Этот метод рекомендуется в том случае, если Вам трудно договориться между собой, но Вы хотите быть уверены, что будет учтено мнение каждого.
Составьте квадратную матрицу, в которой число строк и столбцов равно числу рассматриваемых вариантов. Обозначим для примера варианты буквами А, Б, В и т.д. (табл. 2). На практике же лучше использовать не буквы или номера, а краткие названия, например «Концерт», «Книга», «Опрос». По диагонали матрицы поставьте единицы. Такую таблицу должен приготовить себе каждый член команды.
Приступаем к заполнению таблицы. Делать это нужно сугубо индивидуально, не советуясь с другими. Предположим, что я считаю вариант А более предпочтительным по сравнению с Б. Тогда БА=2, АБ=0. Двойка должна оказаться в столбце А, а ноль – в клетке, симметричной ей относительно главной диагонали. Продолжаем по столбцу. Предположим, что по сравнению с А вариант В выглядит более предпочтительным. Тогда АВ=2, ВА=0, т.е. в столбце А должен появиться ноль, а двойка достанется столбцу В. Между А и Г я не могу выбрать, оба кажутся мне одинаково хорошими (или одинаково плохими). Тогда в обе ячейки симметрично выставляю по единице: АГ=1, ГА=1.
Таблица 2. Пример матрицы парных сравнений. Начало работы
А | Б | В | Г | Д | |
А | 1 | 0 | 2 | 1 | |
Б | 2 | 1 | |||
В | 0 | 1 | |||
Г | 1 | 1 | |||
Д | 1 | ||||
сумма |
Затем сравните А и Д. Столбец А заполнился, строка А – тоже. Переходим к варианту Б. С вариантом А мы его уже сравнивали, осталось сравнить Б и В, Б и Г, Б и Д. Когда таблица заполнится полностью, найдите сумму по столбцам (табл. 3).
Таблица 3. Пример матрицы парных сравнений. Завершение индивидуальной работы
А | Б | В | Г | Д | |
А | 1 | 0 | 2 | 1 | 0 |
Б | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 |
В | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 |
Г | 1 | 0 | 2 | 1 | 0 |
Д | 2 | 0 | 2 | 2 | 1 |
сумма | 6 | 2 | 8 | 6 | 3 |
Контроль: сумма чисел последней строки равна числу вариантов в квадрате.
Теперь соберите в одну таблицу числа из нижней строки, полученные каждым участником, и сложите их (табл. 4).
Таблица 4. Пример матрицы парных сравнений. Обобщение результатов
А | Б | В | Г | Д | |
сумма от участника 1 | 6 | 2 | 8 | 6 | 3 |
сумма от участника 2 | 4 | 4 | 7 | 7 | 3 |
сумма от участника 3 | 5 | 2 | 6 | 6 | 6 |
Итого | 15 | 8 | 21 | 19 | 12 |
С учетом мнений всех участников наилучшим вариантом следует признать вариант В. Примечательно, что при использовании этого метода каждый участник может руководствоваться своими критериями, согласования критериев выбора в группе не требуется. Более того, переходя от одной пары вариантов к другой, участник может менять критерии оценки и даже вовсе не осознавать их, достаточно, если он способен ощутить предпочтительность или равенство вариантов.
Чтобы согласовать с преподавателем тему проекта, приготовьте обоснование ее актуальности и полезности. Для этого рекомендуется использовать факты, статистические данные, ссылки на публикации, а также некоторые инструменты курса, например, карту заинтересованных сторон и таблицу, в которой сформулированы их интересы.
В названии проекта должны быть отражены:
l объект
l предмет (процессы, характеристики, свойства, грани, аспекты, способы)
l проблема
l цель, результат (повышение, совершенствование, создание, открытие, продвижение)
Например:
Изучение ожидаемого спроса посетительниц салона красоты «Аэлита» на услуги косметолога с целью определения количества вакансий (или потребностей в обучении)
Обоснование покупки оборудования для шиномонтажа в автосервисе «Иваныч»
Большинство проектов имеют общие характеристики:
• Они являются целевыми, т.е. вся деятельность направлена на достижение определенных результатов или выходов
• Они имеют четкое начало и конец
• У них есть определенные ограничения, которые лимитируют и определяют процесс
• Достигнутые результаты могут быть измерены с помощью согласованных показателей
(Мейлор (Maylor), 1996)
Тщательно сформулируйте цели, которые должны быть достигнуты в результате выполнения проекта.
Принцип SMART - цели должны быть:
• конкретными (specific) – т.е. Вы должны ясно представлять себе, чего хотите достичь;
• измеримыми (measurable) – Вы должны разработать критерии для измерения процесса достижения целей;
• достижимыми (achievable) – т.е. Вы должны быть уверены в достижении поставленных целей в существующем окружении и при имеющихся ресурсах;
• реалистичными (realistic) – т.е. Вам не следует пытаться достичь невозможного;
• определенными по времени (timebound) – т.е. сроки достижения поставленных целей должны диктоваться реальными потребностями.
Общие недостатки в проектах
• В команде были сомнения по поводу целей проекта
• Команда не была уверена в том, что должно быть сделано
• К концу проекта цели были достигнуты только частично
• Работы выполнялись позже намеченных в графике сроков
• Запланированный бюджет был превышен
(Elbeik & Thomas), 1998)
Планирование проекта
Для планирования проекта могут быть использованы следующие инструменты:
· Карта памяти
· Дерево задач
· Метод ключевых событий
· Ленточный график
· Сетевой график
Распределите работу между членами команды, установите точные сроки и промежуточные точки контроля.
Выполнение проекта
Теперь все намеченное нужно выполнить!
Вы обязательно столкнетесь с трудностями и неожиданностями, но их преодоление даст Вам бесценный личный управленческий опыт, который можно получить, только действуя.
Но Вы будете действовать не вслепую, поскольку можете вооружиться опытом других менеджеров, воплощенным в концепциях курса.