Софийская звонница (1437 г.) и часть стены Детинца со стороны реки Волхов

ментальные храмы с их строгими плоскостями стен, подчёркнутой простотой и геометризмом архи­тектурного убранства не знали укра­шательства. Купеческие и боярские церкви послемонгольской эпохи да­леко отошли от сурового по духу зодчества XI—XII вв. Фасады хра­мовых зданий стали покрываться маленькими фигурными нишами, углублениями в форме розеток, крестиками, выложенными из обтё­санного кирпича. Барабаны куполов опоясывались рядами кокетливых арочек и треугольничков. Раньше из восточного фасада во всю высо­ту стены непременно выступали по­лукруглые апсиды (выступы алтар­ной части храма), а сама стена завершалась полукруглыми покрыти­ями — закомарами. Уже при строи­тельстве храма Николы на Липне апсиду опустили до половины высо­ты стены, а от закомар отказались в пользу трёхлопастного покрытия. Стены церкви завершались тремя фигурными лопастями, напоминаю­щими огромный лист смородины или крыжовника с закругленными краями. Трёхлопастное покрытие, подчёркнутое декоративной аркой, со временем превратилось в излюблен­ный приём новгородских зодчих и стало в XIV—XV вв. истинным архи­тектурным символом новгородского стиля храмового строительства.

Киевские и новгородские храмы времён Ярослава Мудрого и Влади­мира Мономаха возводили из камня и кирпича (плинфы). Новгородские зодчие послемонгольской эпохи пе­решли к другим строительным мате­риалам: церковные здания выкла­дывались в основном из грубо обтёсанных известняковых плит и валунов. Это при/давало стенам хра­мовых построек волнистую поверх­ность, лишало их геометрической строгости. Новгородские кубические храмы XIV—XV столетий создают двойственное впечатление: с одной стороны, от невысоких кряжистых церквей исходит дыхание грубова­той силы, с другой — изящество де­кора и продуманность форм говорят о высокой культуре зодчества.

В Новгороде Великом помимо церковной развивалась светская архитектура. Уже в XI в. город распо­лагал каменной крепостью — Де­тинцем. Впоследствии новгородцы неоднократно строили и перестра­ивали городские укрепления. В XV в. повелением властного архиеписко­па Евфимия II на Владычном дворе была возведена каменная Гранови­тая палата, в которой собирались на совет родовитые бояре. Однако об­лик города всегда определяли церковные постройки.

В XIV—XV вв. северные зодчие — новгородцы и псковичи — сла­вились своим мастерством на всю Русь. Вплоть до конца XV в. многие могущественные князья приглашали их строить храмы в своих столицах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: