Нормативно-правовая база
Рабочая программа по ЛИТЕРАТУРЕ для 10-11 классов является частью Образовательной программы ГБОУ СОШ № 324 и составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- авторская программа по литературе 10-11 классы (базовый уровень). Авторы: Ю.В.Лебедев, А.Н.Романова; 11 класс: В. П. Журавлёв: М.: «Просвещение», 2015 год
-Учебный план ГБОУ СОШ № 324 на 2020 - 2021 уч.г.
Цели и задачи программы
Целью изучения предмета «Литература» является:
создание в школе условий для формирования духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
2. постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма
3. поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
4. овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
5. овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
6. использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Разработана рабочая программа с целью планирования, организации и управления образовательным процессом по литературе в рамках выполнения требований Стандарта.
Программа по литературе для 10-11 классов составлена на основе Закона об образовании (ст.9,14,29), Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам среднего общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы (Примерные программы по учебным предметам средняя школа. В 2-х частях, М.: «Просвещение», 2015 год); с авторской программой (Программа общеобразовательных учреждений. «Литература. 10кл.»/ Под ред. Ю.В.Лебедева, «Литература. 11 класс под. ред. В.П. М: «Просвещение», 2015 год).
Данная программа обеспечивается учебно-методическим комплектом по литературе для 10-11 классов под редакцией Ю.В. Лебедева, выпускаемым издательством «Просвещение»
В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, особенности ООП, образовательных потребностей и запросов обучающихся нашей сельской школы, преемственность с примерными программами для начального общего образования.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
1.3.Характеристика предмета
Художественная литература имеет важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Предлагаемая рабочая программа построена на актуальных в настоящее время компетентностном, личностно ориентированном, деятельностном подходах обучения.
Компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.