V. Подготовка учащихся к участию в международных мониторинговых исследованиях качества образования (PIRLS, PISA, TIMSS)

С целью выработки общих подходов к пониманию понятия «функциональная грамотность», выявления её связи с требованиями ФГОС, разработки методологии и инструментария её формирования и оценивания Центром оценки качества образования Института стратегии развития образования Российской академии образования реализуется проект «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» (http://skiv.instrao.ru/). В ходе проекта определены 6 основных направлений формирования функциональной грамотности (далее – ФГ) в общеобразовательных организациях Российской Федерации: читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции, креативное мышление.

Демонстрационные материалы по каждому направлению формирования ФГ, в которые входят: описание основных подходов к оценке каждого компонента ФГ, демоверсия, характеристики заданий и система оценивания, - описывают специфику формирования ФГ и являются основой для отбора или разработки учителями аналогичных заданий для целесообразного использования в образовательной деятельности.

Особый статус предмета «Русский язык», являющегося одновременно и учебным предметом, и средством освоения содержания других предметов,обуславливает его особую роль в формировании ФГ. Учителям русского языка и литературы рекомендуется в ходе методической работы последовательно изучить демонстрационные материалы по каждой составляющей ФГ, обращая особое внимание на специфику заданий.

 При разработке и использовании в образовательной деятельности таких заданий необходимо учитывать, что ФГ в основном проявляется в решении проблемных задач, выходящих за пределы учебных ситуаций и не похожих на тезадачи, в ходе которых приобретались и отрабатывались знания и умения. Такие задачи делаются по аналогии с задачами исследования PISA, основные особенности которых заключаются в следующем:

 задача на формирование ФГ ставится вне предметной области и решается с помощью предметных знаний, например, по русскому языку;

 в каждом из заданий описывается жизненная ситуация, как правило, близкая, понятная учащемуся;

 контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни;

 ситуация требует осознанного выбора модели поведения;

 вопросы изложены простым, ясным языком и, как правило, немногословны;

 задания требуют перевода с обыденного языка на язык предметной области (математики, физики и др.);

 используются иллюстрации: рисунки, таблицы, схемы.

Следовательно, задание на формирование и оценку ФГ – это нетипичное задание, в котором предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни. Решение этих задач, как правило, требует применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий, т.е. требует творческой активности.

Методическую помощь учителю русского языка в формировании ФГ на уроках окажут пособия издательства «Просвещение», в частности: Федоров В.В., Богомазова С.В., Гончарук С.Ю. и др. Формирование функциональной грамотности. Сборник задач по русскому языку для 8-11 классов. – М.: Просвещение, 2018

 

Заведующий отделом русской филологии

Центра филологического образования                                    

ГБОУ ДПО РК КРИППО                                                       А.С.Бурдина

Методист отдела русской филологии

Центра филологического образования                                    

ГБОУ ДПО РК КРИППО                                                       А.Н.Володина

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: