Русов Николай Николаевич 126 10 страница

[ЦА ФСБ РФ, Р-33312, т. 5, л. 260-260об] ком университете трудящихся Востока, откуда ушла по личному желанию. С марта 1930 г. до 1 июня 1930 г. работала в научной библиотеке Наркомторга, а затем машинисткой в Акционерном обществе «Советская энциклопедия».

Любимова считала себя анархисткой с 1924 г., по убеждениям ей был ближе всего М.А.Бакунин. Возможно, еще в Муроме знакомство с анархистами вывело Любимову на Музей Кропоткина в Москве, где она познакомилась с А.А.Солоновичем, а через него и с другими членами «Ордена Света», хотя не исключено, что связующим звеном оказался П.Е.Корольков, с которым она работала в КУТВе.

К моменту ареста у Любимовой было большое количество близких родственников: отец, Николай Дмитриевич Любимов, 1865 г. рожд., пенсионер, инвалид 2-й категории; мать, Надежда Тимофеевна, 1871 г. рожд., домохозяйка; братья: Иван, 1894 г. рожд., служащий Торгфлота в Архангельске (ум. в 1961 г. в Москве); Алексей, 1898 г. рожд., начальник ремонтных мастерских в Академии воздушного флота; Сергей, 1905 г. рожд., член партии, проживавший в то время во Владивостоке; Валентин, 1908 г. рожд., служивший в Красной Армии; сестры: Мария, 1908 г. рожд., врач в г. Выкса Нижегородской губернии, по мужу Кафтанова; Наталья, 1906 г. рожд., библиотекарь в библиотеке им. В.О.Ключевского в Москве.

Любимова была арестована в ночь с 11 на 12 сентября 1930 г. на своей квартире — Салтыковский переулок, д. 1, кв. 32. При обыске у нее было изъято: «печатный материал анархического характера, переписка разная, письма, дневник и одна пишущая машинка». 25.09.30 г. ей было предъявлено обвинение «в организации подпольных контрреволюционных кружков и в распространении контрреволюционной литературы». Во время следствия содержалась в Бутырской тюрьме. Постановлением Коллегии ОГПУ 13.01.31 г. по делу «Ордена Света» В.Н.Любимова была приговорена к трем годам заключения в Челябинский политизолятор. 09.07.33 г. Постановлением Коллегии ОГПУ была досрочно освобождена и выслана на Урал сроком на три года; 09.07.36 г. освобождена из ссылки (г. Свердловск) и выбыла на жительство в г. Симферополь.

Дальнейшая судьба не известна.

Реабилитирована определением судебной коллегии по уголовным делам ВС РСФСР от 02.09.1975 г.

ПОКАЗАНИЯ ЛЮБИМОВОЙ В.Н. 13.09.30 г.

Впервые я подошла к анархизму в 1916 г., будучи ученицей шестого класса муромской гимназии, состояла в подпольном ученическом кружке. В 1918 г. я бывала на собраниях анархистов г. Мурома, которые мне не понравились по своему содержанию и форме. Под влиянием группы товарищей-большевиков, учащихся, я идеологически сблизилась с ними, но в партию не вступила и активной работы не вела. С 1922 по 1924 г. я работала на практической общественной работе профсоюзной организации КУТВа с марксистской установкой по заданиям бюро ячейки. В анархической организации, как таковой, не состояла и не состою, но занимаюсь изучением всего в этой области. Сначала читала книги Кропоткина, Бакунина, Малатес- ты и др.; затем получала от СОЛОНОВИЧА его печатанные на машинке лекции и другие печатные материалы, как то: «Бакунин и культ Иальдобаофа» и другие, отобранные у меня при обыске. Я взяла весь этот материал у СОЛОНОВИЧА, чтобы привести все в порядок, ознакомиться и перепечатать то, что находится в истрепанном виде. Эта работа у меня задержалась, потому что я находила, что многие вещи автор должен перередактировать заново, т.к. они были логически не выдержаны. Более-менее законченным показался труд о Бакунине, который я и начала перепечатывать в трех или четырех экземплярах.

На лекциях СОЛОНОВИЧА в Кропоткинском музее я была раза два-три. Снова пробудила во мне интерес к нереальной жизни Вера Александровна ЗАВАДСКАЯ, по-моему, СМЫШЛЯЕВА.<...>

Протокол прочитала, записано с моих слов правильно.            Любимова

[ЦА ФСБ РФ, Р-33312, т. 5, л. 286-286об]

ПОКАЗАНИЯ ЛЮБИМОВОЙ В.Н. 14.09.30 г.

Ни в каких организациях (подпольного характера) я не состою. Бывала в музее и знаю, что там имеется ряд группировок и что между ними происходили споры: между партией мистического анархизма с СОЛОНОВИЧЕМ и группой анархиста БОРОВОГО. Из всех течений мне наиболее близок анархизм мистический.

Лекции, взятые у меня, принадлежат СОЛОНОВИЧУ, которые я переписывала, хотя со многими положениями и не согласна, например с нетерпимостью к другим теориям, с неточностью в изложении естественнонаучных теорий об атомах. По этим вопросам и некоторым другим я имела с СОЛОНОВИЧЕМ долгие споры. О каких бы то ни было организациях мистического характера я от СОЛОНОВИЧА ничего не слыхала. Думаю, что объясняется это моей откровенностью, нескрыванием своих убеждений, о чем он мне как-то говорил.                                  Любимова

[ЦА ФСБ РФ, Р-33312, т. 5, л. 287]

ПОКАЗАНИЯ ЛЮБИМОВОЙ В.Н. 25.09.30 г.

НИКИТИНА Леонида Александровича я знаю, кажется, познакомилась с ним в ГАХНе. На квартире у него была раза два. Во время одного из моих посещений у НИКИТИНА читал кто-то доклад об этнографии Крыма при туманных картинках, насколько помню, было у него человек пять-шесть. Второй раз тоже что-то похожее на это. Хотя близко не помню, по всей вероятности, в ГАХНе встречала АДАМОВУ. АНОСОВА я видела на вечере памяти Карелина в Обществе политкаторжан, а также в Политехническом музее на вечере памяти Бакунина. ПОЛЯ Александра Сергеевича я знаю, с ним меня познакомил мой сослуживец КОРОЛЬКОВ Павел Ефимович.         Любимова

[ЦА ФСБ РФ, Р-33312, т. 5, л. 28)]

НИКИТИН Леонид Александрович

(1896—1942)

Никитин Леонид Александрович родился 1(14).05.1896 г. в г. Рязани, в семье городского судьи 1-го участка Александра Петровича Никитина (1864—1915) и Марии Васильевны Никитиной, урожд. Шиловской (1877—1944). В 1915 г. закончил 2-ю Рязанскую мужскую гимназию и поступил на юридический факультет Московского университета, переехав в Москву с матерью и сестрой, Ниной Александровной Никитиной (1894—1942), поступившей тогда же на Высшие женские курсы Герье. В августе 1916 г. был мобилизован, прошел подготовительный курс в 4-й Московской школе прапорщиков и в начале января 1917 г. направлен в действующую армию. Летом 1917 г. был контужен и отравлен газами, по излечении возвращен в Москву в Школу краскомаскировки; демобилизован весной 1918 г. В конце 1917 г. восстановился на юридическом факультете Московского университета, но курса так и не окончил, будучи мобилизован в 1918 г. сначала в Наркомвоен Украины, затем в Управление штаба Западного фронта. В сентябре 1920 г. откомандирован в Москву из Минска в распоряжение Академии Генерального штаба (на Восточное отделение академии), откуда в 1921 г. переведен научным сотрудником в Институт живых восточных языков (бывш. Лазаревский), где работал до 1924 г. Одновременно с осени 1920 г. работал художником-оформителем московского театра Пролеткульта («Мексиканец» по Дж.Лондону и др.), занимался во ВХУТЕИНе у А.В.Лентулова, А.А.Ос- меркина и др., а впоследствии оформлял спектакли в других московских театрах и студиях (2-й МХТ, Государственная драматическая Белорусская студия в Москве, Театр Санпросвета и пр.) и читал курс истории искусств в различных московских вузах. В 1928—1929 гг. работал научным сотрудником в ГАХНе, был лектором и руководителем занятий на московских высших политико-просветительных курсах. С 1921 г.

жил по адресу: Арбат, д. 57, кв. 25. В апреле 1930 г. вместе с женой, В.Р.Никитиной, по контракту с «Арменкино» уехал в Ереван. Арестован на студии «Арменкино» в Ереване 16.09.30 г., в Москву доставлен этапным порядком через тюрьмы Тбилиси и Ростова-на-Дону.

Во время обыска на московской квартире 14.10.30 г. изъяты: 1) мистические палочки 2 (так! — А.Н.) и изображение щита и меча, 2) крест с распятым Иисусом,

3) два металлических значка дореволюционных, 4) кастет и бумажный цветок — роза, 5) девятнадцать книг по мистике и масонству, 6) 22 рисунка под стеклом, 7) фотокарточки и рукописи, отпечатанные на пишущей машинке [ЦА ФСБ РФ, Р-33312, т. 5, л. 322].

11.11.30 г. Никитину предъявлено обвинение в причастности к контрреволюционной организации, создании нелегальных кружков, руководстве ими, изготовлении и распространении нелегальной литературы. Содержался в Бутырской тюрьме. Постановлением Коллегии ОГПУ 13.01.31 г. по делу «Ордена Света» Л.А.Никитин приговорен к пяти годам концентрационных лагерей (Беломорканал). На Беломорканале работал художником в театре УСЛОНа, затем (летом 1931 г.) был вместе с театром переведен сначала в с. Важины на р. Свирь, затем в г. Лодейное Поле (Свирь- лаг), откуда был освобожден 16.07.34 г.

По освобождении жил сначала в г. Калинине (Тверь), затем в деревне под г. Каширой до лета 1940 г., а с начала 1941 г. — в г. Загорске (ныне Сергиев Посад), работая в московских театрах, выезжая в Белоруссию и в Донбасс. Последний год работал в Загорске художником в артели «Художественная игрушка». Вторично арестован 24.06.41 г., содержался в Саратовской тюрьме УНКВД № 1, и Постановлением ОСО при НКВД СССР от 27.12.41 г. был приговорен к заключению в исправительно-трудовые лагеря на десять лет. Умер от цинги и пеллагры в лагерном лазарете г. Канска 15.10.42 г.

Реабилитирован по настоящему делу определением судебной коллегии по уголовным делам ВС РСФСР от 22.06.1963 г.[24] но прервать лечение и выехать сначала в Киев, затем в Москву, где, закончив лечение, был мобилизован и направлен в распоряжение штаба Армии Западного фронта. Там последовательно получал назначения, начиная с должности помощника коменданта Штаба Западного фронта (Штазап) вплоть до начальника хозотдела Штаба и врид помощника начальника Административного управления Штаба. После годового пребывания в Штазапе был командирован на Восточное отделение Академии Генштаба РККА, где и состоял слушателем два с половиной года, будучи затем откомандирован в распоряжение НКИД и зачислен научным сотрудником по японскому разряду в Институте востоковедения.

Одновременно с этим продолжал заниматься в Московском университете на юридическом факультете и поступил студентом во ВХУТЕМАС/ВХУТЕИН. По приезде в Москву, одновременно с учебными занятиями, стал работать в качестве художника в театре ЦК и Моспролеткульта, вступив членом в союз Рабис. Увлечение художественной работой постепенно отвлекло меня от всех других моих занятий и вскоре сосредоточило большую часть моей работы в Пролеткульте, где я получил председательствование секцией ИЗО и заведование декоративными и художественными мастерскими. С 1921-22 года я делаюсь театральным художником, осуществляя ряд художественных оформлений в различных московских и провинциальных театрах, сведя постепенно на нет все другие занятия, сосредотачивая свой интерес на практике и теории искусства.

В частности, в Институте востоковедения специализируюсь на дальневосточном искусстве, которому посвящаю статью, напечатанную в № 1 «Восточных сборников» в 1924 г.[25], которая явилась результатом работы по подготовке к занятию кафедры по этому предмету. Одновременно с этим начинаю читать курс лекций по ис-

-I—г                                                  [26]       т''

тории и теории искусства в Пролеткульте** и в Государственном медико-педологическом институте, куда меня приглашают в качестве ассистента при кафедре истории искусства и эстетического воспитания. Результатом этих моих работ явилась книга «Эволюция архитектурных стилей», принятая в 1925 г. для печати Госиздатом как опыт построения марксистского анализа в искусствознании, но не была напеча-

***                                                                         -Г''

тана[27], т.к. в это время как раз началась реорганизация Госиздата и произошло значительное сокращение его производственной программы.

Одновременно с приглашением меня в Государственный медико-педологический институт я начал вести занятия в московском Высшем политико-просветительном институте по курсу АгитИЗО и продолжал их в течение пяти лет начиная с

1923 г. Кроме того, в течение этого периода в продолжение одного года преподавал ИЗО на рабфаке Академии коммунистического воспитания и прекратил там занятия ввиду ликвидации этого курса. В 1927 г. при слиянии Политико-просветительного института с Академией коммунистического воспитания курс АгитИЗО был упразднен и мое преподавание там прекратилось.

Дальнейшая моя работа выражалась главным образом в театральных постановках, которые не прекращались и на протяжении всего предыдущего периода.

В 1929 г. я был приглашен для преподавания в Московскую областную партшколу, где преподавал ИЗО в течение нескольких месяцев до конца учебного года. В 1930 г. в январе, феврале, марте работал в ЦК металлистов в архитектурном бюро по проектированию внутренних и внешних отделок рабочих клубов. В марте 1930 г. через Моспосредрабис получил предложение работать в качестве ответственного художника-конструктора на кинофабрике в «Арменкино» в г. Эривани, куда и выехал 20 апреля 1930 г. Там работал по 16 сентября сего года, когда и был арестован.

С первых же дней Октябрьской революции проявил большое стремление принять участие в коренной перестройке всей социальной действительности, чем и объясняется желание работать в учреждениях, наиболее революционно себя проявлявших, одним из которых был отдел Политконтроля в коллегии Мопленбежа. Не удовлетворяясь пребыванием в тыловом учреждении, стремился ближе к прифронтовой работе, что и осуществилось в поездке на Украину и в общении с работавшими там товарищами.

По возвращении в Москву, при сосредоточении моего интереса на художественной работе, идея революционного пролетарского искусства явилась основной идеей моей деятельности в Пролеткульте. С этого периода начинается более четкое оформление форм, методов и принципов революционного искусства, которое, развиваясь на почве практической и теоретической работы в течение всего последующего периода, оформляется в идеологию производственного искусства в его конструктивисти- ческих методах. И здесь начинает сначала намечаться, а потом и принимать конкретные формы тот конфликт с пролеткультовцами-партийцами, который приводит к уходу из Пролеткульта. Конфликт этот становится тем более глубоким, что и в общей политике в отношении революционно-художественной идеологии начинают преоб-

****

ладать тенденции к передвижничеству, вылившиеся в ахровских начинаниях, на мой взгляд революционных скорее по лозунгу, чем по существу.

Та мучительная неудовлетворенность, которая на почве всего этого создается, получает, однако, свое разрешение для меня в подъеме волны социалистического строительства последних лет, которое неизбежно вновь выдвигает уже практическую проблему производственного искусства с его конструктивистическим базисом и на деле разрешает этот конфликт в пользу и ранее мною утверждавшихся художественных идеологий. Переход от театральной работы к архитектурной, связанной с новым строительством, в значительной мере является показателем моих устремлений в этом направлении. Однако полного удовлетворения эта работа не смогла мне дать, поскольку архитектура, более чем какое-либо другое искусство, удалена от непосредственности идеологической выразительности. Переход от этой работы к работе в кино, замысленный мною еще в 1929 г. и не осуществленный по техническим причинам (я хотел поступить на ГМК на операторский факультет, но по возрастным и формальным причинам это требовало преодоления больших трудностей, канители и волокиты, а я не имел времени на все это), наконец в 1930 г. развернул передо мною перспективы работы, которая, являясь в искусстве наиболее для нас важном

тт                                  *****                                **

из всех искусств — по Ленину, и для меня являла собой возможность просто перешагнуть через конфликтную полосу моих художественно-идеологических исканий и уже бесконфликтно на практике осуществлять те устремления, которые соответствуют моему представлению о революционном искусстве.                                                                                                Л.Никитин

[ЦА ФСБ РФ, Р-33312, т. 5, л. 327-329об]

Что касается моего интереса к общим проблемам анархизма, то таковые я никогда не имел основания считать контрреволюционными, в отношении же политического анархизма никогда не проявлял особого интереса, считая его всегда, как и теперь, утопическим. Поэтому не искал сближения и знакомства с московскими анархистами, довольствуясь знакомством лишь с такими крупными анархистами, как КАРЕЛИН и СОЛОНОВИЧ. С КАРЕЛИНЫМ я познакомился на одной из его публичных лекций, где я подошел после лекции к нему и заговорил с ним, после чего у меня с ним установилось знакомство и я стал бывать у него на квартире в общежитии 1-го Дома Советов. С основными концепциями анархизма я и ознакомился из бесед с ним. У него познакомился с СОЛОНОВИЧЕМ. Оба они лично произвели на меня благоприятное впечатление, что способствовало установлению знакомства с СО- ЛОНОВИЧЕМ, у которого я тоже стал бывать.

У КАРЕЛИНА же познакомился и с АНОСОВЫМ и ПРОФЕРАНСОВЫМ, которые оба мне не понравились, и с ними знакомство и по сие время осталось совершенно поверхностным, ограничивающимся лишь тем, что при встречах мы узнавали друг друга и раскланивались, не вступая никогда в сколько-нибудь значительные разговоры.

Во время моих посещений СОЛОНОВИЧА иногда встречал у него его товарищей по МВТУ, преподавателей математики, из которых познакомился с ЛЯШУ- КОМ, САХАРОВЫМ и Евгением Константиновичем[28], которые, по моим представлениям, анархистами не были, и общие разговоры при встречах с ними носили чисто бытовой характер. Из этих лиц у КАРЕЛИНА я встречал только ЛЯШУКА, и то не вполне в этом уверен, двух же других там мне встречать не приходилось.

Что касается тех кружков, с которыми я вел хоть сколько-нибудь регулярные занятия, то это были официальные группы в связи с моей преподавательской деятельностью по искусству в различных вузах. Бывали такие случаи, когда вокруг какой-либо из моих лекций по искусству в том или другом музее возникала совершенно случайная группа из совершенно мне незнакомых людей, с которыми я проводил ту или иную работу по музею, чем и кончалась моя встреча с этими лицами.

Никаких контрреволюционных кружков и групп я не организовывал и ни в каких политических организациях и группах не состоял, в том числе и анархических.

Из артистического мира у КАРЕЛИНА иногда встречался с ЗАВАДСКИМ и СМЫШЛЯЕВЫМ, с которыми был довольно близко знаком и до этих встреч. С ними же встречался иногда случайно и у СОЛОНОВИЧА. Со СМЫШЛЯЕВЫМ постоянно встречался по поводу общей с ним работы в театральных постановках и в театре и на дому, причем чаще у него, чем у меня, из-за его большой занятости. С ЗАВАДСКИМ встречался также в связи с профессиональными интересами, но значительно реже, причем на дому всего несколько раз, т.к. он обычно был перегружен работой и его почти невозможно было застать где-либо помимо Студии.

СОЛОНОВИЧ был у меня всего наперечет несколько раз, когда мне удавалось затащить его к себе, чтобы показать свои живописные работы.

С ЛЯШУКОМ несколько ближе познакомился благодаря случайной встрече в Крыму во время летнего отдыха, после чего мы изредка стали бывать друг у друга по поводу каких-либо торжественных семейных событий, вроде именин и т.п. Иногда в эти дни приглашались к ЛЯШУКУ СОЛОНОВИЧ, САХАРОВ и Евгений Константинович.

Несколько раз вместе со мною туда приезжал ПОЛЬ, который был со мною хорошо знаком, с ними же гораздо меньше, чем я. Со мною он познакомился на одной из моих лекций в одном из музеев, потом мы несколько раз встречались в ГАХНе, где я работал в СПИ[29], а он — в Комиссии Живого Слова. Более близкое знакомство с ним завязалось после того, как мы вместе проводили наш летний отдых в Нальчике.

Показания написаны собственноручно.                                     Л.Никитин

[ЦА ФСБ РФ, Р-33312, т. 5, л. 340-341об]

ПОКАЗАНИЯ НИКИТИНА Л.А. 30.11.30 г.

Как я уже указывал ранее, мое знакомство с Аполлоном Андреевичем КАРЕЛИНЫМ создалось на почве моего интереса к анархическому мировоззрению вообще. Бывая у него и беседуя с ним, я старался уяснить для себя целый ряд принципиальных вопросов, которые интересовали меня в возможности их приложения к моей художественной деятельности, как практической, так и теоретической. В частности, вопрос о свободе художественного творчества интересовал меня в связи с марксистскими концепциями и был разрешен, как мне казалось, не в противоречии с плехановским утверждением, что искусство есть надстройка, наиболее удаленная от базиса. Вот исходя из этого положения мне представлялось возможным, что согласовалось и с мнением КАРЕЛИНА, все относящиеся к свободе творчества проблемы базировать на развитии самой индивидуальности, как таковой. Отсюда ряд бесед с КАРЕЛИНЫМ по вопросам взаимоотношений личности и среды.

Должен отметить, что во всех этих вопросах инициатива всегда принадлежала мне, и КАРЕЛИН, разъясняя и помогая мне разбираться в вопросах, меня интересовавших, никогда не навязывал мне своего мнения и, так сказать, не пропагандировал мне анархизма. Я сам задавал ему вопросы, как то или иное положение может быть разрешаемо с анархистской точки зрения, и уже сам так или иначе применял получаемые решения к своей художественной деятельности и связанным с нею теоретическим воззрениям. Практически все это помогало мне в разрешении вопросов, связанных с пролеткультовским моим конфликтом.

В разговорах с КАРЕЛИНЫМ непосредственно политические темы мною не затрагивались и им также не выдвигались, потому что с самого же начала я ему сказал, что чуждаюсь вопросов, связанных с политической практикой, и не верю в политическую практику анархизма, считая ее в условиях переживаемой нами действительности утопией. И он был от начала и до конца настолько тактичен, что не предложил ни разу мне даже вступить в анархическую федерацию, несмотря на то что я у него же узнал о существовании таковой. Мое отношение ко всякого рода организациям политического характера всегда было отрицательным, т.к. я инстинктивно боялся ограничения свободы своей личности, которое неминуемо последовало бы в результате вступления в ту или иную организацию. По этой же причине для меня определилась и принципиальная невозможность вступления в компартию. По этой же причине я избегал вообще широких знакомств с анархистами, удовлетворяясь преимущественно беседами с самим КАРЕЛИНЫМ.

От общетеоретических бесед с ним мы часто переходили на темы исторического характера, и, поскольку я много занимался в то время историей искусства, для меня многие вопросы получали новое освещение.

Одною из наиболее интересных для меня тем являлась тема о роли личности в истории, и здесь анархическая установка казалась мне наиболее удовлетворительной. Но, тем не менее, не могу сказать, что этим уничтожалась для меня марксистская концепция. Просто здесь вопрос приобретал большую сложность, и в ряде моих работ я делал попытки как анархической, так и марксистской установки. В дальнейшем это привело к выделению в моем художественно-теоретическом мировоззрении социологии искусства из общей его теории. Другим словом, теория искусства здесь становилась не в противоречие, а как бы в дополнение и расширение марксистского базиса.

Отсюда был естественный переход и к определению моего общего мировоззрения, в том числе и политического, так сказать, ибо в собственном смысле этого слова это последнее не занимало у меня первого места.

Это мое общеполитическое мировоззрение определялось принятием всей политической советской практики как единственно возможной в условиях современной действительности. Это, так сказать, «социология искусства», но не удовлетворяющая тем принципиальным общим вопросам, которые ставились с точки зрения окончательных концепций мировоззрения, т.е. «теории искусства». В этом смысле мне представлялись общие положения анархического мировоззрения нисколько не стоящими в противоречии, но как бы завершающими вполне естественно осуществляющееся революционное движение. Идеи безгосударственного устройства общества, идеи безвластия представлялись мне теми конечными идеалами, к которым неизбежно приводит социальная революция. Однако я прекрасно понимал, и в этом отношении не встречалось разногласия с КАРЕЛИНЫМ, что для осуществления этих идей совершенно необходимым является высокий культурный уровень каждого индивидуума и что ранее осуществления этого анархия практически невозможна и может осуществляться лишь в формах беспорядка и дезорганизации.

Таким образом, в этих беседах мы естественно подходили к вопросу о путях и средствах осуществления этого высокого культурного уровня индивидуумов в условиях советской действительности. И здесь для меня совершенно естественно этот вопрос разрешался прежде всего путем творческой деятельности в искусстве, именно том, которое было бы действительно революционным по существу, а не только по лозунгам. В этом и был корень моего пролеткультовского конфликта. С точки зрения КАРЕЛИНА, искусство действительно является одним из могущественнейших факторов культурного развития индивидуальностей и масс. Интересуясь отношением КАРЕЛИНА к вопросам вообще путей развития человеческой культуры, мы иногда вскользь касались вопросов религии и мистики, причем его отношение к церкви было всегда отрицательным. Несмотря на неизменно присущую ему серьезную внимательность к этим вопросам, у меня не создалось ясного представления о его личном отношении к этому. И я, со своей стороны всегда чуждаясь религиозномистических проблем, не задерживался на этих вопросах. Во всяком случае, непосредственной связи проблем анархизма с мистико-религиозными я у КАРЕЛИНА не помню. Что же касается «Ордена Света», мы с КАРЕЛИНЫМ об этом не говорили, хотя в общих беседах касались иногда тем средневекового рыцарства и орденов исторически известных, вообще о культурном влиянии на историческое развитие Европы орденов иоаннитов, тамплиеров, Тевтонского ордена и др.

После знакомства с Алексеем Александровичем СОЛОНОВИЧЕМ у КАРЕЛИНА я иногда заходил к нему и беседовал на анархические темы, иногда более конкретно по вопросам политического анархизма, причем всегда продолжал оставаться на своей прежней скептической точке зрения. В последнее время мои посещения СОЛО- НОВИЧА мотивировались в большей степени тем, что был арестован и сослан в по- литизолятор брат моей жены Николай Робертович ЛАНГ, бывший членом анархической секции Кропоткинского музея и потому связанный по своей анархической работе с СОЛОНОВИЧЕМ. Мои посещения СОЛОНОВИЧА в этих случаях имели своею целью выяснение обстоятельств дела брата моей жены и возможных влияний со стороны секции Музея и «Черного Креста» на ход дела и дальнейшую судьбу Н.Р.ЛАНГА.

Из литературных трудов А.А.СОЛОНОВИЧА я знаком с одним из циклов его лекций, по-видимому, наиболее ранних и элементарных, трактующих проблемы общего мировоззрения, а также с одной из последних работ: «Бакунин и культ Иальдобаофа». Мною прочитаны два тома этой книги. Общее впечатление от нее у меня осталось сумбурное, и вообще я считаю эту работу неудачной, как в литературном отношении, так и в идеологическом, поскольку попытка обосновать анархические проблемы мистическими концепциями не привели ни к какой цельности и вынудили автора к тенденциозной и пристрастной трактовке Бакунина. Таким образом, и в этой работе, и в беседах с СОЛОНОВИЧЕМ мистико-анархические концепции представились мне мало убедительными и целесообразными. Обе эти сферы не склеиваются в нечто целостное, и то и другое искусственно притягивается друг к другу.

В Кропоткинском музее я был всего дважды на лекциях — один раз СОЛОНОВИ- ЧА о Парижской Коммуне (меня заинтересовала постановка этой проблемы с анархистской точки зрения) и на выступлении Н.Р.ЛАНГА на какую-то тему о Кропоткине, где мой интерес был главным образом родственный — это было его первое публичное выступление.

Указанный мною в предыдущем показании математик, товарищ СОЛОНОВИЧА по МВТУ Евгений Константинович, является БРЕНЕВЫМ. На одном из упомянутых выступлений в музее мельком встретился с АНОСОВЫМ, не сказав с ним ни одного слова.

С Евгением Николаевичем СМИРНОВЫМ познакомился при обстоятельствах, которых сейчас не помню, но затем встречался с ним в ГАХНе. На квартире мы друг у друга не бывали, за исключением, быть может, какого-нибудь одного или двух раз, когда, и то я этого не помню наверное, я мог заехать к нему за какой-нибудь книгой, так как у него была приличная библиотека. Идеологическая его установка мне совершенно неизвестна и, во всяком случае, не лежит, мне думается, в той плоскости, о которой идет речь в моих показаниях.                Л.Никитин

[ЦА ФСБ РФ, Р-33312, т. 5, л. 345-348]

ПОКАЗАНИЯ НИКИТИНА Л.А. 08.12.30 г.

Относительно своего знакомства с Александром Сергеевичем ПОЛЕМ могу показать следующее.

Познакомившись с ним при обстоятельствах, мною уже указанных, я стал с ним встречаться сначала изредка в ГАХНе, в театрах и других общественных местах, а затем знакомство это приняло характер более близкого знакомства семьями. Сначала изредка, затем чаще мы стали бывать друг у друга. В значительной мере этому способствовал интерес ПОЛЯ к моему художественному творчеству, как к театральному, так и в области живописи.

Наряду с этим нас сближал и интерес к теоретическим проблемам искусства, и в этом отношении мне, как теоретику искусства, представлялось интересным в беседах с ПОЛЕМ проверять, в какой мере проблемы изобразительного искусства аналогичны искусству живого слова и возможны ли здесь более широкие обобщения. Однако должен отметить, что, поскольку Александр Сергеевич не являлся теоретиком в области своего искусства в той же мере, в какой я в своей области, это общение не углублялось далее общих установок и постепенно знакомство стало выстраиваться на почве просто личных человеческих симпатий, приобретя после совместного пребывания на летнем отдыхе на Кавказе просто семейный характер, чему способствовали личные качества А.С.ПОЛЯ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: