Государственная политика Российской Федерации в области международной информационной безопасности

Государственная политика Российской Федерации в области международной информационной безопасности регулируется документами стратегического планирования Российской Федерации, к основным из которых следует отнести:

— Стратегию национальной безопасности Российской Федерации;

— Концепцию внешней политики Российской Федерации;

— Доктрину информационной безопасности Российской Федерации.

Отдельные вопросы, связанные с реализацией государственной политики в области международной информационной безопасности, изложены в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 гг.

В действующей Стратегии национальной безопасности Российской Федерации определены национальные интересы и стратегические национальные приоритеты России, цели, задачи и меры в области внутренней и внешней политики, направленные на укрепление национальной безопасности Российской Федерации и обеспечение устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу.

В документе отмечается, что все большее влияние на характер международной обстановки оказывает усиливающееся противоборство в глобальном информационном пространстве, обусловленное стремлением некоторых стран использовать информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) для достижения своих геополитических целей, в том числе путем манипулирования общественным сознанием и фальсификации истории.

Акцентировано внимание на появлении новых форм противоправной деятельности, в частности с использованием информационных, коммуникационных и высоких технологий.

В Стратегии подчеркивается, что обеспечению национальных интересов способствует активная внешняя политика Российской Федерации, направленная на создание стабильной и устойчивой системы международных отношений, опирающейся на международное право и основанной на принципах равноправия, взаимного уважения, невмешательства во внутренние дела государств, взаимовыгодного сотрудничества, политического урегулирования глобальных и региональных кризисных ситуаций.

Стратегия закрепляет положение о том, что Российская Федерация в целях сохранения стратегической стабильности содействует формированию системы международной информационной безопасности.

В документе отмечается, что при реализации Стратегии особое внимание уделяется обеспечению информационной безопасности с учетом стратегических национальных приоритетов. Таким образом, ключевой документ стратегического планирования в области национальной безопасности подтверждает значимость обеспечения информационной безопасности государства и необходимость создания мирной и безопасной информационной среды.

Более подробно подходы государства к обеспечению международной информационной безопасности раскрыты в Концепции внешней политики Российской Федерации.

К задачам внешней политики, помимо укрепления позиций российских СМИ в глобальном информационном пространстве, добавилось доведение до широких кругов мировой общественности российской точки зрения на международные процессы.

В Концепции, характеризующей современный мир и внешнюю политику Российской Федерации, отмечается, что на передний план наряду с военной мощью в настоящее время выдвигаются такие важные факторы влияния государств на международную политику, как в том числе и информационные. Кроме того, неотъемлемой составляющей современной международной политики становится использование для решения внешнеполитических задач ИКТ в дополнение к традиционным дипломатическим методам.

При формулировании приоритетов Российской Федерации в решении глобальных проблем, связанных с укреплением международной безопасности, в Концепции констатируется принятие Россией необходимых мер для обеспечения национальной и международной информационной безопасности, противодействия угрозам государственной, экономической и общественной безопасности, исходящим из информационного пространства.

Кроме того, отмечается принятие мер для борьбы с терроризмом и иными криминальными угрозами с применением информационно-коммуникационных технологий, противодействие использованию таких технологий в военно-политических целях, не соответствующих нормам международного права, включая действия, направленные на вмешательство во внутренние дела государств или представляющие угрозу международному миру, безопасности и стабильности.

Одновременно в Концепции делается акцент на том, что Россия активно добивается выработки под эгидой ООН универсальных правил ответственного поведения государств в области обеспечения международной информационной безопасности, в том числе посредством интернационализации на справедливой основе управления информационно-телекоммуникационной сетью Интернет.

В декабре 2016 г. была утверждена новая редакция Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, в которой впервые сформулированы национальные интересы в информационной сфере как объективно значимые потребности личности, общества и государства в обеспечении их защищенности и устойчивого развития в части, касающейся данной сферы.

Доктрина конкретизирует терминологию по информационной безопасности, раскрывая также понятие информационная безопасность Российской Федерации как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальная целостность и устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации, оборона и безопасность государства; угроза информационной безопасности Российской Федерации – совокупность действий и факторов, создающих опасность нанесения ущерба национальным интересам в информационной сфере и так далее.

Одним из национальных интересов обозначено содействие формированию системы международной информационной безопасности, направленной на противодействие угрозам использования информационных технологий в целях нарушения стратегической стабильности, на укрепление равноправного стратегического партнерства в области информационной безопасности, а также на защиту суверенитета Российской Федерации в информационном пространстве.

В документе определены стратегические цели и основные направления обеспечения информационной безопасности. Проанализированы основные информационные угрозы. Дана оценка состоянию информационной безопасности.

На состояние информационной безопасности влияет, в частности, тот факт, что некоторые зарубежные страны наращивают возможности информационно-технического воздействия на информационную инфраструктуру в военных целях. Усиливается деятельность организаций, осуществляющих техническую разведку в отношении российских госорганов, научных организаций и предприятий оборонно-промышленного комплекса. Наблюдается тенденция к увеличению в иностранных СМИ числа материалов с предвзятой оценкой отечественной внутренней и внешней государственной политики. В то же время российские масс-медиа зачастую подвергаются за рубежом откровенной дискриминации.

Состояние информационной безопасности в области стратегической стабильности и равноправного стратегического партнерства характеризуется стремлением отдельных государств использовать технологическое превосходство для доминирования в информационном пространстве. В Доктрине констатируется, что существующее в настоящее время распределение между странами ресурсов, необходимых для обеспечения безопасного и устойчивого функционирования сети Интернет, не позволяет реализовать совместное справедливое, основанное на принципах доверия управление ими.

Отсутствие международно-правовых норм, регулирующих межгосударственные отношения в информационном пространстве, а также механизмов и процедур их применения, учитывающих специфику информационных технологий, затрудняет формирование системы международной информационной безопасности, направленной на достижение стратегической стабильности и равноправного стратегического партнерства.

Определены основные направления обеспечения информационной безопасности в области обороны, государственной и общественной безопасности, в экономической сфере, в области науки, технологий и образования. В области стратегической стабильности и равноправного стратегического партнерства таковыми являются:

· защита суверенитета Российской Федерации в информационном пространстве посредством осуществления самостоятельной и независимой политики, направленной на реализацию национальных интересов в информационной сфере;

· участие в формировании системы международной информационной безопасности, обеспечивающей эффективное противодействие использованию информационных технологий в военно-политических целях, противоречащих международному праву, а также в террористических, экстремистских, криминальных и иных противоправных целях.

Также определены способствующие вспомогательные направления. Это, прежде всего, создание международно-правовых механизмов, учитывающих специфику информационных технологий, в целях предотвращения и урегулирования межгосударственных конфликтов в информационном пространстве.

Приоритетным становится продвижение в рамках деятельности международных организаций позиции Российской Федерации, предусматривающей обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества всех заинтересованных сторон в информационной сфере.

В качестве самостоятельного направления обозначено развитие национальной системы управления российским сегментом сети Интернет.

Данное направление также закреплено еще в одном документе стратегического планирования — новой редакции Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 гг. В ней определены цели, задачи и меры по реализации внутренней и внешней политики в сфере применения ИКТ.

В Стратегии отмечается, что на международном уровне необходимо создать новые механизмы партнерства, призванные выработать систему доверия в сети «Интернет», гарантирующую конфиденциальность и личную безопасность пользователей сети, и исключающую анонимность, безответственность пользователей и безнаказанность правонарушителей. - 10 минут

В 2013 г. Президентом Российской Федерации был утвержден ключевой документ стратегического планирования в области международной информационной безопасности — Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности на период до 2020 г.

В Основах сформулировано их главное предназначение — продвижение на международной арене российских инициатив в области формирования системы международной информационной безопасности.

В документе впервые в рамках стратегического планирования в Российской Федерации закреплено понимание основополагающих понятий в области международной информационной безопасности:

Так, «международная информационная безопасность» — такое состояние глобального информационного пространства, при котором исключены возможности нарушения прав личности, общества и прав государства в информационной сфере, а также деструктивного и противоправного воздействия на элементы национальной критической информационной инфраструктуры;

«система международной информационной безопасности» — совокупность международных и национальных институтов, призванных регулировать деятельность различных субъектов глобального информационного пространства.

Одновременно зафиксировано основное предназначение указанной системы оказать противодействие угрозам стратегической стабильности и способствовать равноправному стратегическому партнерству в глобальном информационном пространстве.

В документе перечислены основные угрозы в области международной информационной безопасности, связанные с использованием ИКТ. В первую очередь, это использование данных технологий в качестве информационного оружия в военно-политических целях, противоречащих международному праву, для осуществления враждебных действий и актов агрессии, направленных на дискредитацию суверенитета, нарушение территориальной целостности государств и представляющих угрозу международному миру, безопасности и стратегической стабильности.

В числе основных угроз международной информационной безопасности — использование ИКТ в террористических целях, как для оказания деструктивного воздействия на элементы критической информационной инфраструктуры, так и для пропаганды терроризма и привлечения к террористической деятельности новых сторонников.

Кроме того, угрозу международной информационной безопасности представляет использование указанных технологий для вмешательства во внутренние дела суверенных государств, нарушения общественного порядка, разжигания межнациональной, межрасовой и межконфессиональной вражды, пропаганды расистских и ксенофобских идей или теорий, порождающих ненависть и дискриминацию, подстрекающих к насилию.

Все большей угрозой в рассматриваемой области становятся преступления, связанные с неправомерным доступом к компьютерной информации, с созданием, использованием и распространением вредоносных компьютерных программ.

Важной задачей признано создание условий, обеспечивающих снижение риска использования ИКТ для осуществления враждебных действий и актов агрессии, направленных на дискредитацию суверенитета, нарушение территориальной целостности государств и представляющих угрозу международному миру, безопасности и стратегической стабильности.

Подчеркивается важность способствования созданию условий для обеспечения технологического суверенитета государств в области ИКТ и преодоления информационного неравенства между развитыми и развивающимися странами.

В документе определены основные направления государственной политики Российской Федерации, связанные с решением всех вышеперечисленных задач, а также механизмы ее реализации.

Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности на период до 2020 года призваны способствовать активизации внешней политики Российской Федерации на пути достижения согласия и учета взаимных интересов в процессе интернационализации глобального информационного пространства.

Важнейшим из ключевых национальных интересов России в информационной сфере является содействие формированию системы международной информационной безопасности, способной эффективно противодействовать угрозам стратегической стабильности в условиях равноправного стратегического партнерства в глобальном информационном пространстве, а также защита суверенитета Российской Федерации в информационном пространстве.

Наряду с основополагающими документами в области обеспечения международной информационной безопасности большое значение для формирования и реализации государственной политики в данной области имеют соответствующие решения Совета Безопасности Российской Федерации.

Основная цель государственной политики Российской Федерации в данной области — содействие установлению международного правового режима, направленного на создание условий для формирования системы международной информационной безопасности, на основе выработанных под эгидой ООН универсальных правил ответственного поведения государств в информационном пространстве.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: