Церковь Николы Белого Николо-Бельского монастыря. 1312—1313 гг

конца XII столетия несколько хра­мов было построено новгородски­ми князьями за пределами города. Последней княжеской постройкой стал храм Спаса на Нередице, воз­ведённый в 1198 г.

МАЛЫЕ ХРАМЫ НОВГОРОДА. АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ XIV—XV ВЕКОВ

С ХШ в. храмовое строительство полностью переходит от князей к самим новгородцам. Церковные зда­ния возводятся на средства бояр, купеческих объединений и «кон­цов» — районов Новгорода. Во вто­рой половине столетия в городе за­мерло каменное строительство. Новгород избежал монголо-татар­ского нашествия, но вынужден был отбивать натиск немцев и шведов, а затем новгородцам пришлось при­нять на себя изрядную долю выплат ордынской дани. В то время вся ра­зорённая Русь была вынуждена отка­заться от сооружения каменных храмов. В крупнейших городских центрах зодчие оставались без рабо­ты на протяжении нескольких деся­тилетий. Первой возобновила тради­цию каменного строительства Тверь, а вскоре вслед за ней и Новгород. Уже в 1292 г. новгородцы строят церковь Николы на Липне, а в XIV столетии на Новгородской земле

создаётся целый ряд храмов, счита­ющихся ныне замечательными тво­рениями древнерусского зодчества. Среди них церкви Фёдора Стратилата на Ручью (1360 г.) и Спаса на Иль­ине улице (1374 г.); в самом начале XV в. была построена церковь Пет­ра и Павла в Кожевниках, отличаю­щаяся удивительной завершённо­стью и зрелостью архитектурных форм.

Во второй половине ХШ — сере­дине XIV в. новгородские мастера создали особый стиль храмового строительства. В этот период соору­жались небольшие четырёхстолпные одноглавые храмы с почти кубическими по пропорциям здани­ями. Малые размеры церквей дик­товались не только тем, что для церковных построек более не ис­пользовались средства общегород­ской казны. Новгород XIV—XV вв. переживал эпоху бурного расцвета, отдельные районы этого города были богаче целых княжеств. Но каждая храмовая постройка была рассчитана лишь на потребности небольшого прихода, а не всей ог­ромной столицы Северной Руси. Прихожане собирали деньги на строительство, учитывая собствен­ные интересы и возможности, их со­седи должны были позаботиться о себе самостоятельно.

Заказчики из числа разбогатев­ших горожан стремились к тому, чтобы их церковь отличалась от других изяществом форм и ориги­нальностью декора. Древние мону-

Церковь Петра и Павла на Славне. 1367 г.

Церковь Спаса


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: