Можно выделить четыре основных направления российской внешней политики в области международного сотрудничества по обеспечению информационной безопасности:
1. Выработка правил ответственного поведения государств в глобальном информационном пространстве.
2. Продвижение проекта концепции конвенции ООН «Об обеспечении международной информационной безопасности».
3. Продвижение проекта универсальной конвенции о сотрудничестве в сфере противодействия информационной преступности.
4. Продвижение концепции конвенции ООН (или концепции безопасного функционирования и развития сети Интернет).
Выработка правил ответственного поведения государств в глобальном информационном пространстве
Россия уже в течение длительного времени выступает в поддержку принятия правил ответственного поведения государств в информационном пространстве. Так, в 2011 и 2015 г. Россия стала коспонсором документа «Правила поведения в области обеспечения международной информационной безопасности», распространенного по инициативе государств–членов Шанхайской организации сотрудничества в качестве официального документа 66-й и 69-й сессий Генассамблеи ООН. Правила поведения государств обсуждались и на уровне Группы правительственных экспертов ООН по международной информационной безопасности. Свод из 13 правил поведения в области международной информационной безопасности вошел в принятую в 2018 г. «юбилейную» резолюцию ГА ООН «Достижения в области информационно-коммуникационных технологий в контексте международной стабильности».
|
|
Российские подходы в отношении упомянутых правил поведения основываются на следующих постулатах.
Во-первых. Информационно-коммуникационные технологии должны использоваться исключительно в мирных целях. Международное сотрудничество должно быть нацелено на предотвращение конфликтов в сфере использования ИКТ, а не на их регулирование.
Во-вторых. С учетом уникальных особенностей ИКТ наряду с применимыми к сфере их использования нормами международного права и имеющими важное значение для поддержания международного мира, безопасности и стабильности и создания открытого, безопасного, стабильного, доступного и мирного информационного пространства могут вырабатываться дополнительные правовые нормы для регулирования международных отношений в сфере использования ИКТ.
В-третьих. Государства должны обладать суверенитетом над информационно-телекоммуникационной инфраструктурой на своей территории.
В-четвертых. Любые обвинения в адрес государств в причастности к компьютерным атакам должны быть обоснованными и доказанными.
В-пятых. Государства не должны допускать возможности использования своей территории для осуществления компьютерных атак и содействовать использованию в этих целях посредников.
В-шестых. Государства должны бороться с внедрением и использованием скрытых вредоносных функций и программных уязвимостей в ИТ-продукции, а также добиваться ее безопасности для пользователей[1].