Номер 10. 1950 г. Музей современного искусства, Нью-Йорк

Дриппинг стал одним из методов живописи действия (или живописи жеста).

«Живопись действия» отвергала традиционно окрашенную поверх­ность картины. Краска появлялась на полотне или на бумаге как след свободного жеста, произвольного движения руки. Считалось, что лю­бое бессознательное действие есть отражение характера и психологи­ческого состояния художника, и именно в этом заключается смысл изображения.

Однако в полотнах Поллока, как бы ни были они густо «заляпаны», чувствуется забота о декоративном распределении красок, о сочета­емости пятен, а значит, контроль со стороны автора, сознательность построения композиции.

Один из характерных признаков абстрактного экспрессионизма — крупный масштаб работ (некоторые холсты более пяти метров в длину). Марк Ротко (1903—1970) также со­здавал «монументальные» полотна, но, в отличие от «живописцев дей­ствия», закрашивал их большими цветными плоскостями. Иногда он оставлял между ними не покрытые краской участки, полагая, что это должно возбудить воображение зрителя.

Произведения Барнетта Ньюмана (1905—1970) обычно строились на контрасте вертикальной цветной полосы и обширного яркого поля. Создавая их, художник помимо со­отношения между «лентой» и общим красочным фоном учитывал и со­размерность всей картины в целом с масштабом стены, на которой она будет висеть. Таким образом стира­лись границы между живописью и реальным пространством. Сам Ньюман считал свои работы не просто формальными упражнениями, а вкладывал в них особый смысл и да­вал соответствующие названия.

Фрэнк Стелла (родился в 1936 г.) много экспериментировал с фор­мой полотен. Срезая утлы и, по сути, превращая картины в многоуголь­ники, он покрывал их цветными полосами. Геометрическая декора­тивность в его работах стала само­довлеющей.

К 70-м гг. абстрактный экспрес­сионизм как направление прекратил своё существование.

 

ТАШИЗМ

Ташизм (от франц. tache — «пятно») — французский вариант абстрактного экс­прессионизма. Термин «ташизм», вве­дённый в обиход в 1954 г. одним из кри­тиков, первоначально носил негативный оттенок. Сами представители этого движения называли его «лирическая абстракция» или «живопись действия». Время расцвета ташизма — 1950— 1955 гг.; главным его пропагандистом и идеологом был критик Шарль Эстьен. Темпераментная живопись ташистов — резкие мазки и брызги ярких красок, зачастую на сером сумеречном фоне, — противостояла строго геоме­трическому (во вкусе Пита Мондриана) варианту абстракционизма, господство­вавшему в те годы на европейском ху­дожественном рынке. Вместе с тем ташизм достаточно далёк и от грубого автоматизма метода Поллока. Как всей французской культуре, ему присуши рациональное начало и чувство живой формы. Красочные разводы на ташистских полотнах напоминают текст чужо­го алфавита, который непонятен, но всё же хранит некую вполне конкретную ин­формацию. Эта черта ташизма предвос­хитила будущее появление концептуаль­ного искусства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: