Цели: формировать такую особенность поэтического мировосприятия, как способность создать воображаемый, фантастический мир на основе своих наблюдений; опираясь на высказывания от первого лица, представлять черты характера и особенности мировосприятия главного героя.
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
(Проверка домашнего задания: выразительное чтение стихотворения «Картофельные олени».)
— Какой же вывод можно сделать? (Автор обладает фантазией и воображением, а фантазерам все вокруг кажется одушевленным и живым.)
III. Подготовка к восприятию. Постановка целей урока
— Вспомните тему нашего занятия.
— Почему же люди фантазируют?
— У кого из вас есть домашние питомцы? Расскажите, что вы о них думаете.
— А теперь давайте пофантазируем и попробуем рассказать, что думают ваши питомцы о вас.
(Рассказы детей.)
Сегодня мы познакомимся с таким питомцем, который охотно делится своими мыслями.
— Откройте учебник на с. 103 и прочитайте название следующего произведения. («Дневник фокса Микки».)
|
|
— Найдите в толковом словаре значение слов «дневник» и «фокс».
— Какие дневники вы знаете? (Школьный, дневник наблюдений, личный.)
— Какое значение слова «дневник» нам подходит? (Книга, журнал, в который записывают наблюдения, события.)
— Кто вел этот дневник? (Собака по кличке Микки породы фокстерьер.)
(Учитель выставляет фотографию собаки этой породы.)
— Что вы знаете об этой породе собак? (Маленькая, кудрявая собачка с живым, веселым характером.)
— Кто помог фоксу Микки передать свои мысли? (Автор произведения Саша Черный.)
— Хотите познакомиться с автором поближе?
Материал для учителя
Александр Михайлович Гликберг (1880— 1932). 27 ноября 1905 г. — день рождения его второго имени: Саша Черный. Оно появилось в журнале «Зритель» под стихотворением «Чепуха».
Все, лично знавшие Сашу Черного, говоря о его любви к детям (а он и в самом деле был своим среди детворы — легко находил с ней общий язык), непременно добавляют: и к животным. Оно и понятно: есть какое-то влечение детской души ко всему живому — прыгающему, порхающему, плавающему... Там, где другой пройдет мимо, не удостоив вниманием крохотную тварь, попавшуюся на пути, Саша Черный обязательно наклонится и... бережно поместит это существо в стихотворение. Но особенно неравнодушен Саша Черный был к кошкам и собакам.
— Прочитайте слово, записанное под заголовком. Что оно обозначает? (Это отрывок из произведения.)
IV. Работа по теме урока
— Найдите в первой части слова, которые требуют обращения к толковому словарю. Прочитайте их значение.
|
|
(Учитель читает первую главу.)
— От чьего лица написан этот дневник?
— Найдите подтверждение в тексте, что дневник написан именно собакой.
— Что же Микки рассказал о себе? Перечитайте и подчеркните слова и выражения, подтверждающие ваше мнение.
— Что он думает о своей хозяйке? Много ли времени он проводит с ней? Найдите подтверждение в тексте.
— Любит ли он ее? (Да, любит, так как сравнивает с самим собой, а это высший комплимент.)
— Как фокс относится к другим людям? (Он считает, что у людей много недостатков.)
— Какими недостатками, по мнению фокса, обладают люди? (Люди много и долго едят — они обжоры; люди несправедливы и невнимательны; обладают плохим вкусом.)
V.Физкультминутка
VI.Продолжение работы по теме урока
— Каким вы представляете фокса Микки? Есть ли описание в первой главе? (Описания внешности там нет.)
— Как вы думаете, почему?
— Прочитайте слова, записанные на доске.
Наблюдательный, ворчливый, пугливый, глупый, сообразительный,
ленивый, хвастливый.
— Выберите те характеристики, которые подходят нашему герою. Подтвердите примерами из текста.
— Можно ли сказать, что мы составили портрет нашего героя?
Портрет героя может быть не только внешним, но и внутренним (личностные качества героя).
— Правда ли, что Микки чрезвычайно наблюдательный? Найдите подтверждение в тексте. (Он ставит три звездочки, когда заканчивает какую-нибудь мысль, — он заметил эту особенность в детских книжках; отмечает очень подробно, что именно едят люди.)
— О чем же мечтает Микки? Перечитайте два последних абзаца. (Он хочет, чтобы люди поняли, что нет ничего лучше, чем обедать на траве перед домом сырыми котлетками; потом барахтаться и визжать, как это делают они с Зиной.)
Иными словами, ему непонятны привычки людей, и он хотел бы, чтобы люди прониклись его взглядом на жизнь.
VII. Рефлексия
(Учитель читает начало предложений, ученики их заканчивают.)
Сегодня я прочитал...
Было интересно...
Было трудно...
Я понял, что...
Я почувствовал, что...
Теперь я могу...
Меня удивило...
Мне захотелось...
VIII. Подведение итогов урока
— Какое необычное произведение мы начали изучать?
— Чем же оно необычно?
Домашнее задание
1. Перечитать первую главу (учебник, с. 103—105).
2. Выписать краткие формулировки из прочитанной главы на тему «Мысли Микки о жизни и о себе».
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
(Проверка домашнего задания.)
— Какие мысли вы выписали? (Что лучше — думающий фокс или говорящий попугай? Что важнее всего в жизни? Зачем вообще варить и жарить?)
— А как он сам ответил на эти вопросы?
— Кто знает, как называется текст, который построен из высказываний одного лица? (Монолог.)
III. Работа по теме урока
— Продолжим знакомиться с произведением. Прочитайте на с. 106 название следующей главы. («Осенний кавардак».)
— Предположите, о чем будет эта глава. Найдите в толковом словаре значение слова «кавардак».
— Прочитаем и узнаем, правы ли мы были. При чтении помните, что повествование ведется от лица собачки, которая обладает определенными чертами характера.
(Дети по цепочке читают вторую главу «Осенний кавардак».)
— В какое время происходят события в этой части? Ваши предположения оправдались?
— Почему же эта глава так называется?
— Найдите подтверждение тому, что в доме кавардак.
— Куда и почему переезжает семья Зины? (С наступлением осени семья Зины переезжает из летнего домика в Париж.)
— А где находится Париж?
— Посмотрим на карте мира, где находится этот город.
— Всем ли нравится переезд? (Нет, фоксу и папе не нравится.)
— Подтвердите словами из текста.
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
— Посмотрите на текст главы. Что вы заметили? (Три звездочки.)
|
|
— Что они, по мнению Микки, обозначают?
— Интересны ли наблюдения Микки о смене времен года?
— Перечитайте текст и найдите размышления об осени и весне.
— Как воспринимает фокс Микки осень? А весну?
— Обратите внимание: описание весны дано не просто от лица Микки, а его глазами. Какие строчки это подтверждают? («Ивдруг потянет теплом»; «небо станет, как вымытая Зи- нина голубая юбка»; «налетают со всех сторон сумасшедшие птицы».)
— Найдите сравнение. Вам оно понравилось?
— А фантазии Микки о весенних переменах у людей и собак? Прочитайте этот отрывок.
— Какое было самое большое желание? («Все бы я на свете переделал».)
— Как это характеризует фокса Микки? (Он деятельный, активный, он все хочет сделать лучше, со своей точки зрения.)
— Вспомните, какую характеристику мы дали Микки. Что бы теперь добавили? (Он был фантазером.)
— Как вы думаете, почему Микки уже осенью думает о весне? (Скорее всего, это связано с тем, что весной хозяева вернутся в загородный дом, а вместе с ними приедет и Зина.)
— Можно ли сказать, что фокс Микки всегда думает о Зине? Какие строчки это подтверждают?
— Как можно определить их отношения? (Дружба и любовь.)
VI. Подведение итогов урока
— Какие мысли Микки о жизни и о себе вы добавили бы в наш список? («Деревья, вот даже старые, молодеют каждую весну. А люди и взрослые собаки — никогда. Отчего?»)
Домашнее задание
Прочитать отрывок из произведения, ответить на вопросы
(учебник, с. 106-108).
Ход урока 3
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний. Постановка целей урока
Викторина «Да — иет»
• Хозяйка Зина больше похожа на фокса, чем на девочку? (Да.)
• Фокс писал лучше, чем Зина? (Нет.)
• Уметь думать — это самое главное? (Да.)
• Породистые фоксы деликатнее всех собак? (Да.)
• Фокс любит дождь? (Нет.)
• Фоксы прилежнее девочек? (Да.)
• Фокс хочет в Париж? (Нет.)
Сегодня мы продолжим знакомиться с героем произведения фоксом Микки.
III. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 108 и прочитайте название третьей главы повести. («Яодин».)
— Предположите, о чем она.
|
|
— Как вы думаете, какое чувство выражает название этой главы? (Радость, так как фокс не хотел ехать со всеми в Париж, а хотел остаться один; горесть, так как все уехали, а Микки остался один.)
— Прочитаем и узнаем, кто был прав.
(Дети читают главу по цепочке.)
— Какие чувства испытывает Микки после отъезда хозяев? (Он чувствует себя одиноким.)
— Так какое настроение у Микки? (Фоксу скучно, и он начинает рассуждать о разных вещах.)
— О чем он рассуждает? (О ветре; о том, зачем нужна зима и осень; о мышах; о том, почему ели зеленые.)
— Найдите и прочитайте отрывки, в которых он рассуждает о ветре. Как он воспринимает ветер? (Как живое существо: ветер — «дурак» и «бандит».)
— А почему он сравнивает ветер с собакой? Удалось ли автору показать, что это не просто оригинальное сравнение, а именно собачье восприятие? Докажите вашу точку зрения. («Ветер пищит, скулит, подвывает, точно его мама была собакой», но Микки удивлен, что нет «ни морды, ни живота, ни зада» — это все доказывает, что передано собачье восприятие.)
— С кем общается Микки на даче после отъезда хозяев? Просмотрите не только эту, но и предыдущую главу. (Ходит в гости к дворовой собаке, общается с мясником, с садовником, с кошкой и котятами, дружит с мышами, пытался завязать общение с петухом.)
— Подумайте, как характеризует Микки его отношение к мышатам. Найдите и прочитайте этот эпизод в главе. Какой же вывод можно сделать? (Он добрый, «хотя фоксам это не полагается»; он умный — сдерживает проявление чувств любви, боясь напугать мышат; он смелый — готов защитить
мышат, если им будет угрожать опасность, и в то же время перестал их любить, когда они проели в дневнике дыру.)
(Чтение диалога Миши и Маши на с. 112, обсуждение их мнения и подтверждение словами текста.)
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
1. Работа по учебнику
— Как же жилось фоксу Микки без хозяев? (Плохо, он скучал, выходил на аллею и ждал их приезда.)
— Какие невзгоды обрушились на него? (Было холодно, голодно и скучно.)
— Найдите ту часть главы, где Микки рассказывает о своих огорчениях. Перечитайте ее.
— Покажите на любых двух примерах, что Микки не просто жалуется, но и размышляет о жизни. (Примерный ответ. Обнаружив в своей миске черного таракана, фокс пускается в рассуждения о том, что существование птиц и зверей оправданно, а вот «...кому нужны черные тараканы?!», совершенно непонятно; после случая с автомобилем Микки не просто негодует, а возмущается: «Почему он (автомобиль) не гудел на повороте?»; «Почему обрызгал меня грязью?», высказывает свой взгляд на автомобили вообще: «Ненавижу автомобили! И не по-ни-ма-ю...»; налетев в огороде на колючую проволоку, Микки не только жалуется, но и вспоминает правило, которое он узнал от Зины.)
— Но что является самым главным огорчением? («Зина меня забыла!»)
— Сколько раз повторяется эта фраза? Какие знаки стоят в конце?
— Почему в первых двух фразах восклицательный знак, а в последнем предложении поставлено многоточие? Что нам хотел сказать автор? (Сначала фокс Микки сердился, но надеялся, а потом надежда пропала.)
— Перечитайте последние три строчки. Какие чувства Микки они выражают? (Радость, восторг.)
— Чем же закончились все его неприятности?
2. Творческое задание
— Выразим чувства собачки к хозяйке, составив синквейн. Кто знает, что это такое?
Синквейн — слово происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.