Http://www.lib.ru/PROZA/AJTMATOW/aitm_white.txt

А со временем получилось так, что как-то незаметно сдружились Казангап и Едигей с Абуталипом. Умный он был человек. Едигея привлекало в нем то, что Абуталип в своем плачевном положении не был жалок. Держался достойно и понапрасну не сетовал на судьбу. Он не мог не считаться с тем, что есть на свете. Понял, очевидно, человек, что это судьба, выпавшая ему на долю. Жена его Зарипа, должно быть, тоже прониклась этим сознанием. Примирившись внутренне с неизбежностью расплаты, они находили смысл жизни в какой-то необычной чуткости, близости друг другу. Как понял потом Едигей, этим они жили, этим они защищались, взаимно заслоняя друг друга и детей от свирепых ветров времени. Особенно Абуталип. Он и дня не мог прожить вне своей семьи. Дети, сыновья,- для него это было все. Каждую свободную минуту Абуталип занимался с ними. Он учил их грамоте, сочинял разные сказки, загадки, устраивал какие-то придуманные им игры. Когда они с женой уходили на работу, детишек поначалу оставляли одних в бараке. Но Укубала не смогла на это спокойно смотреть, стала уводить мальчиков к себе. В доме у них было теплее, и быт у них к тому времени сложился гораздо удобней, чем у новоприезжих. Это-то

 

и сблизило их семьи. Ведь у Едигея в те годы тоже подрастали дети, две девчушки, как раз одногодки с абуталиповскими ребятами.

 

Зайдя как-то за своими малышами после работы на перегоне, Абуталип предложил:

 

- Вот что, Едигей, давай я заодно и твоих девочек буду учить. Я ведь не от нечего делать вожусь с ребятами с этих пор. Они сдружились, вместе играют. Днем у вас, а по вечерам пусть у нас. А почему я говорю так? Жизнь здесь, на отшибе, конечно, скудная, так тем более надо заниматься с ними. Времена наступают такие, что знания потребуются сызмальства. Теперешний вот такой человечек с ноготок должен знать столько, сколько прежде здоровенный парень. А иначе к образованию и не пробьешься.

 

И опять же смысл тех стараний Абуталипа Буранный Едигей постиг позднее, когда случилась беда. Тогда он понял, что в положении Абуталипа это было единственное, что он мог предпринять собственными усилиями для своих детей в боранлинских условиях. Он как знал, он спешил дать им от себя как можно больше, он как бы хотел таким образом запечатлеться в их памяти, жить заново в своих детях. Вечерами, когда Абуталип приходил с работы, он и Зарипа устраивали нечто вроде школы-детсада для своих и Едигеевых детей. Дети учились буквам, слогам, играли, рисовали, соревнуясь, у кого лучше получится, слушали книги, которые читали им родители и даже все вместе разучивали разные песенки. Это оказалось настолько интересным занятием, что и сам Едигей стал захаживать и наблюдать, как все это у них здорово выходило. И Укубала забегала частенько вроде как по делу, а в действительности, чтобы взглянуть на своих девочек. Умилялся Буранный Едигей. Душа его умилялась. Вот что значит образованные люди, учителя! Любо смотреть, как они умеют обращаться с детьми, как они сами умеют быть детьми, оставаясь взрослыми. В такие вечера Едигей старался не мешать, тихо сидел в сторонке. А когда приходил, то с порога снимал шапку:

 

- Добрый вечер! Вот и пятый ученик ваш заявился в детсад.

 

И дети привыкли к его посещениям. Дочурки его были счастливы. При отце они очень старались. Едигей с Укубалой поочередно топили им печь, чтобы по вечерам в бараке было теплей и уютней для детворы.

Вот такая семья приютилась в том году на Боранлы-Буранном.

ЗАДАНИЯ.

1.   Основная мысль текста:

А) Показать дружбу двух семей

В) Рассказать о силе духа Абуталипа

С) Раскрыть ценности семьи Абуталипа

D) Показать красоту души Едигея             (1)

2. Какая детальная информация помогает лучше понять идею отрывка из романа? Выпишите

предложения - примера из текста.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (2)

3. Сформулируйте 2 вопроса по прочитанному тексту и ответьте на них, используя информацию из текста для подтверждения своей точки зрения.

________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________(2)

4. Найдите и выпишите одно предложение, в котором автор показывает Абуталипа как хорошего семьянина.

________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________ (1)

5. Приведите и запишите два аргумента, подтверждающие почему Абуталип говорит: «Времена наступают такие, что знания потребуются сызмальства»?

_____________________________________________________________________________ (2)

6. На основе текста сделайте вывод о том, каким человеком был Абуталип.

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________ (2)

 

Письмо

7. Напишите публицистическую статью-рассуждение с элементами повествования/описания, выбрав одну из тем:

ü Как развивается туризм в нашей области.

ü С чего начинается Родина?

 

Используйте в работе отглагольные существительные, предложения с обособленными второстепенными членами. (10)

Чтение

№ вопроса Ответ балл Дополнительная информация
1 С 1  
2 1.Держался достойно и понапрасну не сетовал на судьбу. 2  
  2. Вот что, Едигей, давай я заодно и твоих девочек буду учить.    
3 Примерные вопросы и ответы: 2 Обучающийся может составить и другие вопросы
  Какими словами Ч.Айтматов передает восхищение Едигея и его жены талантом Абуталипа и Зарипы в обучении детей?    
  Любо смотреть, как они умеют обращаться с детьми, как они сами умеют быть детьми, оставаясь взрослыми.    
  Что делали дети 2-х семей, когда Абуталип и Зарипа приходили вечером с работы домой?    
  Дети учились буквам, слогам, играли,  рисовали, соревнуясь, у кого лучше получится, слушали книги, которые читали им родители и даже все вместе разучивали разные песенки.    
4 Он и дня не мог прожить вне своей семьи. Дети, сыновья,- для него это было все. 1  
5 Нужно было восстанавливать разрушенную войной страну. Образованные, квалифицированные кадры требовались везде, так как многие ушли на фронт и не вернулись. 2 За каждый аргумент по одному баллу. Принимаются ответы, раскрывающие вопрос.  
6 Абуталип был человеком с чувством собственного достоинства, обладал сильным характером, был образованным человеком, хорошим семьянином, хорошо относился к людям, хотя много в жизни испытал и пережил. 2  
Всего   10  

Письмо

Содержание и речь

    Балл    

Грамотность

    Балл

 

 

 

     

 

 

Подробный

и очень

хорошо

5 В тексте

применяется обширный

5

проиллюстрированный

 

ответ,

 

словарный запас, ярко выраженный

 
который

эффективно раскрывает

 

стиль

письма.

 

Используются

 

как простые, так и сложные идеи.

 

предложения

  с

обособленными

 
Текст    

соответствует

 

членами

 

предложения.

  В  

публицистическому

стилю,

типу

 

предложениях

   

присутствуют

 

текста-рассуждения с элементами

 

отглагольные

   

существительные,

 

повествования/описания. В тексте

 

причастия.

Допускает

одну

 

присутствуют раскрытые и связные

 

орфографическую

    и

одну

 

аргументы.

           

пунктуационную

 

ошибку

  при  
               

обособленных второстепенных членах

 
               

предложения.

             

Обоснованный ответ, в котором

4 В целом,

ответ

точен,

ошибки

не 4

хорошо раскрываются

простые и

 

препятствуют

передаче

информации.

 

некоторые сложные идеи, которые

 

Используются

 

предложения

с  
логически

развиваются.

Текст

 

обособленными членами предложения.

 

соответствует

публицистическому

  В

предложениях

присутствуют

 

стилю, типу текста-рассуждения с

 

отглагольные

   

существительные,

 

элементами

           

причастия. Допускает не более двух

 

повествования/описания.

       

орфографических

и

пунктуационных

 

Продемонстрировано

 

умение

 

ошибок при

второстепенных

членах

 

аргументировать

и  

делать

 

предложения.

             

заключения.

                               
Ответ

содержит

 

некоторые

3

Достаточно ясный

ответ,

ошибки

3

обоснованные примеры.

       

заметны.Онинепрепятствуют

 

Раскрываются простые идеи, но

 

передаче

информации.

Используется

 

недостаточно

 

приводится

 

соответствующий

 

ряд

простых

 
примеров.   Эссе

организовано

 

грамматических форм и повседневную

 

достаточно хорошо, но аргументы

 

лексику.

 

Допускает

  3/4  

не всегда логически развиты. В

 

орфографические

и

пунктуационные

 
тексте не

присутствуют

элементы

 

ошибки.

               

повествования.

                             

Раскрываются основные

идеи,

но 2

Используются простые предложения и

2

допускается

много

упущений

и  

ограниченный

словарный

запас.

 

несоответствий.

Раскрываются

 

Имеются повторы, стиль недостаточно

 

только простые идеи. Текст не

 

выражен.

     

Неправильное

 

соответствует

публицистическому

 

использование

   

основных

 

стилю, типу текста-рассуждения с

 

грамматических форм и ошибки в

 

элементами

           

орфографии,

   

затрудняющие

 

повествования/описания.

 

Работа

 

понимание.Допускает

    5-7  

имеет ограниченную

структуру

и  

орфографические

и

пунктуационные

 

слабые аргументы.

         

ошибки.

               

 

 

17


Неясный ответ. Структура эссе и 1

Используются

только

  простые 1
раскрытие аргументов на низком  

предложения и

         
уровне. Идеи представляются   очень

ограниченный

 

словарный

 
беспорядочно.   запас.              
   

Большинство

структур

составлено

 
   

неправильно

  и

не

имеет  
   

завершённости.

Частые

ошибки  
   

затрудняют понимание.

  Допускает  
    более 7

орфографическихи

 
   

пунктуационных ошибок.

   
                   

 


 

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: