Пояснительная записка
В основе программы обучения русского языка лежит программа для образовательных учреждений по русскому языку 5- 9 классы под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, 2014 г.
Цели обучения:
· воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи;
- формирование умений познавать, анализировать, классифицировать языковые факты, умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск.
Задачи преподавания:
· формирование научного мировоззрения, вооружение основами знаний о родном языке, развитие языкового и эстетического идеала;
· формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся
· развитие логического мышления, умение работать с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения.
Согласно базисному плану количество часов, отведённое на изучение предмета, сокращено на 1 час и составляет 136 часов (4 часа в неделю). В связи с этим производится корректировка часов за счёт уроков обобщающего характера в темах «Наречие», «Союз», «Частица» и не повлияет на полноту изучения нового материала
Планирование рассчитано на 136 часов (4 часа в неделю);
контрольных диктантов – 6,
контрольных работ – 1,
контрольных тестов - 2.
Уроков развития речи – 24
СОДЕРЖАНИЕ обучения
Общие сведения о языке.
Русский язык как развивающееся явление. Лексические и фразеологические новации последних лет. Необходимость бережного и сознательного отношения к русскому языку как к национальной ценности.
Повторение изученного в 5-6 классе.
Синтаксис. Синтаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Лексика как словарный состав языка. Фразеология как раздел лексикологии. Различия между свободными сочетаниями слов и фразеологическими оборотами. Фонетика, орфоэпия и орфография. Фонетический разбор слова. Морфема как минимальная значимая единица языка. Виды морфем. Основные способы образования слов. Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания. Морфология как раздел науки о языке. Принципы выделения частей речи. Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения.
Причастие.
Вопрос о причастии в системе частей речи. Причастие, его грамматические признаки. Грамматические признаки глагола в причастии. Грамматические признаки прилагательного в причастии. Различение причастий и прилагательных. Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. Знаки препинания при причастном обороте. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие формы страдательных причастий. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Действительные причастия прошедшего времени. Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Страдательные причастия прошедшего времени. Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях. Правописание гласной в суффиксах разных частей речи. Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных. Различение страдательных причастий и отглагольных прилагательных. Морфологический разбор причастия. Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. Буквы Е – Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Правильное употребление причастий в речи.
Деепричастие.
Деепричастие, его наречные и глагольные признаки. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. Раздельное написание НЕ с деепричастиями. Деепричастия несовершенного вида. Деепричастия совершенного вида. Морфологический разбор деепричастия. Правильное употребление деепричастий в речи.
Служебные части речи.
Общая характеристика служебных частей речи, их отличие от самостоятельных частей речи
Предлог.
Предлог как часть речи.Употребление предлогов.Непроизводные и производные предлоги. Различение производных предлогов и самостоятельных частей речи.Простые и составные предлоги.
Морфологический разбор предлога. Слитное и раздельное написание производных предлогов.
Союз.
Союз как часть речи.Простые и составные союзы. Сочинительные и подчинительные союзы. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. Сочинительные союзы
Знаки препинания при сочинительных союзах. Практикум. Различение предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений. Подчинительные союзы. Знаки препинания при подчинительных союзах. Различение союзов и союзных слов. Морфологический разбор союза. Слитное написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ. Различение союзов и омонимичных сочетаний
Частица.
Частица как часть речи. Разряды частиц. Формообразующие частицы.Смысловые (модальные) частицы.Раздельное и дефисное написание частиц.Морфологический разбор частицы. Отрицательные частицы НЕ и НИ. Различение частицы и приставки НЕ. Частица НИ, приставка НИ-, союз НИ-НИ. Различение частиц НЕ и НИ.Определение принадлежности слова к той или иной части речи по его грамматическим признакам.
Междометие. Звукоподражательные слова.
Междометие как особый разряд слов. Основные функции междометий. Разряды междометий.Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.Определение принадлежности слова к определенной части речи по его грамматическим признакам.