Информационная роль доминирующей мотивации

Как показали многочисленные опыты (Судаков К. В. 1971, 1988; Шулейкина К. В., 1971; Громова Е. А., 1980 и др.), доминирующая мотивация строится восходящими активирующими влияниями гипоталамических центров на другие отделы мозга и кору больших полушарий. В этих влияниях гипоталамические центры играют ведущую, пейсмекерную роль. Разрушение или функциональная блокада мотивациогенных центров гипоталамуса приводит к распаду всей системы возбужденных структур мозга на разных уровнях и исчезновению соответствующего поведения. Пейсмекеры, как известно, обладают следующими общими свойствами:
1. Повышенная по сравнению с другими структурами регулируемой ткани возбудимость к влияниям нервной и гуморальной природы. 2. Повышенная чувствительность к разнообразным химическим, и в частности - фармакологическим воздействиям. 3. Спонтанная ритмическая деполяризация образующих пейсмекер клеток. 4. Генерализованное распространение возбуждения из пейсмекера по структурам функционально связанных с ним тканей.
Всеми этими свойствами обладают гипоталамические пейсмекеры. На основе восходящих активирующих влияний гипоталамических пейсмекеров на уровне коры головного мозга, и особенно исполнительных пирамидных нейронов, происходит не менее значимый процесс перекодирования информации, которую несет доминирующая мотивация, в поведение, направленное на удовлетворение исходной потребности. Этот процесс, как показали специальные проведенные нами опыты, включает синтез информационных молекул геномом нейронов, на которые распространяются влияния мотивациогенных центров гипоталамуса. В результате экспрессии информационных белковых молекул организуются соответствующие поведенческие акты, направленные на удовлетворение исходных потребностей организма (Судаков К. В., 1988, 1992).
Следует отметить, что доминирующая мотивация бережно охраняет в ЦНС информацию о ведущих параметрах потребности, тормозя другие, менее значимые афферентные сигнализации по принципу доминанты.
Оценивая в целом весь каскад информационных событий от возникновения потребности, передачи информационного сигнала потребности, формирования доминирующий мотивации и соответствующего поведения, направленного на удовлетворение исходной потребности, следует снова подчеркнуть, что несмотря на многократную смену формы носителей информации о потребности, она нигде не искажается и сохраняется в неизменном виде на всех указанных этапах организации функциональных систем.
У низших животных информационные процессы восприятия потребности и ее удовлетворения разыгрываются на уровне ганглиев вегетативной нервной системы. Как показали исследования А. Д. Ноздрачева (1983), экстра- и интрамуральные ганглии вегетативной нервной системы в свою организацию включают практически те же системные механизмы, что и организованная центральная нервная система у высших животных.






Эмоциональный сигнал потребности, аспекты поведения

Эмоциональный сигнал потребности.

Метаболические потребности, наряду с описанными выше механизмами, оцениваются субъективно - соответствующим ощущением, эмоцией. Ощущение является наиболее древним механизмом оценки организмом своих внутренних потребностей. Ощущение потребности столь специфично, что ни одно живое существо не спутает ощущение голода с ощущением страха, жажды, полового чувства и т.д. У высших животных и человека формирование эмоций связано с деятельностью лимбических структур мозга (MacLean Р., 1989). Функция ощущения у низших животных определяется деятельностью нейронов ведущих ганглиев (Балабан П. М., Захаров И. С., 1992).
Эмоция выступает в роли субъективной оценки потребности организма, хотя она и не всегда точно ее отражает. Субъективная оценка потребности осуществляется без расчета деталей потребности, например, какое количество белка, жиров или углеводов не хватает при формировании пищевой потребности. Возникает общее чувство голода, достаточное для того, чтобы субъект оценил исходную пищевую потребность (Анохин П. К., 1968). Как правило, оценка исходной потребности субъективно неприятна. Это и голодные боли в области желудка при пищевой депривации, сухость в ротовой полости при жажде, неприятное ощущение страха и т.д.
Эмоциональное восприятие потребности способствует организации поведения, направленного на ее удовлетворение. На примере трансформации внутренней потребности в эмоциональное ощущение можно видеть тесное взаимодействие материальных и идеальных информационных процессов. При этом, однако, несмотря на перекодирование физиологических процессов в ощущение, информация о потребности не теряет своего исходного значения.
Как мы указывали выше, на основе обучения изменяется эмоциональный знак потребности, формируется аппарат предвидения положительной эмоции удовлетворения потребности.
С помощью эмоциональной оценки строится, таким образом, субъективный образ объективной потребности. Эмоции, выступают в роли информационной оценки метаболических потребностей и их удовлетворения. При этом свойства потребного результата с помощью эмоционального ощущения программируются жестко, тем самым надежно направляя субъекта на удовлетворение исходной жизненно важной потребности.






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: