Урок 31. Бирманская сказка «Отчего цикада потеряла свои рожки»

Цель: учить анализировать название текста и его содержание с целью выявления принадлежности к временному периоду.

Ход урока

I. Организационный момент

Пора, друзья, урок начать, Ведь дорога минутка каждая: Нас дело ждет немаловажное — Домашнее задание проверять.

II. Актуализация знаний

(Проверка домашнего задания.)

III. Подготовка к восприятию. Постановка цели урока

— Вспомните, какую тему мы изучаем. Чему мы учились? (Сравнивать тексты сказок, определять их жанровую при­надлежность и временной период.)

— Вспомните, на какие группы делятся сказочные истории по временному периоду и по содержанию.

— Назовите признаки древних сказок.


 


 


Самые древние сказочные истории

I

• Почему у животных такая внешность?

• Откуда все в мире проис­ходит?

• Сказки-цепочки

Менее древние сказочные истории

I

• Учат быть добрым и спра­ведливым

Просто древние сказочные истории

I

• Учат ценить не столько силу, сколько ум и хитрость

Бродячие сказочные истории

I

Рассказывают похожие ис­тории, созданные в разных уголках земного шара


— Приведите примеры таких сказочных историй.

Мы стали умнее,

Мы многое знаем,

И можем мы сказки сравнить.

Сегодня опять

Сказку мы почитаем,

Чтоб время создания определить.

IV. Работа по теме урока

— Откройте хрестоматию на с. 24 и прочитайте название сказ­ки. Можно ли по названию определить, где ее место на лен­те времени?

— По условным обозначениям наметьте план работы с этим текстом.

— Найдите слова, требующие обращения к толковому словарю.

(Учащиеся находят значения слов «цикада», «смоковница»,

«кунжутное». Затем читают сказку по цепочке на с. 24—28.)

— Ваше мнение подтвердилось?

Этот текст можно разделить на две части: 1-я часть — до жало­бы жука черепахе, 2-я часть — «расследование» черепахи.

— Вспомним основные моменты сюжета первой части и вы­строим их последовательность.

(Примерный ответ.

1. Цикада поет песенку.

2. Обезьяна роняет смокву на нос оленю.

3. Олень сбивает тыкву, которая катится вниз.

4. Тыква падает на куст кунжута.

5. Плоды кунжута попадают в глаза слону.

6. Слон бежит к озеру и ломает рога жуку.

7. Жук жалуется черепахе.)

— Выпишем героев сказки в той последовательности, в кото­рой они появляются в этой части сказки. (Цикада, обезьяна, олень, куст кунжута, слон, жук, черепаха.)

— На что похоже построение сюжета первой части? (На по­строение сказки-цепочки.)

— Оно такое же, как в сказке «Колобок» или как в докучных сказках? (Построение сказки-цепочки — кумулятивной сказ­ки — такое же, как в сказке «Колобок».)

— Что вы помните о кумулятивных сказках? (Они самые древние.)

— Найдите вторую часть бирманской сказки и перечитайте ее.

— Выпишем из этой части героев в той последовательности, в которой они появляются. (Черепаха, жук, слон, куст кун­жута, олень, обезьяна, цикада.)

— Что вы заметили? (Сюжет «раскручивается» в обратную сторону.)

— Этим бирманская сказка похожа и на докучную сказку. А чем она отличается от докучной сказки? (Докучную сказку можно рассказывать бесконечно, а у этой сказки есть завер­шение.)

— Прочитайте его. Чем же закончилась история? (Цикаде при­шлось расплатиться рожками за собственную беспечность.)

V.Физкультминутка

VI.Продолжение работы по теме урока

Михаил Потапович предлагает прочитать стихотворение Дми­трия Дмитриева «Встреча».

(Дети по цепочке читают стихотворение на с. 30.)

— Вам понравилось стихотворение? Чем оно напоминает пре­дыдущую историю? (Это стихотворение напоминает сказ­ку-цепочку.)

— Выпишем его героев. (Девочка, собака, кот, мышка, жук, муравей, кто-то, кого разобрала икота (он очень мал).)

— Какие еще сказки напоминает это стихотворение? («Репка», «Колобок», «Теремок».)

— Какое оно по настроению?

— Какие строчки показались самыми смешными?

— А в каких строчках ярче всего проявилась фантазия автора?

— Откройте страничку «Содержание» и прочитайте названия глав хрестоматии.

— В какие другие главы хрестоматии можно поместить это стихотворение? (В третью главу «Почему люди фантазиру­ют» или в четвертую главу «Продолжаем разгадывать секре­ты смешного».)

VII. Рефлексия

— Урок подошел к концу. Возьмите желтый круг (из бумаги), на нем написано начало фразы: «Я почувствовал...» Закон­чите фразу.

(Кружки прикрепляют на доску. Дети знакомятся с впечатле­ниями своих одноклассников.)

VIII. Подведение итогов урока

— С какой сказкой вы познакомились?

— Что интересного о ней узнали?

Домашнее задание

Выразительно читать сказку и отвечать на вопросы (хресто­матия, с. 24—29).







Уроки 3 2, 3 3. Обобщение по разделу. Шведская сказка «По заслугам и расчет». Проверочная работа

Цель: формировать понятие «бродячий сюжет» через анализ сказок разных народов мира с похожими событиями, похожими героями, сходным поведением героев и сходным построением самих сказок.

Ход уроков

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Постановка цели уроков

Сказки мы любим, сказки мы знаем!

Сказки всегда интересно читать!

Я предлагаю вам викторину.

Сказки попробуйте угадать.

Викторина

— Вспомните название сказки по ее отрывку.

1. «...Обещали медвежата исполнить наказ матери и тронулись в путь- дорогу. Шли они, шли. И день шли, и другой шли. Наконец все припасы у них кончились». («Два жадных медвежонка».)

2. «...Сел медведь на лед, опустил в полынью свой коротенький хвост и стал ждать. Но когда захотел он подняться, чтоб посмотреть, много ли рыбы попалось, то почувствовал, что кто-то его крепко держит...» («Вихио».)

3. «...На берегу большой реки жили в ветхом шалаше старик да стару­ха. Бедно жили они: каждый день старик отправлялся на реку рыбу ловить, старуха эту рыбу варила или на углях пекла, тем только они сыты и были. Не поймает старик ничего, так и вовсе голодают...» («Золотая рыба».)

4. «А на самом-то деле это была вовсе не нищенка, а волшебница. Она хотела узнать, добрая ли душа у девочки...» («Жемчужина и жаба».)

(Учитель выставляет карточки с названиями этих сказок.)

— Кто помнит, какие народы придумали эти сказки?

— В каком сборнике мы их можем найти? («Сказки народов мира».)

— Что вы можете сказать об этих сказках?

— Сегодня мы познакомимся еще с одной сказкой. Прочи­тайте ее название на доске. («По заслугам и расчет».)

— О чем оно вам говорит? Какие цели мы поставим перед со­бой на уроке? (Познакомиться со сказкой; узнать, в каком сборнике ее можно найти; к какому временному периоду от­носится.)

III. Работа по теме уроков

— Откройте хрестоматию на с. 31. На какой из поставленных вопросов мы можем ответить? (На вопрос, в каком сборнике ее можно найти. Это сборник «Сказки народов мира», так как это шведская народная сказка.)

— Найдем на карте мира, где находится эта страна.

(Дети по цепочке читают сказку на с. 31—33.)

Михаил Потапович сказал: «Поскольку любая сказка путеше­ствует во времени, в ней одновременно есть черты самой древней, просто древней и менее древней сказок». Маше очень сложно это представить. Поможем Маше разобраться.

— Как вы думаете, как построена большая часть этой сказки?

— Можете ли теперь определить: это сказка самая древняя по смыслу или по построению? (По построению эта сказ­ка является кумулятивной, то есть обладает чертой самой древней сказки.)

— Определите, какое качество лисы помогает ей остановить змея и спасти человека.

— Что же общего у этой сказки с просто древними сказками? (Именно хитрость лисы помогает человеку спастись, а это особенность просто древней сказки.)

— Подумайте, какие качества в этой сказке ценятся, а какие наказываются.

— Что же объединяет эту сказку с менее древними сказками? (Лиса проявляет хитрость не с целью наживы, а чтобы ра­зобраться в произошедшем; она бескорыстно помогает чело­веку, не требуя награды взамен, более того, лиса наказывает коварство змея, а это черты менее древних сказок.)

— Миша сказал, что эта сказка ему напоминает другую, ко­торую мы читали в учебнике «Литературное чтение». Смо­жете вспомнить ее название? («Хитрый шакал», индийская сказка.)

— В чем же сходство двух сказок?

— Можем ли сказать, что мы имеем дело с бродячей историей? Докажите свое мнение.

— А Маша вспомнила еще одну сказку из учебника с похожим сюжетом. Догадываетесь, о какой сказке идет речь? («Чере­паха, кролик и удав-маха».)

— На чем основано такое сходство трех сказок?

— Кто был самым хитрым, самым умным, справедливым в ин­дийской сказке? А в кубинской? А в шведской?

— В какой из этих сказок и подбор животных, и их характеры напоминают русские народные сказки? (Наиболее близка к русским народным сказкам шведская — «По заслугам и рас­чет», так как герои — лиса, змей, волк, медведь; хитрость приписывается лисе.)

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме уроков


Проверочпая работа

1. В каждой строке подчеркните «лишнего» героя.

• Собака, кошка, куница, обезьяна.

• Черепаха, медведь, леопард, гиена.

• Черепаха, кролик, лиса, удав-маха.

2. Определите, из какой страны сказка. Соедините линией страну и название произведения.

Индия                       «Откуда пошли болезни и лекарства»

Америка                   «Два жадных медвежонка»

Венгрия                    «Храбрый шакал»

3. Напишите название одной:

• самой древней сказки________________________________

• просто древней сказки_______________________________

4.Что ценилось в просто древней сказке? Нужное подчерк­ните.

Жадность, зависть, хитрость, глупость, ум, трудолюбие.

Просто древние

Самые древние

5.Как называются такие сказочные истории, в которых похо­жи события, герои, сходное поведение героев и сходное построе­ние? Напишите. Приведите пример такой сказки.

6. Прочитайте пословицы и подчерките ту из них, которую можно использовать в качестве вывода к корейской сказке «Как барсук и куница судились».

• Один в поле не воин.

• Один про Фому, другой про Ерему.

• Жадные да неуступчивые всегда в убытке бывают.

7.Отметьте место этой сказочной истории на ленте времени с помощью галочки.

VI.Рефлексия

(Учитель прикрепляет на доску картинку, на которой изобра­жены ступеньки к вершине знаний.)

— С помощью сигнального кружка покажите, на какой сту­пеньке вы оказались по уровню полученных знаний в этой главе.

(Учащиеся приклеивают фишку на выбранную ими ступеньку.)

VII. Подведение итогов уроков

— Какую тему мы закончили изучать?

— Какие произведения больше понравились?

— Чему вас научили эти сказки?

Домашнее задание

Прочитать сказку «По заслугам и расчет» и ответить на во­просы (хрестоматия, с. 31—34).


Тема 3 ПЫТАЕМСЯ ПОНЯТЬ, ПОЧЕМУ ЛЮДИ ФАНТАЗИРУЮТ

Планируемые результаты: учащиеся научатся анализировать и объяснять название произведения; работать с толковым и фра­зеологическим словарями; определять, от какого лица идет пове­ствование; анализировать внутренний мир, фантазии и характер героя-рассказчика; пересказывать по плану текст; отличать жанры литературных произведений: небылица, сказка, рассказ.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: