Матрица парных сравнений

 

Этот метод рекомендуется в том случае, если Вам трудно договориться между собой, но Вы хотите быть уверены, что будет учтено мнение каждого.

Составьте квадратную матрицу, в которой число строк и столбцов равно числу рассматриваемых вариантов. Обозначим для примера варианты буквами А, Б, В и т.д. (табл. 2). На практике же лучше использовать не буквы или номера, а краткие названия, например «Концерт», «Книга», «Опрос». По диагонали матрицы поставьте единицы. Такую таблицу должен приготовить себе каждый член команды.

Приступаем к заполнению таблицы. Делать это нужно сугубо индивидуально, не советуясь с другими. Предположим, что я считаю вариант А более предпочтительным по сравнению с Б. Тогда БА=2, АБ=0. Двойка должна оказаться в столбце А, а ноль – в клетке, симметричной ей относительно главной диагонали. Продолжаем по столбцу. Предположим, что по сравнению с А вариант В выглядит более предпочтительным. Тогда АВ=2, ВА=0, т.е. в столбце А должен появиться ноль, а двойка достанется столбцу В. Между А и Г я не могу выбрать, оба кажутся мне одинаково хорошими (или одинаково плохими). Тогда в обе ячейки симметрично выставляю по единице: АГ=1, ГА=1.

 

Таблица 2. Пример матрицы парных сравнений. Начало работы

  А Б В Г Д
А 1 0 2 1  
Б 2 1      
В 0   1    
Г 1     1  
Д         1
сумма          

 

Затем сравните А и Д. Столбец А заполнился, строка А – тоже. Переходим к  варианту Б. С вариантом А мы его уже сравнивали, осталось сравнить Б и В, Б и Г, Б и Д. Когда таблица заполнится полностью, найдите сумму по столбцам (табл. 3).

 

Таблица 3. Пример матрицы парных сравнений. Завершение индивидуальной работы

  А Б В Г Д
А 1 0 2 1 0
Б 2 1 1 2 2
В 0 1 1 0 0
Г 1 0 2 1 0
Д 2 0 2 2 1
сумма 6 2 8 6 3

Контроль: сумма чисел последней строки равна числу вариантов в квадрате.

 

     Теперь соберите в одну таблицу числа из нижней строки, полученные каждым участником, и сложите их (табл. 4).

 

Таблица 4. Пример матрицы парных сравнений. Обобщение результатов

  А Б В Г Д
сумма от участника 1 6 2 8 6 3
сумма от участника 2 4 4 7 7 3
сумма от участника 3 5 2 6 6 6
Итого 15 8 21 19 12

 

С учетом мнений всех участников наилучшим вариантом следует признать вариант В. Примечательно, что при использовании этого метода каждый участник может руководствоваться своими критериями, согласования критериев выбора в группе не требуется. Более того, переходя от одной пары вариантов к другой, участник может менять критерии оценки и даже вовсе не осознавать их, достаточно, если он способен ощутить предпочтительность или равенство вариантов.

Чтобы согласовать с преподавателем тему проекта, приготовьте обоснование ее актуальности и полезности. Для этого рекомендуется использовать факты, статистические данные, ссылки на публикации, а также некоторые инструменты курса, например, карту заинтересованных сторон и таблицу, в которой сформулированы их интересы.

В названии проекта должны быть отражены:

l объект

l предмет (процессы, характеристики, свойства, грани, аспекты, способы)

l проблема

l цель, результат (повышение, совершенствование, создание, открытие, продвижение)

Например:

Изучение ожидаемого спроса посетительниц салона красоты «Аэлита» на услуги косметолога с целью определения количества вакансий (или потребностей в обучении)

Обоснование покупки оборудования для шиномонтажа в автосервисе «Иваныч»

Большинство проектов имеют общие характеристики:

• Они являются целевыми, т.е. вся деятельность направлена на достижение определенных результатов или выходов

• Они имеют четкое начало и конец

• У них есть определенные ограничения, которые лимитируют и определяют процесс

• Достигнутые результаты могут быть измерены с помощью согласованных показателей

(Мейлор (Maylor), 1996)

Тщательно сформулируйте цели, которые должны быть достигнуты в результате выполнения проекта.

Принцип SMART - цели должны быть:

• конкретными (specific) – т.е. Вы должны ясно представлять себе, чего хотите достичь;

• измеримыми (measurable) – Вы должны разработать критерии для измерения процесса достижения целей;

• достижимыми (achievable) – т.е. Вы должны быть уверены в достижении поставленных целей в существующем окружении и при имеющихся ресурсах;

• реалистичными (realistic) – т.е. Вам не следует пытаться достичь невозможного;

• определенными по времени (timebound) – т.е. сроки достижения поставленных целей должны диктоваться реальными потребностями.

 

Общие недостатки в проектах

• В команде были сомнения по поводу целей проекта

• Команда не была уверена в том, что должно быть сделано

• К концу проекта цели были достигнуты только частично

• Работы выполнялись позже намеченных в графике сроков

• Запланированный бюджет был превышен

(Elbeik & Thomas), 1998)

 

 

Планирование проекта

 

Для планирования проекта могут быть использованы следующие инструменты:

· Карта памяти

· Дерево задач

· Метод ключевых событий

· Ленточный график

· Сетевой график

Распределите работу между членами команды, установите точные сроки и промежуточные точки контроля.

 

Выполнение проекта

 

Теперь все намеченное нужно выполнить!

Вы обязательно столкнетесь с трудностями и неожиданностями, но их преодоление даст Вам бесценный личный управленческий опыт, который можно получить, только действуя.

Но Вы будете действовать не вслепую, поскольку можете вооружиться опытом других менеджеров, воплощенным в концепциях курса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: