Этап 1. Стратегия организации

Выработка стратегии включает шесть шагов. Длительность каждого шага меняется в зависимости от проекта и компании.

Шаг 1. Анализ внешних и внутренних аспектов компании: сильные и слабые стороны, ключевые компетенции, ограничения, конкуренты, аспекты окружающей среды.

Шаг 2. Выбор стратегических характеристик. После анализа важно выбрать характеристики и зафиксировать их.

Ключевые вопросы для выбора:

• видение — чем компания хочет стать;
• миссия — что компания хочет делать в бизнесе;
• цели — каких результатов компания хочет достичь;
• задачи — что именно компания собирается делать;
• вектор стратегии — как компания достигнет целей и показателей;
• стратегия реализации — какие методы и подходы будут использоваться.

Шаг 3. Определение влияния стратегии на процессы. На этом шаге важно понять, как стратегия компании и результаты, полученные в шагах 1 и 2, влияют на стратегический выбор (выбор, который, исходя из стратегии компании, делает каждое подразделение в анализируемом бизнес-процессе), ключевые компетенции, конкурентные силы, сильные и слабые стороны организации.

Шаг 4. Определение стратегических показателей. Это крупные показатели, обеспечивающие компании способность:

• измерять и отслеживать реализацию стратегии;
• задавать точные индивидуальные нормативы для сотрудников среднего звена и исполнителей;
• оценивать проекты и новые инициативы исходя из их влияния на заданные стратегические показатели.

Шаг 5. Разработка плана. Создание документа, в котором зафиксированы стратегия компании, цели, основные стратегические направления и план действий.

Шаг 6. Утверждение и распространение результатов. На этом шаге важно формально утвердить результаты всех предыдущих шагов и официально уведомить об итогах заинтересованные стороны.

 








Этап 2. Архитектура процессов

Архитектура процессов должна быть увязана со стратегией, стратегическими целями, архитектурой бизнеса компании и ИТ. Ее разработка включает семь шагов.

Шаг 1. Сбор информации о стратегии и бизнесе: описание общих стратегических целей и принципов, типологии продуктов и услуг, типологии клиентов, типов расценок и скидок, типов партнеров, опорных принципов и логики выбора продуктов, клиентов, партнеров.

Шаг 2. Сбор методических указаний и моделей процессов: методических руководств по процессам, графических моделей процессов, перечня сквозных процессов. Методическое руководство по процессам — это общие методические указания, включающие информацию о владельце процесса, его масштабе, выборе метода и инструмента моделирования, методе руководства процессом, аутсорсинге и эталонной модели процесса.

Шаг 3. Сбор информации, принципов и моделей технологии: моделей данных, основных приложений и интерфейсов, основного ПО, платформ, сетей, опорных принципов и логики всего перечисленного.

Шаг 4. Консолидация и сверка. На этом шаге вся полученная информация консолидируется и сверяется на предмет наличия противоречий между приоритетами и требованиями различных подразделений и процессов. Для консолидации можно составить схему организационных взаимосвязей, которая покажет связи и протекание процессов между разными подразделениями компании. Для разрешения противоречий, которое должно произойти на этом же шаге, лучше всего провести совещание со всеми заинтересованными сторонами.

Шаг 5. Обмен информацией. Чтобы донести выгоды архитектуры процессов до максимального количества людей, можно развесить ее модель в офисе, обеспечить применение архитектуры всеми подразделениями компании, организовать запуск всех проектов с использованием архитектуры.

Шаг 6. Применение архитектуры. Все проекты должны учитывать архитектуру и выявлять, где они отклоняются от заданных принципов. Любое отклонение от согласованной архитектуры должно отвечать следующим условиям:

• определены краткосрочные и долгосрочные последствия отклонений;
• предусмотрена дальнейшая судьба предлагаемого решения, либо его постепенный вывод из применения, либо приведение в соответствие с архитектурой;
• основание для отмены требования архитектуры утверждено теми руководителями, которые утвердили существующую архитектуру.

Полезно сформировать комитет по архитектуре бизнес-процессов, который будет поддерживать связь между стратегическими целями компании и задачами процессов. В полномочия комитета должно входить поддержание общего вида процессов компании и архитектуры.

Шаг 7. Совершенствование и улучшение. Архитектуру нужно поддерживать в актуальном состоянии. Любое изменение архитектуры может повлиять на процессы, организованные с помощью ее старых версий. Поэтому нужно определить, кто владелец архитектуры и каков механизм ее изменения.

Этот шаг должен обеспечить регулярную оценку полезности и актуальности архитектуры. Также здесь может происходить ее уточнение и расширение: включение большего количества подробностей, большего количества элементов и большего количества процессов.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: