Цель: формировать представление об особенностях поэтического мировосприятия как способности создать воображаемый, фантастический мир на основе своих наблюдений за обычными явлениями.
Ход урока
I. Организационный момент
Фантазия, выдумка вместе живут, А с ними чудесные тексты нас ждут. В фантазию автора смело поверь — В прекрасное сразу откроется дверь!
II.Подготовка к восприятию. Постановка цели урока
Новую тему сейчас мы начнем. Что ж интересного в ней мы найдем? Хочется тему урока узнать? С доски предлагаю ее прочитать. (На доске запись.)
«Постараемся понять, почему люди фантазируют». — Как вы думаете, о чем произведения, которые мы будем изучать?
Урок 34. Н. Матвеева «Картофельные олени»
(Учитель читает текст в учебнике на с. 101.)
Пофантазируем и мы.
(Учитель выставляет картинку с изображением жука.)
— Что вы знаете об этом представителе животного мира? Вспомните свои наблюдения.
(Работа в группах.)
— Представьте, что бы мог сказать вам жук, если бы...
1 -я группа — вы его потревожили в тот момент, когда он грелся на солнышке;
|
|
2- я группа — вы его потревожили в тот момент, когда он спешил по делам;
3- я группа — вы его потревожили в тот момент, когда он упал в ямку.
(Инсценировка ситуаций.)
— Что помогло вам придумать эти маленькие истории? (Фантазия и наблюдательность.)
(Учитель читает текст на с. 102.)
— Вы согласны с мнением Главного Библиотекаря? Прочитайте запись на плакате Летучей Мыши на с. 102. («Фантазерам все вокруг кажется одушевленным и живым».)
Пример такого одушевления мы найдем в произведении, которое будем сегодня читать.
III. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 102 и прочитайте фамилию поэтессы, автора стихотворения. (Новелла Матвеева.)
— Вам знакома эта поэтесса? Что вы знаете о ней?
Материал для учителя
Новелла Николаевна Матвеева (р. 1934) — известная поэтесса, ав- тор-исполнитель песен, литературный критик и переводчик, лауреат Пушкинской премии в области поэзии за 1998 г. Новелла Николаевна Матвеева родилась в г. Пушкине под Ленинградом, училась в Подмосковье, там же начинала и трудовую деятельность, семь лет проработав в Щелковском детском доме Московской области.
Семейное окружение и воспитание во многом способствовали формированию лучших душевных качеств ее личности, интереса к поэзии, путешествиям.
Особое место в творчестве Матвеевой занимают детские стихи. Это стихи и веселые, и грустные, и даже сердитые. Но все они радуют, потому что их освещает солнечный зайчик поэтического воображения», — пишет поэт В. Берестов в предисловии к книге «Солнечный зайчик» (1966).
|
|
107 |
Матвеева — тонкий пейзажный лирик, ее стихи напоминают иногда живописные полотна благодаря наблюдательности автора и способности
увидеть необычное в окружающем мире. Поэтесса смотрит на природу глазами горожанина, поэтому так трепетна ее любовь к ней — к лесу, солнцу, тишине, зелени. Настроение в ее стихах соединяется с массой впечатлений, выраженных настолько свежо и зримо, что кажется, будто сам только что вернулся с прогулки и видел этот пейзаж.
— Кто из вас помнит, какое ее произведение мы уже изучали? («Путаница», отрывок, в 1 классе.)
— Познакомимся еще с одним ее произведением. Прочитайте его название. («Картофельные олени».)
— Предположите по названию, о чем оно. Прочитаем и узнаем.
(Учитель читает произведение.)
— Кто рассказал нам эту историю?
— О чем это произведение? (О картофеле, который лежал в подвале всю зиму и к весне пророс.)
— Кто из вас наблюдал, как весной прорастает картофель?
— Прочитайте самостоятельно стихотворение и найдите, как об этом рассказывает герой.
— На что похожи проростки картошки? (На оленьи рога.)
— Что помогло герою представить такую картину? (Его фантазия, герой представляет картошку живым существом.)
— Какие литературные приемы использует поэтесса в своем стихотворении? (Сравнение и олицетворение.)
— Перечитайте и найдите их в тексте. (Сравнение:ростки ветвились подобно оленьим рогам; овощной склад похож на разъяренное стадо. Олицетворение: бедной картошке не хочется лезть в кастрюлю; она отращивает «рога».)
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
— Просмотрите запись стихотворения. Что вы заметили? (Жирным шрифтом выделена буква «р».)
— Зачем? (Поэтесса хотела усилить эффект «разъяренного стада» картофелин-оленей.)
— Какой еще прием использует поэтесса? (Звукопись.)
— Кто же, по мнению героя-рассказчика, является врагом, против которого картофелины каждую весну обзаводятся «рогами»? (Человек, который хочет их съесть.)
— Найдите подтверждение в тексте. (Последняя строфа.)
— А вы знаете, почему у картофелин отрастают «рога»?
Ростки при хранении картофеля образуются по той простой
причине, что держат клубни чаще всего в теплых и темных помещениях. Если температура высокая, а света нет, то ростки картофеля слишком вытягиваются и становятся слабыми и ломкими. На свету рост ростков приостанавливается. Известно, что чем больше крепких ростков, тем больше образуется стеблей на растении картофеля, тем выше будет урожай.
VI. Подведение итогов урока
— Какую тему мы начали изучать?
— С каким произведением познакомились? Что узнали?
— Какой пример одушевления мы наши?
Домашнее задание
Выразительно читать стихотворение (учебник, с. 102).