Уроки 3 5-3 7. С. Черный «Дневник фокса Микки»

Цели: формировать такую особенность поэтического миро­восприятия, как способность создать воображаемый, фантасти­ческий мир на основе своих наблюдений; опираясь на высказыва­ния от первого лица, представлять черты характера и особенности мировосприятия главного героя.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

(Проверка домашнего задания: выразительное чтение стихо­творения «Картофельные олени».)

— Какой же вывод можно сделать? (Автор обладает фантазией и воображением, а фантазерам все вокруг кажется одушев­ленным и живым.)

III. Подготовка к восприятию. Постановка целей урока

— Вспомните тему нашего занятия.

— Почему же люди фантазируют?

— У кого из вас есть домашние питомцы? Расскажите, что вы о них думаете.

— А теперь давайте пофантазируем и попробуем рассказать, что думают ваши питомцы о вас.

(Рассказы детей.)

Сегодня мы познакомимся с таким питомцем, который охотно делится своими мыслями.

— Откройте учебник на с. 103 и прочитайте название следу­ющего произведения. («Дневник фокса Микки».)

— Найдите в толковом словаре значение слов «дневник» и «фокс».

— Какие дневники вы знаете? (Школьный, дневник наблюдений, личный.)

— Какое значение слова «дневник» нам подходит? (Книга, журнал, в который записывают наблюдения, события.)

— Кто вел этот дневник? (Собака по кличке Микки породы фокс­терьер.)

(Учитель выставляет фотографию собаки этой породы.)

— Что вы знаете об этой породе собак? (Маленькая, кудрявая собачка с живым, веселым характером.)

— Кто помог фоксу Микки передать свои мысли? (Автор про­изведения Саша Черный.)

— Хотите познакомиться с автором поближе?

Материал для учителя

Александр Михайлович Гликберг (1880— 1932). 27 ноября 1905 г. — день рождения его второго имени: Саша Черный. Оно появилось в жур­нале «Зритель» под стихотворением «Чепуха».

Все, лично знавшие Сашу Черного, говоря о его любви к детям (а он и в самом деле был своим среди детворы — легко находил с ней общий язык), непременно добавляют: и к животным. Оно и понятно: есть какое-то влечение детской души ко всему живому — прыгающему, порхающему, плавающему... Там, где другой пройдет мимо, не удосто­ив вниманием крохотную тварь, попавшуюся на пути, Саша Черный обязательно наклонится и... бережно поместит это существо в стихо­творение. Но особенно неравнодушен Саша Черный был к кошкам и собакам.

— Прочитайте слово, записанное под заголовком. Что оно обозначает? (Это отрывок из произведения.)

IV. Работа по теме урока

— Найдите в первой части слова, которые требуют обращения к толковому словарю. Прочитайте их значение.

(Учитель читает первую главу.)

— От чьего лица написан этот дневник?

— Найдите подтверждение в тексте, что дневник написан именно собакой.

— Что же Микки рассказал о себе? Перечитайте и подчеркните слова и выражения, подтверждающие ваше мнение.

— Что он думает о своей хозяйке? Много ли времени он про­водит с ней? Найдите подтверждение в тексте.

— Любит ли он ее? (Да, любит, так как сравнивает с самим собой, а это высший комплимент.)

— Как фокс относится к другим людям? (Он считает, что у людей много недостатков.)

— Какими недостатками, по мнению фокса, обладают люди? (Люди много и долго едят — они обжоры; люди несправедливы и невнимательны; обладают плохим вкусом.)

V.Физкультминутка

VI.Продолжение работы по теме урока

— Каким вы представляете фокса Микки? Есть ли описание в первой главе? (Описания внешности там нет.)

— Как вы думаете, почему?

— Прочитайте слова, записанные на доске.

Наблюдательный, ворчливый, пугливый, глупый, сообразительный,

ленивый, хвастливый.

— Выберите те характеристики, которые подходят нашему герою. Подтвердите примерами из текста.

— Можно ли сказать, что мы составили портрет нашего героя?

Портрет героя может быть не только внешним, но и внутрен­ним (личностные качества героя).

— Правда ли, что Микки чрезвычайно наблюдательный? Най­дите подтверждение в тексте. (Он ставит три звездочки, когда заканчивает какую-нибудь мысль, — он заметил эту особенность в детских книжках; отмечает очень подробно, что именно едят люди.)

— О чем же мечтает Микки? Перечитайте два последних абзаца. (Он хочет, чтобы люди поняли, что нет ничего лучше, чем обедать на траве перед домом сырыми котлет­ками; потом барахтаться и визжать, как это делают они с Зиной.)

Иными словами, ему непонятны привычки людей, и он хотел бы, чтобы люди прониклись его взглядом на жизнь.

VII. Рефлексия

(Учитель читает начало предложений, ученики их заканчи­вают.)

Сегодня я прочитал...

Было интересно...

Было трудно...

Я понял, что...

Я почувствовал, что...

Теперь я могу...

Меня удивило...

Мне захотелось...

VIII. Подведение итогов урока

— Какое необычное произведение мы начали изучать?

— Чем же оно необычно?

Домашнее задание

1. Перечитать первую главу (учебник, с. 103—105).

2. Выписать краткие формулировки из прочитанной главы на тему «Мысли Микки о жизни и о себе».

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

(Проверка домашнего задания.)

— Какие мысли вы выписали? (Что лучше — думающий фокс или говорящий попугай? Что важнее всего в жизни? Зачем вообще варить и жарить?)

— А как он сам ответил на эти вопросы?

— Кто знает, как называется текст, который построен из вы­сказываний одного лица? (Монолог.)

III. Работа по теме урока

— Продолжим знакомиться с произведением. Прочитайте на с. 106 название следующей главы. («Осенний кавардак».)

— Предположите, о чем будет эта глава. Найдите в толковом словаре значение слова «кавардак».

— Прочитаем и узнаем, правы ли мы были. При чтении по­мните, что повествование ведется от лица собачки, которая обладает определенными чертами характера.

(Дети по цепочке читают вторую главу «Осенний кавардак».)

— В какое время происходят события в этой части? Ваши предположения оправдались?

— Почему же эта глава так называется?

— Найдите подтверждение тому, что в доме кавардак.

— Куда и почему переезжает семья Зины? (С наступлением осени семья Зины переезжает из летнего домика в Париж.)

— А где находится Париж?

— Посмотрим на карте мира, где находится этот город.

— Всем ли нравится переезд? (Нет, фоксу и папе не нравится.)

— Подтвердите словами из текста.

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

— Посмотрите на текст главы. Что вы заметили? (Три звездочки.)

— Что они, по мнению Микки, обозначают?

— Интересны ли наблюдения Микки о смене времен года?

— Перечитайте текст и найдите размышления об осени и весне.

— Как воспринимает фокс Микки осень? А весну?

— Обратите внимание: описание весны дано не просто от лица Микки, а его глазами. Какие строчки это подтверждают? («Ивдруг потянет теплом»; «небо станет, как вымытая Зи- нина голубая юбка»; «налетают со всех сторон сумасшедшие птицы».)

— Найдите сравнение. Вам оно понравилось?

— А фантазии Микки о весенних переменах у людей и собак? Прочитайте этот отрывок.

— Какое было самое большое желание? («Все бы я на свете переделал».)

— Как это характеризует фокса Микки? (Он деятельный, ак­тивный, он все хочет сделать лучше, со своей точки зрения.)

— Вспомните, какую характеристику мы дали Микки. Что бы теперь добавили? (Он был фантазером.)

— Как вы думаете, почему Микки уже осенью думает о весне? (Скорее всего, это связано с тем, что весной хозяева вернутся в загородный дом, а вместе с ними приедет и Зина.)

— Можно ли сказать, что фокс Микки всегда думает о Зине? Какие строчки это подтверждают?

— Как можно определить их отношения? (Дружба и любовь.)

VI. Подведение итогов урока

— Какие мысли Микки о жизни и о себе вы добавили бы в наш список? («Деревья, вот даже старые, молодеют каждую вес­ну. А люди и взрослые собаки — никогда. Отчего?»)

Домашнее задание

Прочитать отрывок из произведения, ответить на вопросы

(учебник, с. 106-108).

Ход урока 3

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Постановка целей урока

Викторина «Да — иет»

• Хозяйка Зина больше похожа на фокса, чем на девочку? (Да.)

• Фокс писал лучше, чем Зина? (Нет.)

• Уметь думать — это самое главное? (Да.)

• Породистые фоксы деликатнее всех собак? (Да.)

• Фокс любит дождь? (Нет.)

• Фоксы прилежнее девочек? (Да.)

• Фокс хочет в Париж? (Нет.)

Сегодня мы продолжим знакомиться с героем произведения фоксом Микки.

III. Работа по теме урока

— Откройте учебник на с. 108 и прочитайте название третьей главы повести. («Яодин».)

— Предположите, о чем она.

— Как вы думаете, какое чувство выражает название этой гла­вы? (Радость, так как фокс не хотел ехать со всеми в Париж, а хотел остаться один; горесть, так как все уехали, а Микки остался один.)

— Прочитаем и узнаем, кто был прав.

(Дети читают главу по цепочке.)

— Какие чувства испытывает Микки после отъезда хозяев? (Он чувствует себя одиноким.)

— Так какое настроение у Микки? (Фоксу скучно, и он начина­ет рассуждать о разных вещах.)

— О чем он рассуждает? (О ветре; о том, зачем нужна зима и осень; о мышах; о том, почему ели зеленые.)

— Найдите и прочитайте отрывки, в которых он рассуждает о ветре. Как он воспринимает ветер? (Как живое существо: ветер — «дурак» и «бандит».)

— А почему он сравнивает ветер с собакой? Удалось ли ав­тору показать, что это не просто оригинальное сравнение, а именно собачье восприятие? Докажите вашу точку зре­ния. («Ветер пищит, скулит, подвывает, точно его мама была собакой», но Микки удивлен, что нет «ни морды, ни жи­вота, ни зада» — это все доказывает, что передано собачье восприятие.)

— С кем общается Микки на даче после отъезда хозяев? Про­смотрите не только эту, но и предыдущую главу. (Ходит в гости к дворовой собаке, общается с мясником, с садовни­ком, с кошкой и котятами, дружит с мышами, пытался за­вязать общение с петухом.)

— Подумайте, как характеризует Микки его отношение к мы­шатам. Найдите и прочитайте этот эпизод в главе. Какой же вывод можно сделать? (Он добрый, «хотя фоксам это не полагается»; он умный — сдерживает проявление чувств любви, боясь напугать мышат; он смелый — готов защитить

мышат, если им будет угрожать опасность, и в то же время перестал их любить, когда они проели в дневнике дыру.)

(Чтение диалога Миши и Маши на с. 112, обсуждение их мне­ния и подтверждение словами текста.)

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику

— Как же жилось фоксу Микки без хозяев? (Плохо, он скучал, выходил на аллею и ждал их приезда.)

— Какие невзгоды обрушились на него? (Было холодно, голодно и скучно.)

— Найдите ту часть главы, где Микки рассказывает о своих огорчениях. Перечитайте ее.

— Покажите на любых двух примерах, что Микки не просто жалуется, но и размышляет о жизни. (Примерный ответ. Обнаружив в своей миске черного таракана, фокс пускает­ся в рассуждения о том, что существование птиц и зверей оправданно, а вот «...кому нужны черные тараканы?!», со­вершенно непонятно; после случая с автомобилем Мик­ки не просто негодует, а возмущается: «Почему он (авто­мобиль) не гудел на повороте?»; «Почему обрызгал меня грязью?», высказывает свой взгляд на автомобили вообще: «Ненавижу автомобили! И не по-ни-ма-ю...»; налетев в ого­роде на колючую проволоку, Микки не только жалуется, но и вспоминает правило, которое он узнал от Зины.)

— Но что является самым главным огорчением? («Зина меня забыла!»)

— Сколько раз повторяется эта фраза? Какие знаки стоят в конце?

— Почему в первых двух фразах восклицательный знак, а в по­следнем предложении поставлено многоточие? Что нам хо­тел сказать автор? (Сначала фокс Микки сердился, но надеял­ся, а потом надежда пропала.)

— Перечитайте последние три строчки. Какие чувства Микки они выражают? (Радость, восторг.)

— Чем же закончились все его неприятности?

2. Творческое задание

— Выразим чувства собачки к хозяйке, составив синквейн. Кто знает, что это такое?

Синквейн — слово происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: