Урок 34. Н. Матвеева «Картофельные олени»

Цель: формировать представление об особенностях поэтиче­ского мировосприятия как способности создать воображаемый, фантастический мир на основе своих наблюдений за обычными явлениями.

Ход урока

I. Организационный момент

Фантазия, выдумка вместе живут, А с ними чудесные тексты нас ждут. В фантазию автора смело поверь — В прекрасное сразу откроется дверь!

II.Подготовка к восприятию. Постановка цели урока

Новую тему сейчас мы начнем. Что ж интересного в ней мы найдем? Хочется тему урока узнать? С доски предлагаю ее прочитать. (На доске запись.)

«Постараемся понять, почему люди фантазируют». — Как вы думаете, о чем произведения, которые мы будем изучать?

Урок 34. Н. Матвеева «Картофельные олени»

(Учитель читает текст в учебнике на с. 101.)

Пофантазируем и мы.

(Учитель выставляет картинку с изображением жука.)

— Что вы знаете об этом представителе животного мира? Вспомните свои наблюдения.

(Работа в группах.)

— Представьте, что бы мог сказать вам жук, если бы...

1 -я группа — вы его потревожили в тот момент, когда он грелся на солнышке;

2- я         группа — вы его потревожили в тот момент, когда он спе­шил по делам;

3- я         группа — вы его потревожили в тот момент, когда он упал в ямку.

(Инсценировка ситуаций.)

— Что помогло вам придумать эти маленькие истории? (Фан­тазия и наблюдательность.)

(Учитель читает текст на с. 102.)

— Вы согласны с мнением Главного Библиотекаря? Прочи­тайте запись на плакате Летучей Мыши на с. 102. («Фанта­зерам все вокруг кажется одушевленным и живым».)

Пример такого одушевления мы найдем в произведении, ко­торое будем сегодня читать.

III. Работа по теме урока

— Откройте учебник на с. 102 и прочитайте фамилию поэтес­сы, автора стихотворения. (Новелла Матвеева.)

— Вам знакома эта поэтесса? Что вы знаете о ней?


Материал для учителя

Новелла Николаевна Матвеева (р. 1934) — известная поэтесса, ав- тор-исполнитель песен, литературный критик и переводчик, лауреат Пушкинской премии в области поэзии за 1998 г. Новелла Николаевна Матвеева родилась в г. Пушкине под Ленинградом, училась в Подмо­сковье, там же начинала и трудовую деятельность, семь лет проработав в Щелковском детском доме Московской области.

Семейное окружение и воспитание во многом способствовали фор­мированию лучших душевных качеств ее личности, интереса к поэзии, путешествиям.

Особое место в творчестве Матвеевой занимают детские стихи. Это стихи и веселые, и грустные, и даже сердитые. Но все они радуют, потому что их освещает солнечный зайчик поэтического воображения», — пишет поэт В. Берестов в предисловии к книге «Солнечный зайчик» (1966).

107


Матвеева — тонкий пейзажный лирик, ее стихи напоминают иногда живописные полотна благодаря наблюдательности автора и способности
увидеть необычное в окружающем мире. Поэтесса смотрит на приро­ду глазами горожанина, поэтому так трепетна ее любовь к ней — к лесу, солнцу, тишине, зелени. Настроение в ее стихах соединяется с массой впечатлений, выраженных настолько свежо и зримо, что кажется, будто сам только что вернулся с прогулки и видел этот пейзаж.

— Кто из вас помнит, какое ее произведение мы уже изучали? («Путаница», отрывок, в 1 классе.)

— Познакомимся еще с одним ее произведением. Прочитайте его название. («Картофельные олени».)

— Предположите по названию, о чем оно. Прочитаем и узнаем.

(Учитель читает произведение.)

— Кто рассказал нам эту историю?

— О чем это произведение? (О картофеле, который лежал в подвале всю зиму и к весне пророс.)

— Кто из вас наблюдал, как весной прорастает картофель?

— Прочитайте самостоятельно стихотворение и найдите, как об этом рассказывает герой.

— На что похожи проростки картошки? (На оленьи рога.)

— Что помогло герою представить такую картину? (Его фан­тазия, герой представляет картошку живым существом.)

— Какие литературные приемы использует поэтесса в своем стихотворении? (Сравнение и олицетворение.)

— Перечитайте и найдите их в тексте. (Сравнение:ростки вет­вились подобно оленьим рогам; овощной склад похож на разъ­яренное стадо. Олицетворение: бедной картошке не хочется лезть в кастрюлю; она отращивает «рога».)

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

— Просмотрите запись стихотворения. Что вы заметили? (Жирным шрифтом выделена буква «р».)

— Зачем? (Поэтесса хотела усилить эффект «разъяренного ста­да» картофелин-оленей.)

— Какой еще прием использует поэтесса? (Звукопись.)

— Кто же, по мнению героя-рассказчика, является врагом, против которого картофелины каждую весну обзаводятся «рогами»? (Человек, который хочет их съесть.)

— Найдите подтверждение в тексте. (Последняя строфа.)

— А вы знаете, почему у картофелин отрастают «рога»?

Ростки при хранении картофеля образуются по той простой

причине, что держат клубни чаще всего в теплых и темных поме­щениях. Если температура высокая, а света нет, то ростки карто­феля слишком вытягиваются и становятся слабыми и ломкими. На свету рост ростков приостанавливается. Известно, что чем больше крепких ростков, тем больше образуется стеблей на ра­стении картофеля, тем выше будет урожай.

VI. Подведение итогов урока

— Какую тему мы начали изучать?

— С каким произведением познакомились? Что узнали?

— Какой пример одушевления мы наши?

Домашнее задание

Выразительно читать стихотворение (учебник, с. 102).




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: