в роли волонтеров – помощников психолога в ситуации урегулирования конфликтов между субъектами образовательного процесса.
|
|
Таким образом, внедрение в школьную практику технологий медиации конфликтов может быть достигнуто последовательной реализацией трех программ:
· «Прикладная конфликтология» - программа классных часов, предназначенных для учащихся 5-7 классов, имеющая психопрофилактическую направленность
· «Программа работы с внутренне конфликтным классом» - коррекционно-развивающая программа, направленная на оптимизацию системы межличностных отношений в 5-7 классах, в которых сложились устойчивые конфликтные отношения
· «Что такое медиация?» - программа обучения основам технологии школьной медиации, предназначенная для заинтересованных в этом учащихся 8-10 классов, имеющая развивающую и профориентационную направленность.
ПРИКЛАДНАЯ КОНФЛИКТОЛОГИЯ.
ПРОГРАММА КЛАССНЫХ ЧАСОВ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ
Пояснительная записка
Актуальность темы. В рамках профилактической модели школьной медиации важной задачей является создание условий для повышения конфликтологической компетентности учащихся. Наиболее острой эта задача становится на начальном этапе подросткового возраста, для которого характерно:
ценность наличия друзей и позитивных межличностных контактов со сверстниками; разнообразие коммуникативных действий по отношению к сверстникам; эмоциональная насыщенность и напряженность взаимоотношений со сверстниками; преобладание инициативных действий над ответными на фоне низкой регламентированности взаимодействия. Эти особенности в совокупности порождают повышенную конфликтность в общении младших школьников. При этом именно младший подростковый возраст является сензитивным периодом для формирования коммуникативной компетентности, важнейшим компонентом которой является компетентность в области разрешения конфликтов.
Теоретическое обоснование программы. Конфликтологическая компетентность представляет собой способность человека в реальном конфликте осуществлять деятельность, направленную на минимизацию его деструктивных последствий и перевод конфликтной ситуации в социально-позитивное русло, и включает в себя следующие компоненты:
· когнитивный: знания о конфликте, его возможных последствиях (как деструктивных, так и конструктивных), возможных стратегиях его разрешения;
· аффективный: отношение к конфликту как нормативному элементу взаимодействия, предполагающему возможность продуктивного развития отношений между конфликтующими;
· поведенческий: владение навыками проектирования бесконфликтного взаимодействия и эмоциональной саморегуляции;
· мотивационный: готовность к проявлению своих знаний, умений и навыков в реальной практике взаимодействия.
Целью программы является создание условий для формирования конфликтологической компетентности учащихся.
|
|
Задачи программы:
· создание условий для овладения учащимися знаниями о причинах конфликтов, динамике их развития, возможных исходах;
· создание условий для формирования отношения к конфликту как нормативному элементу взаимодействия между людьми;
· создание условий для формирования у учащихся навыков эффективной коммуникации в конфликтной ситуации и за ее пределами;
· создание условий для формирования у учащихся навыков разрешения конфликтных ситуаций;
· создание условий для закрепления сформированных навыков.
Ожидаемые результаты: формирование у учащихся конфликтологической компетентности, которая проявляется в:
· знаниях о сути конфликта и психологических механизмах его развития;
· преодолении однозначной негативной оценки конфликтов;
· владении навыками разрешения конфликтов и эмоциональной саморегуляции;
· мотивации к применению сформированных знаний, умений и навыков в практике реального взаимодействия.
Форма работы. Программа предполагает групповую форму работы в формате классного часа.
Организация занятий. Программа рассчитана на 10 занятий по 1 академическому часу каждое (2-3 занятия в течение каждой учебной четверти) и предназначена для проведения в 5-7 классах.
Методическое оснащение. Ведущим программы может быть психолог или педагог, знакомый с основами прикладной конфликтологии. Ведущему необходимы навыки проведения групповых дискуссий (активного слушания, акцентирования, структурирования), создания безопасного психологического пространства в группе, выстраивания субъект-субъектных отношений с подростками.
Занятия проводятся в обычном учебном классе, имеющем стандартное оборудование (доска для записей, желательно аудио-, видео- и мультимедийное оборудование). Для большинства классных часов необходимы раздаточные материалы.
Целевая группа. Программа предназначена для учащихся 5-7 классов общеобразовательных школ.
2. Учебно-тематический план:
Тематические блоки / темы | количество часов |
Что такое конфликт Последствия конфликта Как возникают и развиваются конфликты Стили поведения в конфликте Управление конфликтом Самоконтроль в конфликте Учимся разрешать конфликты Общение в конфликте Качества, важные для бесконфликтного общения Подведение итогов | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
Итого | 10 часов |
3. Оценка эффективности программы. Критерием эффективности программы является достижение поставленных целей и задач, которое может быть оценено:
|
|
1. на основе субъективных мнений (самоотчетов) подростков-участников программы;
2. на основе экспертных оценок со стороны ведущего программы и классного руководителя.
4. Список литературы. Задания и упражнения, используемые в программе, модифицированы на основе методик, представленных в следующей литературе:
· Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. – СПб.,2002.
· Беглова Т.В., Битянова М.Р., Шадура А.Ф. Программа первичной профилактики ВИЧ/СПИДа и рискованного поведения для детей стершего подросткового возраста «Ладья». Методические рекомендации для ведущих программы. – М., 2014.
· Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов (для начальной школы). Как нам договориться? – СПб, 2001.
· Вачков И.В. Психологическая азбука. Сказки о самой душевной науке. Королевство Внутреннего Мира. Королевство Разорванных Связей. – М, 2012.
· Гребенкин Е.В. Школьная конфликтология. – М., 2013.
· Григорьева Т.Г. Линская Л.В. Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. – Новосибирск, 1999.
· Классные часы: 5 класс / сост. А.В. Давыдов. – М., 2010.
· Кривцова С.В. и др. Жизненные навыки. Тренинговые занятия с младшими подростками (5-6 класс). – М., 2012.
· Микляева А.В. Я – подросток. Программа уроков психологии. – СПб., 2006.
· Токарева В.С. Нам нужно общение. – М., 2008.
· Фопель К. Групповая сплоченность. – М., 2011.
· Материалы газеты «Школьный психолог» за период с 1998 по 2015 г.г.