Угрозы международной информационной безопасности: военно-политические, террористические, преступные

Серьезную угрозу суверенитету государств, региональной и глобальной международной безопасности несет использование ИКТ в военно-политических целях для вмешательства во внутренние дела государств. Новым фактором угроз для мирового сообщества является использование потенциала сети «Интернет» и других цифровых ИКТ международным терроризмом и криминальными структурами.

Российский подход к глобальному характеру инновационных угроз, привнесенных внедрением цифровых технологий в ИКТ в современные международные отношения, был отражен в докладе Российской Федерации Генеральному секретарю ООН в 1999 г. Он впервые содержал определения следующих пяти ключевых понятий в области МИБ: международная информационная безопасность; информационная война; информационное оружие; информационная безопасность; угроза информационной безопасности.

Международная информационная безопасность — состояние международных отношений, исключающее нарушение мировой стабильности и создание угрозы безопасности государств и мирового сообщества в информационном пространстве.

Информационная война — противоборство между двумя или более государствами в информационном пространстве с целью нанесения ущерба информационным системам, процессам и ресурсам, критически важным и другим структурам, подрыва политической, экономической и социальной систем, массированной психологической обработки населения для дестабилизации общества и государства, а также принуждения государства к принятию решений в интересах противоборствующей стороны.

Информационное оружие — информационные технологии, средства и методы, применяемые в целях ведения информационной войны.

Информационная безопасность — состояние защищенности личности, общества и государства и их интересов от угроз, деструктивных и иных негативных воздействий в информационном пространстве.

Угроза информационной безопасности — факторы, создающие опасность для личности, общества, государства и их интересов в информационном пространстве.

Россия предложила предотвратить совместными усилиями государств–членов универсальной международной организации целый комплекс актуальных и ключевых на тот период угроз в сфере МИБ:

— создание и использование средств воздействия и нанесения ущерба информационным ресурсам и системам другого государства;

— целенаправленное информационное воздействие на критически важные структуры другого государства;

— информационное воздействие с целью подрыва политической и социальной системы государства, психологическая обработка населения с целью дестабилизации общества;

— действия государств, ведущие к их доминированию и контролю в информационном пространстве, противодействие доступу к новейшим информационным технологиям, создание условий технологической зависимости в сфере информатизации в ущерб другим государствам;

— действия международных террористических, экстремистских и преступных сообществ, организаций, групп и отдельных правонарушителей, представляющие угрозу информационным ресурсам и критически важным структурам государств;

— разработка и принятие государствами планов, доктрин, предусматривающих возможность ведения информационных войн и способных спровоцировать гонку вооружений, а также вызвать напряженность в отношениях между государствами и собственно возникновение информационных войн;

— использование информационных технологий и средств в ущерб основным правам и свободам человека, реализуемым в информационной сфере;

— неконтролируемое трансграничное распространение информации, противоречащее принципам и нормам международного права, а также внутреннему законодательству конкретных стран;

— манипулирование информационными потоками, дезинформация и сокрытие информации с целью искажения психологической и духовной среды общества, эрозии традиционных культурных, нравственных, этнических и эстетических ценностей;

— информационная экспансия, приобретение монопольного контроля над национальными информационно-телекоммуникационными инфраструктурами другого государства, включая условия их функционирования в международном информационном пространстве.

В обсуждении выявленных в ходе дискуссии на ГА ООН противоречий в подходах к проблеме МИБ важную роль сыграл прошедший в августе 1999 г. в Женеве международный семинар по вопросам международной информационной безопасности. Организованный в соответствии с рекомендациями резолюции 53/70 Институтом Организации Объединенных Наций по проблемам разоружения и Департаментом по вопросам разоружения Секретариата ООН научный семинар собрал представителей более 50 стран.

Динамику российской дипломатии по всему комплексу вопросов, связанных с угрозами МИБ отражают последующие резолюции ГА ООН «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности» (с декабря 1999 г. по декабрь 2018 г.). Определенный интерес для сравнительного анализа позиций отдельных стран по проблеме МИБ представляют также соответствующие «вклады государств по проблеме информационной безопасности», содержащиеся в докладах Генерального секретаря ООН. Эти документы представлены во втором томе учебника.

Существенным дополнением к итогам усилий государств по проблеме МИБ в рамках системы ООН являются результаты сотрудничества широкого спектра международных организаций и региональных интеграционных структур. В частности, нужно отметить активную деятельность по разработке международных соглашений, касающихся безопасности в сфере ИКТ, которую вели Африканский союз (АС), Региональный форум Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Азиатско-Тихоокеанский форум экономического сотрудничества (АТЭС), Совет Европы, Экономическое сообщество западноафриканских государств (ЭКОВАС), Европейский союз (ЕС), Лига арабских государств (ЛАГ), Организация американских государств (ОАГ), Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Шанхайская организация сотрудничества (ШОС).

Российская дипломатия в рамках партнерских отношений БРИКС, АТЭС, ШОС, СНГ во многом способствовала успешному принятию ряда резолюций ГА ООН, которые, с одной стороны, относятся к фундаментальным основам развития информационного общества, а с другой — сохраняют стратегические направления формирования МИБ по мерам доверия и безопасности использования ИКТ как в гражданской, так и военной сфере. Это следующие резолюции:

— «Достижения в сфере информатизации и коммуникаций в контексте международной безопасности»;

— «Роль науки и техники в контексте международной безопасности и разоружения» от 20 ноября 2000 г. (A/RES/55/29);

— «Создание глобальной культуры кибербезопасности и оценка национальных усилий по защите важнейших информационных инфраструктур» от 21 декабря 2009 г. (A/RES/64/211).

Дальнейшее стремительное развитие цифровых информационных технологий и коммуникаций, широкомасштабное их применение в условиях глобализации в первом десятилетии ХХ в. заметно расширило представления о практике использования ИКТ, как в преступной деятельности, так и противоправной в отношении информационного суверенитета государств. Это обусловило обновление перечня и содержания некоторых положений основных угроз МИБ, предложенных в 1998 г. российской дипломатией в ООН.

Плодотворное сотрудничество по проблеме МИБ в рамках ШОС позволило в июне 2009 г. в межправительственном соглашении заявить о наличии следующих основных угроз в области обеспечения международной информационной безопасности:

1) разработка и применение информационного оружия, подготовка и ведение информационной войны;

2) информационный терроризм;

3) информационная преступность;

4) использование доминирующего положения в информационном пространстве в ущерб интересам и безопасности других государств;

5) распространение информации, наносящей вред общественно-политической и социально-экономической системам, духовной, нравственной и культурной среде других государств;

6) угрозы безопасному, стабильному функционированию глобальных и национальных информационных инфраструктур, имеющие природный и (или) техногенный характер.

Для общего понимания странами ШОС основных угроз МИБ было согласовано содержание следующих основных понятий в этой области.

Информационное пространство — сфера деятельности, связанная с формированием, созданием, преобразованием, передачей, использованием, хранением информации, оказывающая воздействие в том числе на индивидуальное и общественное сознание, информационную инфраструктуру и собственно информацию.

Информационные ресурсы — информационная инфраструктура, а также собственно информация и ее потоки.

Информационная инфраструктура — совокупность технических средств и систем формирования, создания, преобразования, передачи, использования и хранения информации.

Информационная преступность — использование информационных ресурсов и (или) воздействие на них в информационном пространстве в противоправных целях.

Информационный терроризм — использование информационных ресурсов и (или) воздействие на них в информационном пространстве в террористических целях.

Неправомерное использование информационных ресурсов — использование информационных ресурсов без соответствующих прав или с нарушением установленных правил, законодательства государств Сторон либо норм международного права.

Несанкционированное вмешательство в информационные ресурсы — неправомерное воздействие на процессы формирования, создания, обработки, преобразования, передачи, использования, хранения информации.

Достигнутое соглашение отражало динамику усиления координации и укрепления сотрудничества между государствами ШОС в борьбе с преступным использованием информационных технологий. Осознавая острую необходимость предотвращения возможности использования ИКТ в целях, которые не совместимы с задачами обеспечения международной стабильности и безопасности в мире, страны ШОС в 2011 г. предложили международному сообществу рассмотреть обновленный перечень угроз. В ст. 4 этого документа в качестве основных угроз в информационном пространстве, приводящих к нарушению международного мира и безопасности, рассматриваются следующие:

— использование информационных технологий и средств для осуществления враждебных действий и актов агрессии;

— целенаправленное деструктивное воздействие в информационном пространстве на критически важные структуры другого государства;

— неправомерное использование информационных ресурсов другого государства без согласования с государством, в информационном пространстве которого располагаются эти ресурсы;

— действия в информационном пространстве с целью подрыва политической, экономической и социальной систем другого государства, психологическая обработка населения, дестабилизирующая общество;

— использование международного информационного пространства государственными и негосударственными структурами, организациями, группами и отдельными лицами в террористических, экстремистских и иных преступных целях;

— трансграничное распространение информации, противоречащей принципам и нормам международного права, а также национальным законодательствам государств;

— использование информационной инфраструктуры для распространения информации, разжигающей межнациональную, межрасовую и межконфессиональную вражду, расистских и ксенофобских письменных материалов, изображений или любого другого представления идей или теорий, которые пропагандируют, способствуют или подстрекают к ненависти, дискриминации или насилию против любой личности или группы лиц, если в качестве предлога к этому используются факторы, основанные на расе, цвете кожи, национальном или этническом происхождении, а также религии;

— информационными потоками в информационном пространстве других государств, дезинформация и сокрытие информации с целью искажения психологической и духовной среды общества, эрозии традиционных культурных, нравственных, этических и эстетических ценностей;

— использование информационно-коммуникационных технологий и средств в ущерб основным правам и свободам человека, реализуемым в информационном пространстве;

— противодействие доступу к новейшим информационно-коммуникационным технологиям, создание условий технологической зависимости в сфере информатизации в ущерб другим государствам;

— информационная экспансия, приобретение контроля над национальными информационными ресурсами другого государства.

Более того, практика глобального внедрения инновационных цифровых ИКТ в международном информационном пространстве обусловила появление дополнительных факторов, усиливающих опасность перечисленных угроз, которыми являются:

— неопределенность в идентификации источника враждебных действий, особенно с учетом возрастающей активности отдельных лиц, групп и организаций, включая преступные организации, которые выполняют посреднические функции в осуществлении деятельности от имени других;

— потенциальная опасность включения в информационно-коммуникационные технологии недекларируемых деструктивных возможностей;

— различия в степени оснащенности информационно-коммуникационными технологиями и их безопасности в разных государствах (цифровое неравенство);

— различия в национальных законодательствах и практике формирования безопасной и быстро восстанавливающейся информационной инфраструктуры.

Международное признание наличия угроз в информационном пространстве, приводящих к нарушению всеобщего мира и безопасности на переговорах в формате БРИКС, АТЭС, АСЕАН, ЛАГ, СНГ позволили России выйти на новый уровень взаимодействия по проблеме МИБ в ООН.

Однако необходимо признать существование противоречий по международно-правовому регулированию межгосударственных отношений в цифровом информационном пространстве. Это препятствует выработке механизмов и процедур формирования системы международной информационной безопасности, направленной на достижение стратегической стабильности и равноправного стратегического партнерства.

Цифровые технологий в сфере ИКТ стали широко использоваться США и его союзниками по НАТО в информационных операциях для решения политических, а затем и военно-политических задач. Военные эксперты, анализируя практику применения информационных операций в региональных конфликтах современности привнесли в научную литературу новые понятия: «сетевые войны», «гибридные войны» и др. Так американский военный эксперт Ф. Хоффман (один из родоначальников термина «гибридная война»), бескомпромиссно утверждает, что 21 столетие становится веком гибридных войн. Таким образом, на современном этапе идет процесс научного осмысления форм, методов и организации информационного противостояния, информационных атак, которые стали неотъемлемой составляющей в практике международных отношений. В стратегии НАТО важное место отводится вопросу развития потенциала сотрудничества с невоенными акторами, а также планируется использовать формат гибридной войны для применения технологий «мягкой и жесткой силы» на размытой границе между миром и войной. Именно такой подход обусловил решение НАТО перейти от теоретических дискуссий по теме гибридных угроз и войн к практическому использованию концепции. Начиная с саммита НАТО в Уэльсе (2014 г.), альянс постоянно рассматривает проблему гибридных угроз и гибридной войны одной из центральных в своей повестке.

Необходимо отметить, что современная наука и международное право только «нащупывает» критерии феноменов «информационной агрессии», «гибридных угроз и войн», «кибероружия», которые включаю, как невоенные, так военные средства. Значимость и необходимость этой работы обусловлена необходимостью в срочном порядке сформировать для них международно-правовые нормы.

Интернет и другие ИКТ все чаще используются в противоправных целях, в том числе для вмешательства во внутренние дела других государств, как инструмент манипуляции общественным мнением, пропаганды идей экстремизма, вербовки граждан в ряды террора, а также реализации иных информационных операций.

С 2017 г. российские дипломатия предлагает проект универсальной конвенции о международной информационной безопасности и противодействии киберпреступности, включая хакерство. Россия считает целесообразным, чтобы именно ООН проявила лидерство в выработке отвечающих интересам безопасности всех государств правил ответственного поведения в цифровой сфере. Министр иностранных дел России С.В. Лавров неоднократно подчеркивал, что многие западные партнеры прохладно относились к идеям коллективной работы, желая, наверное, сохранить свою монополию в информационной среде, право на присвоение себе «истины в последней инстанции». При этом еще в 2017 г. Британия и Франция объявили о своих инициативах по контролю и регулированию соцсетей, которые, по некоторым аспектам даже жестче, чем вводимые в РФ правила. Российская Федерация на официальном уровне неоднократно призывала отказаться от «блокового мышления» и «разделительных линий» в деле обеспечения информационной безопасности. Сотрудничество на этом важном направлении борьбы с терроризмом необходимо вести на основе международного права, в соответствии с имеющейся международно-правовой базой.

Список литературы:

1. Международная информационная безопасность: теория и практика / Под ред. А.В. Крутских. – М.: Аспект-Пресс, 2019. Том 1. Глава 4; Том 2.

2. Смирнов А. И. Современные информационные технологии в международных отношениях: монография. - М.: МГИМО-Университет, 2017.

3. Кокошин А. А. Политико-военные и военно-стратегические проблемы национальной безопасности России и международной безопасности. М.: Высшая школа экономики, 2013.

4. Почепцов Г. Г. Информационные войны. Новый инструмент политики. М.: Алгоритм, 2015.

5. Рогозин Д. О., Шеремет И. А., Гарбук С. В., Губинский А. М. Высокие технологии в США: Опыт министерства обороны и других ведомств. М.: Издательство Московского университета, 2013.

6. Кларк Р., Нейк Р. Третья мировая война: какой она будет? Высокие технологии на службе милитаризма. СПб.: Питер, 2011.

7. Харари Ю. Н. Ноmo Deus. Краткая история будущего. М.: Синдбад, 2018.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: