Русов Николай Николаевич 126 12 страница

Протокол прочитан и записан правильно с моих слов.          Н.Никитина

[ЦА ФСБ РФ, Р-33312, т. 5, л. 310]

ПОКАЗАНИЯ НИКИТИНОЙ Н.А. 23.12.30 г.

Откуда попала ко мне в комнату тетрадь, найденная при обыске, сказать затрудняюсь, думаю, что она в числе прочего хлама была привезена из Рязани, где мы жили до 1924—1925 гг. приблизительно и откуда в эти годы перебрались на жительство в Москву. В последние годы жизни в Рязани у меня была тяжелая личная драма — я разошлась с мужем. Интересовалась индийской философией; думаю, что это, м.б., были какие-нибудь индийские гимны, переписанные из какой-нибудь книги. Я этой тетради не читала, впервые увидела ее при обыске и догадываюсь о ее содержании по нескольким словам, которые прочла, перелистывая, когда заносили ее в протокол обыска. Был ли ЛАНГ анархистом — не знаю, но знаю, что он получил полити- золятор как анархист. СОЛОНОВИЧА у брата я никогда не встречала и его не знаю. КАРЕЛИНА знаю; знаю, что он был анархист. Ни в каком «Ордене Света», «Храме Искусства» и «Братстве Милосердия» я не состояла и об их существовании не знала.

Относительно пятниц у брата могу сказать, что они существовали только с прошлой зимы. Я на них была всего два-три раза. Вообще у брата бывала очень редко, иногда не видела неделями, месяцами. Жена брата часто мне говорила, что у них иногда бывают интересные артисты и исполняются интересные музыкальные, вокальные и другие произведения, читают новых поэтов и проч., жаль, что я не бываю.                                                                                            Н.Никитина

[ЦА ФСБ РФ, Р-33312, т. 5, л. 310]

ПОКРОВСКАЯ Ирина Владимировна

(1906—1995)

Покровская Ирина Владимировна (по второму мужу — Гюнтер) родилась 14.01.1906 г. в Москве в семье архитектора Владимира Александровича Покровского и Анны Сергеевны Покровской (10.12.1886 — 10.02.1976). До 1924 г. жила в Харькове, затем в Москве, куда переехала по приглашению пианиста П.Н.Ренчицкого и где в 1929 г. закончила Московский музыкальный техникум. К этому времени в Москву переехали ее мать, поступившая на работу в Колхозцентр, и сестра Елена (13.06.1910 — 1983), учившаяся на 3-м курсе МВТУ им. Баумана.

В Москве И.В.Покровская жила в квартире Ренчицкого по Зубовской ул.,

д.             5/36, кв. 15, вместе со своим первым мужем, Владимиром Николаевичем Зайцевым, электромонтером. С Никитиными Покровскую познакомил А.С.Поль, приятель ее матери, однако сама она в «Орден Света» не входила и о его существовании не знала.

Арестована в ночь с 11 на 12 сентября 1930 г. у себя на квартире. При обыске изъято: 1) разная переписка, 2) пишущая машинка «Ремингтон» с копировальной бумагой, 3) кожаная шкатулка (не вскрытая за неимением ключа), 4) одиннадцать серебряных рублей царской чеканки и один полтинник. Содержалась в Бутырской тюрьме, но ввиду явной непричастности к Ордену, дачи откровенных показаний и беременности, уже 22.09.30 г. была освобождена под подписку о невыезде. Ее показания о московских и харьковских теософах существенно пополняют показания арестованных по «сочинскому делу». Постановлением Коллегии ОГПУ от 13.01.31 г. по делу «Ордена Света» дело в отношении И.В.Покровской было прекращено и подписка аннулирована.

В дальнейшем жила в Москве и работала аккомпаниатором и преподавателем музыки. Умерла 19.06.95 г. в Москве.

ПОКАЗАНИЯ ПОКРОВСКОЙ И.В. 13.09.30 г.

Моя мать, проживая в Харькове, состояла в Теософском обществе. Имевшиеся у нее материалы по теософии пропали у меня после ее приезда из Харькова несколько месяцев тому назад. В данное время моя мать вместе с моей сестрой* проживает в Москве, Орликов пер., д. 2, квартира Васильевых, на 2-м этаже. Отобранные у меня при обыске материалы по теософии принадлежат моей матери, т.к. остались после ее переезда среди других ее вещей, не забранных у меня.

В 1926 г. я жила летом во время отдыха в Крестовниках**, недалеко от Сочи, там я читала две книги по теософии — «У ног учителя», «Идиллия белого лотоса». Там проживали теософы Инна Захаровна***, фамилии не помню, проживает в Харько-

1—г             П     **** 1

ве, Петр Саулович, фамилию не знаю.

В Москве я проживала у теософа КИРПИЧНИКОВА Александра Александровича, проживающего в Лосинке, Парковый проезд, д. 7, по профессии инженер, работает в Мосздраве. Он — знакомый моей матери, наверное, также состоял в теософском обществе. Их вся семья теософы, состоящая из сестры Юлии Александровны, 30 лет, по профессии врач, уехала работать в больницу в с. Воскресенское под Н[иж- ним]-Новгородом. Проживающая у них же тетка говорила о приходящих к КИР- ПИЧНИКОВЫМ, что это «одна братия теософов».

В Москве знаю своего близкого приятеля НИКИТИНА Леонида Александровича, его жену Веру Робертовну и сестру его Нину Александровну. Помню, что жена его меня спрашивала, как я отношусь к теософии, я ответила — «почитала кое-что, да бросила», она же ответила, что тоже кое-что читала и не заинтересовалась. Произведения художественные НИКИТИНА не отражают настоящей жизни, а представляются в виде каких-то божественных неясных портретов.

Дополнительно сообщаю: знаю проживающих в Харькове следующих членов Теософского общества:

МОЛОКИН Александр Георгиевич, гражданский инженер, проживает на углу Чернышевской ул. и Госпитального пер. в собственном доме. Вера Александровна, его жена, домашняя хозяйка. ПИЛЬСТРЕМ Максимилиан Густавович, музыкант-пианист, проживает в доме МОЛОКИНА.

КУЗЬМЕНКО Людмила Васильевна, пианистка, прож. на ул. Дзержинского,

д.             90, кв. 7. СУХОРУЧКИНА Нина Васильевна, служила в Донугле, проживает на Лермонтовской улице. ЛЕССМАН Людвиг Антонович, фотограф, проживал у МО- ЛОКИНЫХ. ПРЕЙСФРЕНД Александр Владимирович, проживает на Бассейной улице, по профессии инженер. ПАСЬКО Татьяна, проживает на [ул.] Журавленко. ИВАНОВА Аля (как будто жена А.В.ПРЕЙСФРЕНДА).

ПЕРЕТЯТКОВИЧ Богдан Грацианович, инженер. Его жена Анна Ивановна. До прикрытия Общества происходили собрания теософов на квартире моей матери, а главным образом на квартире МОЛОКИНЫХ. В.А.МОЛОКИНА была председательницей Харьковского отдела Теософского общества. После закрытия общества происходили регулярные посещения, а собраний на квартире матери, насколько мне известно, не было. Известные мне знаки теософские — белая пятиконечная звезда, буква «Т» со змеей или просто змея.

У НИКИТИНЫХ видела на черной дощечке меч из слоновой кости. Также агатовый крест, черного цвета, маленький. У НИКИТИНА каждую пятницу собирались — я, Нина Борисовна КОЧУКОВА (живет в переулке на Никитской улице, служит, кажется, в Петровском парке). Мать НИКИТИНА, сестра его с мужем живут на Арбате, 57.

Диодор Дмитриевич, ТАРАБУКИН Николай Михайлович (или наоборот), искусствовед, работает в ГАХНе. Брат НИКИТИНОЙ, Николай Робертович ЛАНГ. НЕ- ДОВИЧ, искусствовед из ГАХНа. Эмилия Леонидовна, артистка, живет на Молчановке. Гали Евгеньевна, артистка. На сборищах происходило следующее: чтение стихов, докладов, некоторый обмен мнений, всякие музыкальные выступления, чай. Выступали с докладом ЛАНГ, ТАРАБУКИН, НИКИТИН. Хотя прямо о советской власти никто, кроме ЛАНГА, не высказывался, но из докладов и разговоров можно было уловить несогласие с современностью. В настоящее время НИКИТИН и его жена живут в Эривани, работают в «Арменкино». Найденное у меня и отобранное серебро принадлежит моей матери.

Протокол прочитан и написан правильно с моих слов.      И.Покровская

[ЦА ФСБ РФ, Р-33312, т. 6, л. 442-443]

* Покровская Елена Владимировна.

** То есть, на быв. даче Крестовникова, где находилась земледельческая коммуна теософов (см. «Сочинское дело» 1930 г.).

*** Т-1          тт   г»

Ершова Инна Захаровна.

**** ті     і                ^ U Т—Г     /'і

**** Гельфандбейн Петр Саулович.

ПОКАЗАНИЯ ПОКРОВСКОЙ И.В. 20.09.30 г.

Сборища, происходившие у НИКИТИНА, на которых я присутствовала с 1928 г., носили определенно организованный характер. Сборища эти происходили и раньше, но не организованно. Собирались по воскресеньям, а потом и по пятницам в следующем составе: НИКИТИН, его жена, его мать Мария Васильевна, его сестра Нина Александровна, муж сестры (не знаю, как его имя), ПОЛЬ Александр Сергеевич, его жена Елена Аполлинариевна, КОРОЛЬКОВ Павел Ефимович, Эмилия Леонидовна ШИЛОВСКАЯ, ШИШКО Владимир Федорович, ГИРШФЕЛЬД Феликс Федорович, Георгий Александрович (фотограф с Украины)*, ИВАКИНСКАЯ Гали Евгеньевна, ее муж БАРКОВ Александр Сергеевич, ЛЕОНТЬЕВ Константин Иванович, его жена (имя не помню)**, АДАМОВА Елена Георгиевна, САМАРСКАЯ Елена Григорьевна, ЛАНГ Николай Робертович, ТАРАБУКИН Николай Михайлович, НЕ- ДОВИЧ (имя не помню), Тута САВРАНСКАЯ и я. АРЕНСКИЙ Павел Антонович и его жена ОРЛОВА Вера Георгиевна, Диодор Дмитриевич***.

Программа сборищ была следующая: чтение стихов Блока, Бальмонта, Гумилева, чтение докладов на разные художественные мистические темы, как, например, иероглифы в Египте, Врубель и его творчество, портрет и его развитие. Рассказы легенд и сказок. Музыкальные номера и чай. Выступали с чтением стихов — Эмилия Леонидовна ШИЛОВСКАЯ, Гали Евгеньевна ИВАКИНСКАЯ. С докладами — Л.НИКИТИН: «Врубель и его творчество», «Иероглифы в Египте». Наряду с этим мы с ним бывали в музеях — в Щукинском, Кропоткинском, Морозовском, Музее изящных искусств. ТАРАБУКИН выступал с докладом о портрете и о Врубеле. ЛАНГ Н.Р. читал реферат по поводу прочитанной им книги (название не помню) в анархическом духе. По прочтении докладов бывал обмен мнений, обсуждения на тему прочитанного, выступали: НИКИТИН, ТАРАБУКИН, ЛАНГ, НЕДОВИЧ, Диодор Дмитриевич, АРЕНСКИЙ. Остальные слушали. Сказки и легенды (о короле Артуре), ряд сказок, из них одна шотландская. Пела жена ПОЛЯ, Елена Аполлинариевна, следующих композиторов — Глиера, Рахманинова, Чайковского, Римского-Корсакова; Тута САВРАНСКАЯ — приблизительно тех же авторов. Я играла и аккомпанировала. Пение и музыку оставляли на конец вечера.

Окраска вечеров носила характер литературно-художественно-мистический и не соответствовала современности. Программа следующего вечера назначалась либо в конце вечера, либо в течение недели. Брата В.Р.НИКИТИНОЙ — Юрия Робертовича ЛАНГА, режиссера СМЫШЛЯЕВА и режиссера ЗАВАДСКОГО, которого я видела в его студии, будучи там с НИКИТИНЫМ, я видела у НИКИТИНЫХ вне сборищ.

Еще у НИКИТИНЫХ видела Алексея Александровича СОЛОНОВИЧА, которого слышала выступающим в Музее им. Кропоткина. На лекцию в Кропоткинский музей меня пригласил Л.А.НИКИТИН, и вместе с нами была его жена, Вера Робертовна, сестра Нина Александровна, его мать Мария Васильевна, АДАМОВА Елена Георгиевна, ГИРШФЕЛЬД Феликс Федорович, кажется, Александр Сергеевич ПОЛЬ. Я сама была в музее раза два-три вместе с НИКИТИНЫМ. Свое участие в подобной группе лиц с идеологией, чуждой пролетариату и современности, считаю недопустимым и считаю, что необходимо пресекать существование подобных групп. Если мне встретятся подобного рода группы или контрреволюционеры, то считаю своим долгом в интересах пролетариата принять необходимые меры для ликвидации таковых.       И.Покровская

[ЦА ФСБ РФ, Р-33312, т. 6, л. 447-447об]

' Любицкий Георгий Александрович.

* Леонтьева Надежда Алексеевна.

** Дебольский Д.Д.

ПОЛЬ Александр Сергеевич

(1897—1965)

Поль Александр Сергеевич родился 13.04.1897 г. в Москве в семье драматических артистов, Сергея Федоровича и Инны Александровны Поль, урожд. Хаминой (1867—1936). В 1915 г. окончил Выборгское восьмиклассное коммерческое училище в Петрограде; в 1916 г. был призван на военную службу, окончил школу прапорщиков Александровского училища в Москве, затем работал на Дону учителем и в Политотделе Реввоенсовета Донской области. В 1920 г. поступил на Отделение внешних сношений факультета общественных наук 1-го МГУ, который закончил в 1923 г. Одновременно учился и окончил Государственный Институт Слова (ораторское отделение). В дальнейшем был преподавателем различных вузов Москвы (ГИСа, Института им. Плеханова, Высших экономических курсов, Коммунистического университета национальных меньшинств Запада и др.).

К моменту ареста жил вместе с матерью и женой, Еленой Аполлинариевной Поль, урожд. Вишневской, на Каляевской ул., д. 34-а, кв. 9.

Обыск в квартире 11.09.30 г. был произведен в его отсутствие, изъяты книги и переписка. Арест произошел 14.9.30 г. в Комендатуре ОГПУ после возвращения А.С.Поля с дачи. 25.09.30 г. ему предъявлено обвинение в участии и руководстве контрреволюционной организацией, посещении нелегальных контрреволюционных собраний и распространении нелегальной литературы. В процессе следствия дал развернутые, хотя во многом искаженные сведения об Ордене и его членах. Содержался в Бутырской тюрьме. Постановлением Коллегии ОГПУ 13.01.31 г. по делу «Ордена Света» А.С.Поль был приговорен к трем годам концентрационных лагерей (работал экономистом в Управлении Беломорканала на Медвежьей Горе), освобожден досрочно. С 31.06.33 по 07.05.34 г. работал в системе лагерей ОГПУ, сначала в должности начальника КПЧ Балахнинских лагерей, затем в должности экономиста КПО в Прорвлаге (г. Астрахань). В том же 1934 г. А.С.Поль вернулся в Москву со своей второй женой, Татьяной Дмитриевной Смирновой, урожд. Сумароковой (ранее женой Е.Н.Смирнова), и до конца своей жизни работал преподавателем в театральных вузах Москвы (ГИТИС, Театральное училище им. М.С.Щепкина при Малом театре, Театральное училище им. Б.В.Щукина при театре им. Вахтангова и др.), читая лекции по истории искусства и истории западноевропейской литературы.

Умер в ночь с 30 на 31 июля 1965 г. Подробнее о А.С.Поле см.: ШиповскаяЕ.А. Исповедь Рыцаря Света. М., 1998. Документы его личного архива хранятся в РГАЛИ (ф. 3127) и в Отделе рукописей Научной библиотеки СТД (в Москве).

Реабилитирован определением судебной коллегии по уголовным делам ВС РСФСР от 02.09.1975 г.

ПОКАЗАНИЯ ПОЛЯ А.С. 15.09.30 г.

С 1918 по 1923 г. я окончил 1-й МГУ по отделению внешних сношений, одновременно учился в ГИСе. По окончании университета поступил на службу в Наркомв- нешторг в отдел внешней торговой политики, откуда был переведен консультантом ДПУ, где и состоял до февраля 1930 г. Работал по сектору англо-романских стран. Одновременно принимал участие в работах Института экономических исследований

Наркомфина, Всесоюзной западной торговой палаты. Одновременно работал преподавателем Комуниверситета нацменьшинств Запада, Свердловского университета (внештатно), различных курсов и принимал участие в работе ГАХНа.

Считаю, что в настоящее время диктатура пролетариата является единственной возможной формой действительной борьбы против капиталистического мира. В области идеологической идея безвластного общества представляется мне наиболее прекрасной идеей, к которой должно стремиться человечество. Что касается мистического анархизма, то этот термин не несет для меня в себе полной ясности. Идея внутреннего преображения человека представляется крайне заманчивой, но пути организованного проведения в жизнь этой идеи не являются, по моему мнению, достаточно четкими. В беседе, которую мне пришлось иметь с СОЛОНОВИ- ЧЕМ, он высказывал ту мысль, что общество может быть реорганизовано в результате духовного преображения масс и соответствующего воспитания человека. Приходилось разговаривать с ЛАНГОМ об анархизме, и его концепция представилась мне похожей в общих чертах на концепцию СОЛОНОВИЧА. С ЛАНГОМ я познакомился у НИКИТИНЫХ. Что касается Леонида Александровича НИКИТИНА, то, насколько мне известно, он не анархист, но интересуется анархистскими взглядами. Я бывал у НИКИТИНЫХ, был также и на так называемых «пятницах». Эти «пятницы» представляли собой свободный день НИКИТИНЫХ (жена НИКИТИНА очень уставала от гостей), открытый для их знакомых. Кажется, в течение некоторого времени на двери их квартиры висела записка о том, что они бывают по пятницам вечером дома. ТАРАБУКИНА я знаю очень мало, встречался в ГАХНе и у НИКИТИНЫХ.

У НИКИТИНЫХ бывали чтения стихов, музыка, иногда чтение Леонидом Александровичем своих произведений. На стене у них висели различные картины, фотографии, в том числе припоминается вещица, представлявшая собою на черном фоне меч или кинжал белого цвета. Мне известно, что у НИКИТИНЫХ раза два пела моя жена, Елена Аполлинариевна, играли разные лица, в том числе Ирина ПОКРОВСКАЯ.                                                             А.Поль

[ЦА ФСБ РФ, Р-33312, т. 6, л. 369-369об]

ПОКАЗАНИЯ ПОЛЯ А.С. 19.09.30 г.

НИКИТИНЫ. У НИКИТИНЫХ я бывал в последние годы довольно часто. Познакомился я с НИКИТИНЫМ в Щукинской галерее, во время художественной экскурсии лет шесть тому назад. После этого познакомился также с его женой и стал довольно часто бывать у них, преимущественно в связи с моей дружбой с Верой Робертовной НИКИТИНОЙ (женой Леонида Александровича). В связи с очень слабым здоровьем Веры Робертовны (порок сердца) иногда в течение полугода и больше подряд она оставалась в постели и у них почти никого не бывало, кроме близких людей. Большую часть времени семья НИКИТИНЫХ материально нуждалась в связи с малым заработком Леонида Александровича. В их семье часто бывала сестра Леонида Александровича, Нина Александровна НИКИТИНА, а также их добрая знакомая, Ирина ПОКРОВСКАЯ, рояль которой (кажется) находился у НИКИТИНЫХ, и она приходила туда заниматься. Мировоззрение Л.А.НИКИТИНА было, насколько мне известно, ближе всего к анархическому, но его основные интересы сосредоточивались в области искусства, как теории, так и практики (Леонид Александрович является хорошим художником).

СМИРНОВЫ. Со СМИРНОВЫМ Евгением Николаевичем я познакомился лет десять тому назад в Государственном Институте Слова, где он вместе со мной учился в качестве студента на декламационном отделении. СМИРНОВ работал в Госплане, а в настоящее время состоит местным работником и преподавателем Промакаде- мии. Позже я сталкивался со СМИРНОВЫМ в ГАХНе и в некоторых высших учебных заведениях, где мы вместе преподавали и работали. Бывал у него довольно редко (раза два-три в год). Насколько мне известно, у Е.Н.СМИРНОВА наибольший интерес сосредоточивается в области статистических наук. По своему происхождению Е.С.СМИРНОВ связан с церковным православным миром.

ИВАКИНСКАЯ Гали Евгеньевна. Познакомился с ней, как и со СМИРНОВЫМ, в ГИСе на декламационном отделении лет десять тому назад. Встречался с ней все время очень мало, только в ГАХНе, где она в настоящее время состоит секретарем Секции Живого Слова. Кроме того, мне известно, что она работает в качестве артистки в Детском театре и выступает в концертах. Не помню, встречался ли я с ИВАКИНС- КОЙ у СМИРНОВА, думаю, что это могло иметь место, т.к. у СМИРНОВЫХ часто бывали несколько лет назад вечеринки всех студентов ГИСа и образовавшейся впоследствии из выпускников — Лаборатории и Мастерской Живого Слова. О мировоззрении ИВАКИНСКОЙ ничего сказать не могу, т.к. встречался с ней не близко.

ГИРШФЕЛЬД Феликс, работал в секторе мирового хозяйства Госплана. Не помню, встречался ли я с ним только там или же и у НИКИТИНЫХ также. Знаю его мало. Не помню точно, где с ним познакомился.

СМЫШЛЯЕВ Валентин Сергеевич. Познакомился с ним в связи с работой его (проверочной) в Лаборатории Живого Слова при ГАХНе. Был однажды у него на дому. Знаю про его хорошие отношения с НИКИТИНЫМ. Насколько мне известно, в тех постановках, где СМЫШЛЯЕВ был режиссером, НИКИТИН несколько раз работал в качестве художника. Про мировоззрение СМЫШЛЯЕВА ничего сказать не могу.

КОРОЛЬКОВ Павел Ефимович. Познакомился с ним лет восемь тому назад в ГИСе, где КОРОЛЬКОВ был на литературном отделении, изредка встречался с ним в связи с книжными вопросами в библиотеке КУТВа. КОРОЛЬКОВ работает по книжному и библиотечному делу. Иногда в течение последних лет заходил в магазин, где он работал, для покупки книг.

ЛЕОНТЬЕВ. Познакомился с ним в ГАХНе, на заседании Комиссии Живого Слова; кажется, встречал его несколько лет назад у НИКИТИНЫХ.

ДЕЙКУН. Слышал о ней как об артистке Художественного театра. Не помню, чтобы встречал ее когда-либо.

БАРКОВ. Насколько мне известно, муж Г.Е.ИВАКИНСКОЙ. Встречал его на вечеринках ГИСа.

ЛЮБИМОВА. Познакомился с ней у КОРОЛЬКОВА в библиотеке КУТВа несколько лет назад. Она, как и КОРОЛЬКОВ, работала по книжному делу. Насколько мне известно, ее мировоззрение анархического порядка. Несколько лет назад ЛЮБИМОВА была у меня, приносила мне некоторые книги востоковедного характера.

АДАМОВА Елена Георгиевна. Познакомился с ней в ГИСе. Там АДАМОВА работала преподавательницей, а затем и деканом отделения рассказывания. Специалистка по дошкольной работе, рассказыванию и научная работница. О мировоззрении ее ничего сказать не могу.

ЗАВАДСКИЙ Юрий Александрович. Познакомился с ним ряд лет тому назад в ГИ- Се, где ЗАВАДСКИЙ вел кружок на декламационном отделении. Однажды видел его у НИКИТИНЫХ. Последние пять-шесть лет встречаю только в театрах и на улице.

ВОДОВОЗОВ Николай Васильевич. Встречался с ним в ГИСе, где он работал в качестве студента. Известно мне про его литературные работы. Встречался с ним редко. В настоящее время мы с ним вместе работаем в одном из учебных заведений.

А.Поль

[ЦА ФСБ РФ, Р-33312, т. 6, л. 372-373]

ПОКАЗАНИЯ ПОЛЯ А.С. 21.09.30 г.

Сообщаю, что я состоял в рыцарском «Ордене Света» приблизительно с осени

1924 г. до конца 1927 г., причем я принимал участие в собраниях Ордена, ведя в нем работу. Орден представлял из себя мистическую организацию, ставящую своей задачей сообщением легенд способствовать внутреннему перерождению и духовному подъему рыцарей. Орден представлял самую широкую свободу всем входящим в него членам в смысле их убеждений и жизни (совершенно ее не затрагивая). В него не было входа лишь членам ВКП(б) и членам белогвардейских организаций, равно как и монархистам (последнее не твердо). О существовании «Храма Искусств» мне было известно, но активной работы я в нем не вел. О структуре, работе, рыцарях, знаках, людях, связанных с Орденом и известных мне, я дать сведений не могу, т.к. мною было дано слово хранить это в тайне. Никаких клятв, тем более связанных с угрозой, я никогда не давал, и это вообще не было в духе Ордена.

НЕДОВИЧ, профессор. Встречал его в ГАХНе и раза два у НИКИТИНЫХ.

АРЕНСКИЙ, писатель. Познакомился с ним в 1924 г. или 1925 на Кавказском побережье. Иногда встречал у НИКИТИНЫХ.

ТУТА[37]. Фамилии не помню. Встречал ее у НИКИТИНЫХ. Молоденькая барышня, поет.

САМАРСКИЕ, Елена и ее сестра. Сестра Елены[38] замужем за братом Веры Робертовны***. Изредка встречал их у НИКИТИНЫХ лет пять тому назад.

СМИРНОВ Евгений Николаевич. На квартире СМИРНОВА я бывал неоднократно в течение десяти лет нашего знакомства.                                                                    А.Поль

[ЦА ФСБ РФ, Р-33312, т. 6, л. 377]

вождалось обращением посвящающего к посвящаемому с призывом к его гордости и мужеству, причем посвящавший предлагал встать и поздравить нового рыцаря с посвящением. При этом он слегка ударял его по плечу. При моем посвящении были трое, присутствие женщины по нормальному ритуалу (мне говорили) желательно, но не обязательно.

После рассказывания легенды задавались вопросы по существу ее, причем посвящавший давал на эти вопросы ответы. На этом оканчивалось собрание. Следующие собрания или встречи происходили в разные отрезки времени, причем разделялись на собрания мистические и деловые. На первых рассказывались легенды, на вторых, которых было очень мало (по 1 или 2 на степень), шел разговор о самообразовании, расширении кругозора и т.д. Через известный срок (после рассказа установленного количества легенд — трех или четырех) происходил перевод во 2-ю степень, при котором произносилась формула перевода (не помню слов) и снова рассказывалась легенда. На 2-й степени сохранялся тот же порядок прохождения, что и на 1-й (только легенд рассказывалось меньше), после чего происходил перевод в

3- ю степень. Посвящения из 1-й степени во 2-ю или 3-ю отнюдь не давали права ведения своих групп (отрядов). Вскоре после перехода на 3-ю степень я перестал бывать на вечерах.

При посвящении каждому давалась восьмиконечная звезда, что как бы символизировало надзвездный мир восьми измерений.

Была полная разъединенность между группами, и в каждой группе рыцари знали только своих членов, не вступая в общение с другими группами.

Мне приходилось слышать ряд легенд, совершенно не имеющих связи с исторической жизнью и берущих свои темы в области далекой фантазии. Легенды эти очень красивы и литературно построены, но между ними нет никакой связи и зависимости. Говорилось, что они очень древнего происхождения и передаются из уст в уста. Знаком Ордена было приветствие друг друга путем сложения рук на груди в форме креста. Когда входил новый рыцарь в комнату, то другие рыцари складывали руки на груди, приветствуя его. Роза белого цвета, с которой старший рыцарь приходил на собрание, представляла собой символ любви и бесконечности.

До моего посвящения со мной было несколько бесед на тему о духовной жизни, о мистике, о красоте, об искусстве. После этих бесед мне было предложено вступить в рыцарский Орден, который мог дать удовлетворение моим исканиям в указанных областях. Вскоре после этого предложения я и был посвящен. Был также разговор, в котором мне почувствовалась анархическая струя. В то время, однако, у меня не было к ней отрицательного отношения. Мне говорили, что «Орден Света» имеет семь степеней, причем на переход из степени в степень нужно было приблизительно около одного года.

Орден, по моим выводам, делится на группы, в которых имеется от одного до десяти членов.

Книга СОЛОНОВИЧА «Бакунин и культ Иальдобаофа» ранее мне не была известна. С содержанием прочтенных мне выдержек никак не могу согласиться. Страшно и дико ставить в один ряд Иоанна Грозного, Торквемаду и Ленина или утверждать, что революция кончилась Кронштадтским восстанием, а не углубляется в настоящее время.                                     А.Поль

[ЦА ФСБ РФ, Р-33312, т. 6, л. 379-380]

ПОКАЗАНИЯ ПОЛЯ А.С. 01.10.30 г.

Насколько я помню, в легенде об Атлантиде говорилось о прекрасных и мудрых людях, живших неизмеримо давно и установивших в своей жизни начала любви, добра и полного равенства. Они вступали в контакт с остальным населением Земли (также несоизмеримо давно), которое страдало в атмосфере ненависти, злобы и хаоса. Боролись они с этой атмосферой путем внедрения в жизнь возвышенных, философских систем и учений и развитием техники.

Вопросы о власти (насколько мне известно) не подлежали обсуждению на орденских встречах. Установка в этом смысле отсутствовала, хотя общий тон материалов был, пожалуй, проникнут настроениями безвластного общества. При проявлении интереса к принципиальным социально-тактическим вопросам следовал ответ, что на эти вопросы надо искать ответы вне Ордена, в том числе в анархической и другой литературе.

Хаос, разлитый в мире, проникает в отдельных лиц в виде ненависти, злобы и проч. Духовное совершенствование в орденском духе ставило своей задачей борьбу с хаотической неорганизованностью каждого индивидуума. Преодолевая хаос в своей душе, человек становится выше и лучше.

Что касается современных социально-политических моментов, то они никогда не обсуждались в моем присутствии на рыцарских встречах. Говорилось, что при интересе к этим вопросам можно обратиться к соответствующей литературе, в том числе анархической. Говорилось, что анархическую точку зрения можно получить с достаточной полнотой в Музее Кропоткина. Что касается лично меня, то я был в Музее Кропоткина всего раз в жизни. Был я там на похоронах КАРЕЛИНА.

Отвечать на вопрос, присутствовал ли я в качестве старшего рыцаря на квартире СМИРНОВА вместе со СМЫШЛЯЕВЫМ и НИКИТИНЫМ при посвящении в рыцари ИВАКИНСКОЙ, БЛАГОНРАВОВА и других, я отказываюсь в связи с тем, что не считаю для себя возможным по нравственным соображениям вообще касаться вопроса об именах лиц, которым приписывается участие в Ордене, т.к. мною было дано слово этого не делать даже в случае отхода от орденской организации.

Тайный характер Ордена объясняется мною тем, что разрешение на существование рыцарского Ордена не могло быть дано властями (как я думаю), которые, вероятно, рассматривали бы его как пережиток Средневековья, дикий в современных условиях. Я согласился вступить в Орден в свое время по тем соображениям, что мне было сообщено, что услышать прекрасные и мудрые легенды можно лишь при условии вступления в Орден. У меня был в то время интерес к мистическим вопросам, который соединялся с личным доверием к человеку, предлагавшему мне вступить в Орден. Орден, по моему мнению, не отрицал религиозного начала и чувства в человеке, но относился отрицательно к церкви. Основой Ордена были легенды и ритуал, а установки общие вообще отсутствовали, и рассказывающий легенды обычно указывал при ответах на любые вопросы, что это есть его мнение, а остальные вольны думать, как хотят.

На вопрос о том, слушал ли я легенды, рассказываемые НИКИТИНЫМ, я отвечать отказываюсь.

В настоящее время я считаю, что Орден не разрешил поставленных задач духовного перерождения человека, и поэтому я, также и в связи с изменением у меня общих взглядов, считаю его бесполезным и напрасным. В настоящее время мои интересы сосредоточиваются в области реальной жизни и строительства социализма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: