Художественные особенности «поединка»

 

Помимо идеологических вопросов и трактовок, некоторые литературоведы обращали внимание и на особенности творческой манеры Куприна, и на частные художественные приёмы, характерные «Поединку». Помимо общих высказываний о «высокой художественности»[116] повести («повѣсть г. Куприна все же очень хороша»[117]), встречаются и несколько более углубленных разборов композиционных приёмов произведения.

 

Так, Воровский в своей работе уделил часть внимания художественным аспектам в творчестве Куприна. К ним относятся, например, особая роль природы («Это не фон, усиливающий настроение картины, <…> а самостоятельный деятель рассказа»), определённая манера повествования и художественного языка («Именно таким ровным является сам Куприн <…>, ровным и в красивой, образной, эпической речи») и особенность, называемая «статичностью мышления» («он всегда изображает картины жизни, момент, эпизод; редко встретите у него длительно, последовательно развивающееся действие; а если и встретите, то это действие обыкновенно слабее описаний и характеристик»)[118].

Интересно, что писали Берков и Волков о художественных особенностях повести. Так, Берков считает, что в «Поединке» Куприн, как и в своей первой повести, всё так же сосредотачивает внимание на главном герое, его переживаниях, показывая мир через призму его восприятия. Помимо этого писатель не отказался от принципа суммарного фона, лишь сделав этот фон более дифференцированным, считает Берков[119]. Однако, с ним не согласен Волков, считающий, что в «Поединке» Куприн, несмотря на склонность к «неослабному вниманию к главному герою произведения», в какой-то степени отказывается от этого принципа, позволяя усилиться в повести «эпическому началу». Поэтому, по мнению Волкова, нельзя называть «полк, офицерство и солдат» фоном, даже и не суммарным[120]. Тем не менее оба исследователя согласны в том, что Куприн «вырос» в своём «Поединке» как художник-реалист. («Зрелость Куприна как художника-реалиста, как психолога особенно сильно проявилась в том, что даже эпизодические персонажи повести необыкновенно полнокровны и ярки в художественном отношении, особенно богата портретная галерея офицеров»[121], «В "Поединке" Куприн вырос и как художник: по сравнению с "Молохом" картина, созданная им в новой повести, гораздо значительнее и по охвату действующих лиц, и по степени детальности их обрисовки, и по зрелости и уверенности изображения их психологии, их поступков, их взаимоотношений»[122].

Помимо данных особенностей разные исследователи отмечали: нестандартное построение образа главного героя (Куприн смог «избежать шаблонного построения образа Ромашова. Биография и характеристика его даны Куприным не сразу, не в начале "Поединка" или в каком-либо одном месте, как это делалось многими писателями XVIII-XIX и даже XX в»[123]), частое использование монологов для раскрытия его образа («Одним из наиболее частых способов раскрытия образа Ромашова является у Куприна монолог героя»[124], «Куприн часто для психологического раскрытия характера дает монолог героя, как бы непосредственно вводя читателя во внутренний мир Ромашова»[125]) и наличие в повести резонера («В «Поединке» писатель использует излюбленный им композиционный прием подстановки к герою резонера, который, являясь как бы вторым «я» автора, корректирует героя, содействует раскрытию его внутреннего мира» [126]).

Основные художественные элементы творчества Куприна выделялись на разных уровнях анализа разными исследователями и писателями. В различных работах о Куприне были сделаны замечания от простых наблюдений, в которых мнения были единодушны («Повесть Куприна обладала высокими литературными достоинствами: психологической глубиною образов, реалистичностью жанровых картин, живыми диалогами…»[127]), до более углублённых, более научных, в которых мнения разных исследователей уже могли не сходиться, как было в полемике Волкова с Берковым. Как бы то ни было, никто из советских исследователей не отказывал повести в крупных художественных достоинствах, позволивших ей встать в один ряд с крупнейшими революционными произведениями того времени и послужить «делу освободительного движения»[128]

В данной главе были рассмотрены основные проблемы, поднимаемые марксистскими исследователями и критиками в отношении повести Куприна «Поединок». Всем работам этого метода свойственны эмоциональность в большей или меньшей степени и достаточно сильное сходство взглядов на большинство аспектов повести, так как все они рассматривают повесть через одну и ту же политическую призму. Большинство рассмотренных работ посвящено доказательству того, что «Поединок» – немало значимое для русской литературы произведение с революционной направленностью; направленность эта связана с тем, что эти монографии и статьи писались после возвращения Куприна в СССР из эмиграции и его смерти, то есть в период, когда Куприн был на государственном уровне признан «своим».  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе были прослежены особенности и проблемы изучения повести А. И. Куприна «Поединок» в период с 1905 года до распада СССР в 1991 году. В момент выхода в свет «Поединок» спровоцировал активную публицистическую полемику, которой по своей сути свойственна идеологическая направленность. Помимо этого, на «Поединок» отреагировало немало литературных критиков, написавших ряд статей и работ, посвященных повести и творческой манере автора в общем, по-разному оценивавших как «Поединок», так и Куприна. Далее, в период с 20-х по 30-е гг. в эмиграции был написан ряд статей о Куприне и его повести, многие – на смерть автора, некоторые – своеобразной идеологической направленности. Своеобразной потому, что это, можно сказать, общечеловеческая идеология, отрицающая наличие в повести Куприна революционных мотивов, точнее, снимающая их значимость. Любопытно, что при этом, через некоторое время, исследователи творчества Куприна в СССР уже писали о том, какой революционный был «Поединок», как он «всем своим духом <…> звал к уничтожению кастовых и сословных привилегий <…>, к революционному отрицанию и разрушению старого, прогнившего, деспотического режима…»[129]. То есть «Поединок» рассматривали с разных точек зрения, через разные идеологические призмы, получая на выходе абсолютно противоположные значения и смыслы. Сам факт того, что такое применимо к «Поединку», может говорить о его актуальности во все времена, о символической многозначности, в которой Адамович отказал Куприну в 1924 году. Как следствие, классический статус произведения повлёк за собой множество научных статей, критических разборов и обсуждений и в наше время, не только в России, но и за рубежом. Это огромный пласт работ, требующий подробного изучения и внимательного рассмотрения, так как и они могут показать, насколько не ограничен в трактовках «Поединок» А. И. Куприна.

 

 

Библиография

· Общие работы

1. Измайлов А. А. Литературный Олимпъ. М.: Типографiя Т-ва И. Д. Сытина, 1911. 472 с.

2. Коган П. С. Очерки по истории новейшей русской литературы: в 3 т. Т. 3: вып. 1. М.: Общественная польза, 1910.

3. Соколов А. Г. История русской литературы конца XIX – начала XX века: Учеб. 4-е изд., доп. и перераб. М.: Высшая школа; Изд. центр Академия, 2000. 432 с.

4. Словарь русского языка (МАС) // http://feb-web.ru/feb/mas/mas-abc/default.asp

· Куприн Александр Иванович «Поединок»

 

1. Адамович Г. В. О Куприне // Г. В. Адамович. Собрание сочинений: в 18 т. Т. 2: Литературные беседы. («Звено»: 1923-1928) / вступ. статья, сост., подгот. текста и примеч. О. А Коростелева. М.: Дмитрий Сечин, 2015. 784 с.

2. Адамович Г. В. Куприн // Одиночество и свобода / сост., послесл., примеч. О. А. Коростелева. СПб.: Алетейя, 2002. 476 с.

3. Алданов М.А. Памяти Куприна // http://az.lib.ru/a/aldanow_m_a/text_1938_kuprin.shtml

4. Амфитеатров А. В. Морская болезнь // http://az.lib.ru/a/amfiteatrow_a_w/text_1912_morskaya_bolezn.shtml

5. Берков П. Н. Александр Иванович Куприн // http://kuprin-lit.ru/kuprin/biografiya/berkov-kuprin/glava-pyataya.htm

6. Волков А. А. Творчество А. И. Куприна // http://kuprin-lit.ru/kuprin/kritika-o-kuprine/volkov-tvorchestvo

7. Воровский В. В. Куприн // http://dugward.ru/library/kuprin/vorovskiy_kuprin.html

8. Катаев В. Б. Куприн - биобиблиографическая справка // http://kuprin-lit.ru/kuprin/biografiya/kataev-kuprin.htm

9. Корецкая И. В. А. И. Куприн - Критико-биографический очерк // https://dom-knig.com/read_244412-1#

10. Кулешов Ф. И. Александр Иванович Куприн // А. И. Куприн. Собрание сочинений: в 9 т. Т. 1. М.: Художественная литература, 1970. 512 с.

11. Львов Л. И. Творчество А. И. Куприна // Иллюстрированная Россiя. 1938. №38 (696). С. 2-4.

12. Луначарский А. В. О чести // Отклики жизни. СПб.: Изд-во О. Н. Поповой, 1906. 225 с.

13. Маковицкий Д. П. Яснополянские записки // Литературное наследство: в 111 т. Т. 90: У Толстого. Кн 1. М.: Наука, 1979. 687 с.

14. Михайлов О. Н. «Поединок» и русское общество // Куприн. М.: Молодая гвардия, 1981. 270 с.

15. Паустовский К. Г. Поток жизни // К. Г. Паустовский. Собрание сочинений: В 8 т. Т. 8 / под ред. В. Борисовой. М.: Худож. лит., 1970. 447 с.

16. Тарусский Е. Поручик Купринъ // Иллюстрированная Россiя. 1938. №38 (696). С. 9-10

17. Ходасевич В. Ф. А. Куприн и Европа // Собрание сочинений: в 8 т. Т. 2: Критика и публицистика (1905-1927) / сост., подгот. текста, комм. Дж. Малмстада и Р. Хьюза; вступ. статья Р. Хьюза. М.: Русский путь, 2010. 720 с.  

18. Чуковский К. И. Куприн // http://kuprin.velchel.ru/index.php?cnt=16&sub=7&part=2#

19. Чуковский К. И. О Куприне // http://www.chukfamily.ru/kornei/prosa/kritika/o-kuprine

20. Шестопалова А. С. Публицистическая полемика вокруг повести А. И. Куприна «Поединок» в свете обсуждения «офицерского вопроса» в начале ХХ в // Вестник Омского университета. 2017. №3. С. 271-275


[1] Шестопалова А. С. Публицистическая полемика вокруг повести А. И. Куприна «Поединок» в свете обсуждения «офицерского вопроса» в начале ХХ в / Вестник Омского университета. 2017. №3. С. 273

[2] Там же.

[3] Там же. С. 274

[4] Цит. по: Волков А. А. Творчество А. И. Куприна // http://kuprin-lit.ru/kuprin/kritika-o-kuprine/volkov-tvorchestvo/3-stranica-2.htm

[5] Маковицкий Д. П. Яснополянские записки // Литературное наследство: в 111 т. Т. 90. М.: Наука, 1979. С. 421

[6] Там же. С. 422

[7] Там же. С. 424

[8] Там же. С. 428

[9] Чуковский К. И. О Куприне // http://www.chukfamily.ru/kornei/prosa/kritika/o-kuprine

[10] Там же.

[11] Коган П. С. Введение // Очерки по истории новейшей русской литературы: в 3 т. Т. 3. М.: Общественная польза, 1910. С. 3

[12] Там же. С. 4

[13] Там же. С. 5

[14] Коган П. С. Купринъ – Творчество // Очерки по истории новейшей русской литературы: в 3 т. Т. 3. М.: Общественная польза, 1910. С. 29

[15] Там же. С. 31

[16] Там же. С. 36

[17] Там же. С. 39

[18] Коган П. С. Купринъ – Идеалы и герои // Очерки по истории новейшей русской литературы: в 3 т. Т. 3. М.: Общественная польза, 1910. С. 43

[19] Там же. С. 45

[20] Там же. С. 50

[21] Там же. С. 52

[22] Там же. С. 53

[23] Там же. С. 54

[24] Там же. С. 55

[25] Измайлов А. А. Пѣсни земной радости // Литературный Олимпъ. М.: Типографiя Т-ва И. Д. Сытина, 1911. С. 342

[26] Там же. С. 343

[27] Там же. С. 344

[28] Там же. С. 352

[29] Там же. С. 355

[30] Там же. С. 345

[31] Ходасевич В. Ф. А. Куприн и Европа // Собрание сочинений: в 8 т. Т. 2. М.: Русский путь, 2010. С. 168

[32] Амфитеатров А. В. Морская болезнь // http://az.lib.ru/a/amfiteatrow_a_w/text_1912_morskaya_bolezn.shtml

[33] Адамович Г. В. О Куприне // Собрание сочинений: в 18 т. Т. 2. М.: Дмитрий Сечин, 2015. С. 41

[34] Там же. С. 43

[35] Адамович Г. В. Куприн // Одиночество и свобода. СПб.: Алетейя, 2002. С. 236

[36] Алданов М.А. Памяти Куприна // http://az.lib.ru/a/aldanow_m_a/text_1938_kuprin.shtml

[37] Адамович Г. В. О Куприне // Собрание сочинений: в 18 т. Т. 2. М.: Дмитрий Сечин, 2015. С. 41

[38] Адамович Г. В. Куприн // Одиночество и свобода. СПб.: Алетейя, 2002. С. 239

[39] Там же. С. 240

[40] Там же. С. 242

[41] Бунин И. А. Куприн // Полное собрание сочинений: в 13 т. Т. 9. М.: Воскресенье, 2006. С. 105

[42] Львов Л. И. Творчество А. И. Куприна // Иллюстрированная Россiя. 1938. №38 (696). С. 9

[43] Там же.

[44] Тарусский Е. Поручик Купринъ // Иллюстрированная Россiя. 1938. №38 (696). С. 9

[45] Воровский В. В. Куприн // http://dugward.ru/library/kuprin/vorovskiy_kuprin.html

[46] Волков А. А. Творчество А. И. Куприна // http://kuprin-lit.ru/kuprin/kritika-o-kuprine/volkov-tvorchestvo/1-stranica-1.htm

[47] Словарь русского языка (МАС) // http://feb-web.ru/feb/mas/mas-abc/16/ma355521.htm?cmd=0&istext=1

[48] Корецкая И. В. А. И. Куприн - Критико-биографический очерк // https://dom-knig.com/read_244412-5#

[49] Чуковский К. И. Куприн // http://kuprin.velchel.ru/index.php?cnt=16&sub=7&part=2#

[50] Волков А. А. Творчество А. И. Куприна // http://kuprin-lit.ru/kuprin/kritika-o-kuprine/volkov-tvorchestvo/1-stranica-1.htm

[51] Там же.

[52] Воровский В. В. Куприн // http://dugward.ru/library/kuprin/vorovskiy_kuprin.html

[53] Там же.

[54] Берков П. Н. Александр Иванович Куприн // http://kuprin-lit.ru/kuprin/biografiya/berkov-kuprin/glava-pyataya.htm

[55] Луначарский А. В. О чести // Отклики жизни. СПб.: Изд-во О. Н. Поповой, 1906. С. 90

[56] Паустовский К. Г. Поток жизни // Собрание сочинений: В 8 т. Т. 8. М.: Худож. лит., 1970. С. 95

[57] Воровский В. В. Куприн // http://dugward.ru/library/kuprin/vorovskiy_kuprin.html

[58] Чуковский К. И. Куприн // http://kuprin.velchel.ru/index.php?cnt=16&sub=7&part=2#

[59] Михайлов О. М. «Поединок» и русское общество // Куприн. М.: Молодая гвардия, 1981. С. 103

[60] Катаев В. Б. Куприн - биобиблиографическая справка // http://kuprin-lit.ru/kuprin/biografiya/kataev-kuprin.htm

[61] Паустовский К. Г. Поток жизни / Собрание сочинений: В 8 т. Т.8. М.: Худож. лит., 1970. С. 93

[62] Волков А. А. Творчество А. И. Куприна // http://kuprin-lit.ru/kuprin/kritika-o-kuprine/volkov-tvorchestvo/3-stranica-1.htm

[63] Берков П. Н. Александр Иванович Куприн // http://kuprin-lit.ru/kuprin/biografiya/berkov-kuprin/glava-pyataya.htm

[64] Волков А. А. Творчество А. И. Куприна // http://kuprin-lit.ru/kuprin/kritika-o-kuprine/volkov-tvorchestvo/3-stranica-1.htm

[65] Корецкая И. В. А. И. Куприн - Критико-биографический очерк // https://dom-knig.com/read_244412-5#

[66] Луначарский А. В. О чести // Отклики жизни. СПб.: Изд-во О. Н. Поповой, 1906. С. 80

[67] Там же, с. 82

[68] Там же, с. 81

[69] Там же, с. 82

[70] Там же, с. 83

[71] Там же, с. 86

[72] Волков А. А. Творчество А. И. Куприна // http://kuprin-lit.ru/kuprin/kritika-o-kuprine/volkov-tvorchestvo/3-stranica-2.htm

[73] Паустовский К. Г. Поток жизни // Собрание сочинений: В 8 т. Т. 8. М.: Худож. лит., 1970. С. 95

[74] Корецкая И. В. А. И. Куприн - Критико-биографический очерк // https://dom-knig.com/read_244412-6#

[75] Соколов А. Г. А. И. Куприн // История русской литературы конца XIX – начала XX в. М.: Высшая школа, 2000. с. 56

[76] Берков П. Н. Александр Иванович Куприн // http://kuprin-lit.ru/kuprin/biografiya/berkov-kuprin/glava-pyataya.htm

[77] Волков А. А. Творчество А. И. Куприна // http://kuprin-lit.ru/kuprin/kritika-o-kuprine/volkov-tvorchestvo/3-stranica-2.htm

[78] Корецкая И. В. А. И. Куприн - Критико-биографический очерк // https://dom-knig.com/read_244412-6#

[79] Волков А. А. Творчество А. И. Куприна // http://kuprin-lit.ru/kuprin/kritika-o-kuprine/volkov-tvorchestvo/3-stranica-2.htm

[80] Берков П. Н. Александр Иванович Куприн // http://kuprin-lit.ru/kuprin/biografiya/berkov-kuprin/glava-pyataya.htm

[81] Волков А. А. Творчество А. И. Куприна // http://kuprin-lit.ru/kuprin/kritika-o-kuprine/volkov-tvorchestvo/3-stranica-2.htm

[82] Там же.

[83] Луначарский А. В. О чести // Отклики жизни. СПб.: Изд-во О. Н. Поповой, 1906. С. 88

[84] Волков А. А. Творчество А. И. Куприна // http://kuprin-lit.ru/kuprin/kritika-o-kuprine/volkov-tvorchestvo/3-stranica-2.htm

[85] Там же.

[86] Соколов А. Г. А. И. Куприн // История русской литературы конца XIX – начала XX в. М.: Высшая школа, 2000. с. 57

[87] Там же, с. 56

[88] Волков А. А. Творчество А. И. Куприна // http://kuprin-lit.ru/kuprin/kritika-o-kuprine/volkov-tvorchestvo/3-stranica-2.htm

[89] Волков А. А. Творчество А. И. Куприна // http://kuprin-lit.ru/kuprin/kritika-o-kuprine/volkov-tvorchestvo/glava-2.htm

[90] Берков П. Н. Александр Иванович Куприн // http://kuprin-lit.ru/kuprin/biografiya/berkov-kuprin/glava-pyataya.htm

[91] Михайлов О. М. «Поединок» и русское общество // Куприн. М.: Молодая гвардия, 1981. С. 106

[92] Волков А. А. Творчество А. И. Куприна // http://kuprin-lit.ru/kuprin/kritika-o-kuprine/volkov-tvorchestvo/3-stranica-2.htm

[93] Берков П. Н. Александр Иванович Куприн // http://kuprin-lit.ru/kuprin/biografiya/berkov-kuprin/glava-pyataya.htm

[94] Волков А. А. Творчество А. И. Куприна // http://kuprin-lit.ru/kuprin/kritika-o-kuprine/volkov-tvorchestvo/3-stranica-2.htm

[95] Катаев В. Б. Куприн - биобиблиографическая справка // http://kuprin.velchel.ru/index.php?cnt=16&sub=0

[96] Волков А. А. Творчество А. И. Куприна // http://kuprin-lit.ru/kuprin/kritika-o-kuprine/volkov-tvorchestvo/3-stranica-2.htm

[97] Там же.

[98] Корецкая И. В. А. И. Куприн - Критико-биографический очерк // https://dom-knig.com/read_244412-5#

[99] Катаев В. Б. Куприн - биобиблиографическая справка // http://kuprin.velchel.ru/index.php?cnt=16&sub=0

[100] Волков А. А. Творчество А. И. Куприна // http://kuprin-lit.ru/kuprin/kritika-o-kuprine/volkov-tvorchestvo/3-stranica-2.htm

[101] Соколов А. Г. А. И. Куприн // История русской литературы конца XIX – начала XX в. М.: Высшая школа, 2000. с. 54

[102] Там же, с. 55

[103] Волков А. А. Творчество А. И. Куприна // http://kuprin-lit.ru/kuprin/kritika-o-kuprine/volkov-tvorchestvo/3-stranica-2.htm

[104] Корецкая И. В. А. И. Куприн - Критико-биографический очерк // https://dom-knig.com/read_244412-5#

[105] Берков П. Н. Александр Иванович Куприн // http://kuprin-lit.ru/kuprin/biografiya/berkov-kuprin/glava-pyataya.htm

[106] Волков А. А. Творчество А. И. Куприна // http://kuprin-lit.ru/kuprin/kritika-o-kuprine/volkov-tvorchestvo/3-stranica-2.htm

[107] Луначарский А. В. О чести // Отклики жизни. СПб.: Изд-во О. Н. Поповой, 1906. С. 90

[108] Волков А. А. Творчество А. И. Куприна // http://kuprin-lit.ru/kuprin/kritika-o-kuprine/volkov-tvorchestvo/3-stranica-2.htm

[109] Соколов А. Г. А. И. Куприн // История русской литературы конца XIX – начала XX в. М.: Высшая школа, 2000. с. 55

[110] Берков П. Н. Александр Иванович Куприн // http://kuprin-lit.ru/kuprin/biografiya/berkov-kuprin/glava-pyataya.htm

[111] Волков А. А. Творчество А. И. Куприна // http://kuprin-lit.ru/kuprin/kritika-o-kuprine/volkov-tvorchestvo/3-stranica-2.htm

[112] Там же.

[113] Корецкая И. В. А. И. Куприн - Критико-биографический очерк // https://dom-knig.com/read_244412-5#

[114] Соколов А. Г. А. И. Куприн // История русской литературы конца XIX – начала XX в. М.: Высшая школа, 2000. с. 55

[115] Волков А. А. Творчество А. И. Куприна // http://kuprin-lit.ru/kuprin/kritika-o-kuprine/volkov-tvorchestvo/3-stranica-2.htm

[116] Корецкая И. В. А. И. Куприн - Критико-биографический очерк // https://dom-knig.com/read_244412-5#

[117] Луначарский А. В. О чести // Отклики жизни. СПб.: Изд-во О. Н. Поповой, 1906. С. 90

[118] Воровский В. В. Куприн // http://dugward.ru/library/kuprin/vorovskiy_kuprin.html

[119]   Берков П. Н. Александр Иванович Куприн // http://kuprin-lit.ru/kuprin/biografiya/berkov-kuprin/glava-pyataya.htm

[120] Волков А. А. Творчество А. И. Куприна // http://kuprin-lit.ru/kuprin/kritika-o-kuprine/volkov-tvorchestvo/3-stranica-2.htm

[121] Там же.

[122]     Берков П. Н. Александр Иванович Куприн // http://kuprin-lit.ru/kuprin/biografiya/berkov-kuprin/glava-pyataya.htm

[123] Там же.

[124] Там же.

[125] Соколов А. Г. А. И. Куприн // История русской литературы конца XIX – начала XX в. М.: Высшая школа, 2000. С. 56

[126] Там же.

[127] Кулешов Ф. И. Александр Иванович Куприн / А. И. Куприн. Собрание сочинений: в 9 т. Т. 1. М.: Художественная литература, 1970. С. 21

[128] Волков А. А. Творчество А. И. Куприна // http://kuprin-lit.ru/kuprin/kritika-o-kuprine/volkov-tvorchestvo/3-stranica-2.htm

[129] Кулешов Ф. И. Александр Иванович Куприн / А. И. Куприн. Собрание сочинений: в 9 т. Т. 1. М.: Художественная литература, 1970. С. 20



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: