Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бутовская средняя общеобразовательная школа № 1»
«Утверждаю»
Директор
МБОУ «Бутовская СОШ № 1»
_______ И.М. Овчинникова
«30» августа 2019г.
Рабочая программа
По (родному) русскому языку
(базовый уровень)
Класс
Составитель: Ольга Игоревна Лисицина
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа предмета по учебному предмету «Родной (русский) язык» для 1 класса составлена в соответствии: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с рекомендациями Рабочей программы по учебным предметам начального общего образования по русскому языку для образовательных учреждений, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Русский языке. 1-4 классы» (УМК «Школа России»).
|
|
В учебном плане МБОУ «Бутовская СОШ № 1» на изучение курса «Родной (русский) язык в 1 классе отведен 1 ч в неделю,33 часа в год, так какпрограмма «Родной (русский) язык» является составляющей предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке».
Курс состоит из двух блоков: «Русский язык. Обучение письму» и «Русский язык».
Цели и задачи учебного предмета.
Основными целями блока «Русский язык. Обучение письму» являются:
-- формирование основ элементарного графического навыка;
– формирование у учащихся начальных представлений о языке как составляющей целостной картины мира;
-- осуществление грамматико-орфографической пропедевтики.
Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов:
§ добукварного ( подготовительного)
§ букварного (основного)
§ послебукварного (заключительного)
Целями изучения блока «Русский язык» являются:
-- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
|
|
-- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, первоначальные навыки грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей, программа определяет ряд практических задач:
– развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
– формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике, морфологии и синтаксисе;
– формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты, описания и повествования небольшого объема;
– воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Содержание учебного предмета «Родной (русский) язык» 1 класс.
На изучение Родного (русского) языка в 1 классе отводится 1 час в неделю (33 часа)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (12 ч)
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита.
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок.
Практическая работа. Оформление буквиц и заставок.
Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта:
1) Дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.). 2) Как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т. д.).
Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках).
Проектное задание. Словарь в картинках.
Раздел 2. Язык в действии (10 ч)
Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов).
Смыслоразличительная роль ударения.
Звукопись в стихотворном художественном тексте.
Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).
Раздел 3. Секреты речи и текста (11 ч)
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).
Тематическое планирование
Учебного предмета «Родной (русский) язык» 1 класс
№ п/п | Тема | Количество часов | |
1 | Секреты речи и текста | 16ч | |
2 | Язык в действии | 2ч | |
3 | Русский язык: прошлое и настоящее | 15ч | |
Итого | 33 ч |
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной (русский) язык» 1класс.
Программа обеспечивает достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Система планируемых результатов дает представление о том, какими именно учебными действиями в отношении знаний, умений, навыков по курсу русского родного языка, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык» в 1-м классе.
Личностные результаты
В конце первого года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»
Обучающийся научится:
· распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
|
|
· использовать словарные статьи учебника для определения лексического значения слова;
· понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами.
При реализации содержательной линии «Язык в действии
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:
· чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
· внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к школе;
· положительного отношения к урокам русского языка;
· уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;
· интереса к языковой и речевой деятельности;
· представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;
· представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);
· первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности.