Урок 2 9. Проектирование сборника сказок

Цели: учить по названию произведения определять, какая это сказка: о животных или волшебная, самая древняя сказочная ис­тория или просто древняя сказка; учить создавать сборник сказок народов России.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

(Проверка домашнего задания.)

Древние сказки Мы изучали. Уроки, секреты Тех сказок узнали. Сегодня, друзья, Предлагаю опять Древнюю сказку Всем почитать.

(Выполнение № 12 (тетрадь для самостоятельной работы, с. 25).)

III. Физкультминутка

IV. Работа по теме урока

— Вспомните, что такое сборник.

— В каком сборнике вы можете найти сказку «Вихио»? («Сказ­ки народов Америки», «Сказки народов мира».)

— Маша попросила у Михаила Потаповича сборник «Сказки на­родов мира». Прочитайте его содержание в учебнике на с. 96.


Урок 30. Бурятская сказка «Снег и заяц»

— Прочитайте названия сказок. Есть ли среди них волшебные сказки? (Да.)

— Как вы определили? (По названию.)

— Большая часть этих сказок — сказки о животных. Прочи­тайте их названия.

— Миша хочет составить из этого сборника сказок другой сбор­ник — «Самые древние сказки о животных разных народов». Помогите Мише выбрать нужные сказки. Как вы будете рас­суждать? (Эти сказки объясняют особенности внешности жи­вотных, их поведение и причины природных явлений.)

— Сколько сказок вы нашли? (Шесть сказок: в третьем и пя­том разделах.)

— Костя хочет составить свой сборник — «Сказки наро­дов России». Помогите ему. Но для этого надо смотреть не на название сказок, а на что? Кто догадался?

— Если трудно, то подсказку вы найдете на плакате Летучей Мыши на с. 97. Прочитайте информацию. Что вы поняли?

— Сказки каких народов войдут в Костин сборник?

(Далее работа ведется в парах.)

— Выберите из содержания такие сказки. Какие из них сказки о животных?

— А какие волшебные?

V. Подведение итогов урока

Теперь вы научились составлять сборник.

— Какие сборники вы составили?

— Вам понравился урок? Поделитесь впечатлениями.

Домашнее задание

Дополнить сборник Кости Погодина своими сказками и про­читать одну из них.



Урок 30. Бурятская сказка «Снег и заяц». Хакасская сказка «Как птицы царя выбирали»

Цель: учить отличать самые древние сказочные сюжеты.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

(Проверка домашнего задания.)

— Какими сказками вы пополнили сборник Кости Погодина?

97

— Какие из них посоветовали бы прочитать товарищам?


III. Постановка цели урока

— Откройте учебник на с. 98—99. Прочитайте названия двух сказок.

— Определите их жанровую принадлежность. (Сказки о жи­вотных.)

— К какому временному периоду они относятся: самые древ­ние, просто древние или менее древние?

— Можете ли вы сразу ответить на этот вопрос?

— Какую цель мы ставим перед собой?

IV. Работа по теме урока

— Откройте учебник на с. 98 и прочитайте самостоятельно сказку «Снег и заяц».

— Кто герои?

— Какая беда приключилась с зайцем?

— Кто и как ему помог? (Помог хозяин леса, поменял шкурку.)

— К какому временному периоду относится эта сказка? (Эта сказка самая древняя, так как объясняет причину, почему заяц меняет цвет шерсти зимой.)

— Докажите словами из текста.

— Прочитайте по цепочке сказку «Как птицы царя выбирали» нас. 99-100.

— О чем эта сказка?

— Что отражено в названии: тема или главная мысль? (В на­звании отражена тема сказки.)

— Кто метил в цари? Перечитайте и подчеркните.

— По какому признаку птицы предлагали свою кандидатуру?

— Прочитайте, как выглядел сокол.

— Почему же выбрали орла? (Орел прикормил ворону и сороку, и они громче всех кричали — предлагали его кандидатуру.)

— К какому временному периоду относится эта сказка? (Самая древняя, так как в ней рассказывается, почему орла счита­ют царем птиц, почему ворона и сорока питаются тем, что не доест орел, почему сокол затаил злобу на всех птиц.)

V.Физкультминутка

VI.Продолжение работы по теме урока

(Дети работают в парах. Сравнивают сказки, отвечают на во­просы учебника на с. 101.)

VII. Подведение итогов урока

— С какими сказками вы познакомились? Что о них узнали?

— Вам понравился сегодняшний урок? Чем?

— Какие чувства вы испытывали сегодня на уроке и почему?

Домашнее задание

1. Пересказать сказку «Снег и заяц» (учебник, с. 98).

2. Тетрадь для самостоятельной работы: № 9 (с. 19—20).




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: