Измерение фразовой разборчивости при ускоренном темпе

про­изнесения

1. Фразовую разборчивость при ускоренном темпе произнесе­ния измеряют по таблицам, состоящим из коротких (3–4 слова) фраз, в соответствии с ГОСТ Р 50840. Таблицы выдает преподаватель.

2. Бригада операторов состоит из дикторов (не менее 3 человек – мужчин и женщин) и аудиторов (4–5 человек).

3. Тренировка бригады операторов не производится.

4. Диктор читает одну таблицу фраз в нормальном темпе произнесения (одна фраза за 2,4 с) и вторую таблицу в ускоренном темпе (одна фраза за 1,5–1,6 с). Пауза между фразами должна быть 5–6с.

5. Аудитор прослушивает сначала таблицу, прочитанную дик­тором в нормальном темпе, затем таблицу, прочитанную тем же диктором в ускоренном темпе. Правильность приема фраз определяет по контрольной таблице.

6. Цикл измерений состоит из передачи всеми дикторами по 10 таблиц каждым и приема всеми аудиторами всех переданных таблиц.

7. Фразу считают неправильно принятой, если хотя бы одно слово принято неправильно, пропущено или добавлено.

8. Фразовую разборчивость определяют путем вычисления процента

правильно принятых фраз для нормального и ускоренного темпов произнесения по формуле (1).

Показатель снижения фразовой разборчивости вычисляют по формуле (2).

Этот показатель для кодеков, предназначенных для работы в телефонной сети общего пользования, должен быть не менее 0,98.

 

Домашнее задание

1. Изучить методы низкоскоростной передачи речи: параметрический метод, методкодирования формы волны речевого сигнала.

2. Изучить особенности построения и работы кодеков: G.723, G.729, G.711.

3. Изучить методы оценки качества речи: экспертный метод, объективные методы.

4. Записать файл слогов и фраз в ПК или на флешь-память из таблиц, выданных преподавателем.

Лабораторное задание

10.1. Оценить методом экспертной оценки качество речи, передаваемой через анализируемый тракт, содержащей кодек G.711a:

- измерение слоговой разборчивости речи методом артикуляцион­ных испытаний при изменении полосы пропускания канала связи (изменение полосы осуществлять в программе Adobe Audition);

- измерение слоговой разборчивости речи методом артикуляцион­ных испытаний при наложении на тест-таблицу шума;(изменение интенсивности шума осуществляется в программе Adobe Audition);

-измерение фразовой разборчивости при нормальном темпе про­изнесения при изменении полосы пропускания канала связи (изменение полосы осуществлять в программе Adobe Audition);

- измерение фразовой разборчивости при нормальном темпе про­изнесения при наложении на тест-таблицу шума;(изменение интенсивности шума осуществляется в программе Adobe Audition);

-измерение фразовой разборчивости при ускоренном темпе про­изнесения при изменении полосы пропускания канала связи (изменение полосы осуществлять в программе Adobe Audition);

- измерение фразовой разборчивости при ускоренном темпе про­изнесения при наложении на тест-таблицу шума;(изменение интенсивности шума осуществляется в программе Adobe Audition).

Выполнение п.п. 10.1, 10.2, 10.3 осуществлять в соответствии с п. 5 данного методического указания.

10.2. Повторить выполнение п. 10.1 при перeдаче сообщения через IP – шлюз, когда анализируемый тракт содержит кодек G729.

10.3. Повторить выполнение п. 10.1 при перeдаче сообщения через IP – шлюз, когда анализируемый тракт, содержит кодек G723.

10.4. Оценить программным методом качество речи при перeдаче сообщения через IP – шлюз, содержащий кодек G.711a:

- измерение слоговой разборчивости речи методом артикуляцион­ных испытаний при изменении полосы пропускания канала связи (изменение полосы осуществлять в программе Adobe Audition);

- измерение слоговой разборчивости речи методом артикуляцион­ных испытаний при наложении на тест-сигнал шума;(изменение интенсивности шума осуществляется в программе Adobe Audition);

-измерение фразовой разборчивости при нормальном темпе про­изнесения при изменении полосы пропускания канала связи (изменение полосы осуществлять в программе Adobe Audition);

- измерение фразовой разборчивости при нормальном темпе про­изнесения при наложении на тест-сигнал шума;(изменение интенсивности шума осуществляется в программе Adobe Audition);

-измерение фразовой разборчивости при ускоренном темпе про­изнесения при изменении полосы пропускания канала связи (изменение полосы осуществлять в программе Adobe Audition);

- измерение фразовой разборчивости при ускоренном темпе про­изнесения при наложении на тест-сигнал шума;(изменение интенсивности шума осуществляется в программе Adobe Audition).

Выполнение п.п. 10.4, 10.5, 10.6 осуществлять в соответствии с п. 4 данного методического указания.

10.5. Повторить выполнение п. 10.4 при перeдаче сообщения через IP – шлюз, содержащий кодек G729.

10.6. Повторить выполнение п. 10.4 при перeдаче сообщения через IP – шлюз, содержащий кодек G723.

Содержание отчета

1. Экспериментальные данные по каждому пункту лабораторного задания экспертной оценки качества речи в виде зависимостей показателей:

- от ширины полосы пропускания канала связи;

- интенсивности шума в канале связи.

2. Экспериментальные данные по каждому пункту лабораторного задания программной оценки качества речи в виде зависимостей показателей:

- от ширины полосы пропускания канала связи;

- интенсивности шума в канале связи.

3. Сравнительный анализ исследуемых методов.

4. Выводы по работе.

Контрольные вопросы

1. Как осуществляется измерение слоговой разборчивости речи методом артикуляционных испытаний?

2. Как осуществляется измерение фразовой разборчивости при ускоренном темпе произнесения?

3. Оценка качества речи методом парных сравнений.

4. Метод абонентской оценки качества речи.

5. Современные системы передачи речи.

6. Количественная оценка показателей качества речи.

7. Каким образом в лабораторной работе производится изменение полосы пропускания канала связи?

8. Каким образом в лабораторной работе производится изменение интенсивности шума в канале связи?

9. Перечислить преимущества и недостатки экспертного метода оценки качества речи.

10. Перечислить преимущества и недостатки программного метода оценки качества речи.

11. Алгоритмы оценки качества речи – их достоинства и недостатки.

12. Особенности представления речи параметрическими методами.

13. Представление речи методамикодирования формы волны речевого сигнала.

14. Перечислить факторы, влияющие на качество (разборчивость) речи при передачи ее по каналу связи.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: