Оглавление
1. | Введение |
2. | Начало всех начал. |
3. | Сердце музея. Самые ценные экспонаты музея «История эвакогоспиталя №3083» |
4. | Семейные династии музея «История эвакогоспиталя №3083» |
5. | Новая жизнь школьного музея |
6. | Заключение |
7. | Библиография |
Введение
В каждой школе есть что-то такое, чем она гордится, что-то своё, особенное. Мы, ученики школы №5, гордимся тем, что в нашей школе в годы Великой Отечественной войны располагался эвакогоспиталь №3083. А ещё мы гордимся школьным музеем, единственным в городе Кольчугино и во всей Владимирской области - музеем военно-исторического профиля «История эвакогоспиталя №3083».
С историей нашего музея я знакома давно. Еще маленькой девочкой участвовала в конкурсе чтецов, который проходил в старом музее и был посвящен Дню Победы. Потом были встречи с ветеранами, «Уроки памяти», «Уроки мужества» и многочисленные экскурсии с классом в школьном музее. Меня тогда не просто заинтересовала, а поразила эта маленькая комнатка с множеством экспонатов. И уже тогда мне захотелось больше узнать о музее «История эвакогоспиталя №3083», о событиях того времени и людях, связанных с ним. И вот я экскурсовод! Проходя обучения в прошлом учебном году в «Школе юных музееведов» на базе ВИРО города Владимира, я получила задание: рассказать о нашем музее. И тогда у меня возникла мысль изучить и обобщить материалы по истории школьного музея, вспомнить всех тех, кто стоял у истоков его создания, и помогает сейчас ему развиваться.
|
|
Начав работу над темой, я поставила перед собой цель: изучить и обобщить материалы по развитию музея «История эвакогоспиталя №3083».
Мною были поставлены следующие задачи:
· проследить историю создания школьного музея и этапы его развития;
· изучить фонды музея и определить наиболее ценные экспонаты;
· проследить семейные династии в школьном музее;
· познакомить учеников школы с результатами исследовательской работы во время проведения декады краеведения, Вахты Памяти, экскурсий в школьном музее, разместив ее на школьном сайте.
Я определила предмет и объект исследования.
Объект исследования: школьный музей «История эвакогоспиталя №3083».
Предмет исследования: материалы школьного музея «История эвакогоспиталя №3083».
Обозначила проблему: в школьном музее было достаточно материалов поисковой работы, но многие из них носили разрозненный характер.
Выдвинула гипотезу: Если я обобщу материалы школьного музея и приведу их в систему, то помогу сохранить для будущих поколений память о героических событиях и людях, вершивших их. Также внесу свой маленький вклад в работу краеведческого общества города Кольчугино, а учителя и ученики смогут использовать краеведческие материалы в экскурсионной работе и при написании книги о школьном музее.
|
|
Выбранная мной тема актуальна. Школьный музей – это особая судьба, люди, события... К сожалению, не у всех есть возможность побывать в различных музеях, а материал, который собран в нашем музее «История эвакогоспиталя №3083», интересен и познавателен, ведь он хранит историю о событиях военных лет, о людях-тружениках тыла. Таким образом, школьный музей является хранителем памяти.
При выборе методов исследования я не обошлась без нарративных источников. Сначала встретилась с теми, кто непосредственно принимал самое активное участие в поисковой работе – выпускниками и учителями школы. Информации было мало, так как многих из тех, кто стоял у истоков создания музея, уже нет в живых. Затем в архивах школьного музея я нашла и проанализировала документы, отражающие поисковую работу, фотографии, воспоминания, газетные вырезки, видео- и аудиоматериалы. Изучила необходимую литературу. Интересную информацию я нашла в интернете. Благодаря сайту «Регионального информационного центра развития туризма Владимирской области» я узнала, что школьный музей «История эвакогоспиталя №3083» относится к достопримечательностям города Кольчугино. А на сайте «Архив культурного наследия» выяснила, что здание школы является историческим памятником.
Начало всех начал.
Более 30 лет назад зародилась идея создать в школе музей, посвященный истории эвакогоспиталя №3083, размещавшегося в годы войны в нашей школе.
Давайте мысленно перенесемся в далекий 1985 год. Город Кольчугино, средняя школа №5. Из воспоминаний Татьяны Михайловны Яковлевой: «Поисковая работа в школе началась с 1985 года, практически с двух писем, присланных в школу. Одно, датированное 1985-ым годом, от участника Великой Отечественной войны Виталия Степановича Карпова, в котором он писал, что родные бывшего красноармейца просят установить, где похоронен их родственник Политанский И.С., который умер в 1943 году от ран в одном из госпиталей г. Кольчугино». [202] Выпускница школы Елена Александровна Баринова (Печникова) вспоминает: «Педагогами и учащимися нашей школы через Подольский архив было установлено, что «…стрелок 45 особого стрелкового батальона, рядовой Политанский И.С., уроженец Свердловской области действительно лечился в эвакогоспитале №3031, где умер от ран 24 апреля 1943 года и похоронен на городском кладбище г. Кольчугино».[203] Таким образом, благодаря следопытам школы №5, на одной из безымянных могил воинского кладбища г. Кольчугино 9 мая 1986 года была установлена мемориальная плита с именем Политанского И.С.
Другое письмо, адресованное политическому клубу «Метроном», пришло в 1986 году от жителя г. Джанкоя (Крым), лейтенанта Бориса Семеновича Идолова, бывшего раненого больного эвакогоспиталя №3083. Вот строки из письма: «В 1944 году я лежал по поводу тяжелого ранения в госпитале №3083, который располагался в вашей школе. Там работала медсестрой Питерская Клавдия (ранбольные звали ее «Калинкой»). Если вас не затруднит, установите, пожалуйста, ее адрес». [204]
Во время беседы с выпускницей школы Натальей Васильевной Сушиной (Андриановой) я узнала, что «письмо Идолова Б.С. было зачитано по школьному радио руководителем политического клуба «Метроном» Галиной Павловной Гудниковой. И буквально на следующий день о «Калинке» стало известно всем: и ученикам, и учителям, и жителям города» [205]. А вот как об этом вспоминала завуч школы по воспитательной работе Гудникова Г.П.: «В результате кропотливого поиска состоялась долгожданная встреча Бориса Семеновича и «Калинки». После этой встречи у нас возникла идея: узнать как можно больше об эвакогоспитале №3083, размещавшемся в годы войны в нашей школе, и в будущем создать музей. Вот тогда и начался поиск людей-очевидцев, а также экспонатов военного времени». [206]
|
|
Началась большая, многолетняя поисковая работа. За фамилией - фамилия, за судьбой – судьба… Встречи с ветеранами, новые письма, фотографии, магнитофонные записи - из всего этого, как из сотен кирпичиков, дети и взрослые создавали школьный музей. Трудно сказать, что было важнее в этой работе: возрождение памяти о госпитале №3083 или преемственность учеников пятой школы в поисковой работе. Ведь в каждом выпуске находились ученики, неравнодушные к героическому прошлому. И все эти годы ребят поддерживали и направляли два педагога – Галина Павловна Гудникова и Татьяна Михайловна Яковлева.
Вспоминает выпускница школы Светлана Викторовна Кирилова (Голубева): «Тот факт, что школа была в годы Великой Отечественной войны госпиталем, не мог оставить равнодушным никого из нас. Начались поиски – сбор материалов для музея. До сих пор храню тетрадки с записями рассказов бывших медсестёр. А сегодня с трепетом привожу своих учеников в музей школы №5. Здорово, что мечта воплощена в жизнь! Приятно осознавать маленькую причастность нашего класса к большому, важному делу». [207]
12 мая 2000 года в школе №5 в торжественной обстановке состоялось открытие музейной комнаты «История эвакогоспиталя №3083». Размещалась она в небольшой комнате, и насчитывал всего около 50 экспонатов. Весомый вклад в это событие внесла бывший директор школы Альбина Петровна Червоннова. Это она нашла помещение для музейной комнаты, спонсоров для оформления экспозиций. В создании музея также принимали участие бывший директор школы Филиппов Ю.М., завуч Гудникова Г.П., учителя Яковлева Т.М., Гапошкина В.А., Загудаева М.П., Сидорова О.В., а также ученики Голубева С., Печникова Е., Андрианова Н., Саленкова Е., Дмитриева Н., Андрианова Н., Вавилова Е., Сторожкова Т., Калина Л., Куприянова Т. и многие другие. У этих энтузиастов и подвижников было много помощников и доброжелателей, а позднее – продолжателей. Таким образом, наш музей был создан по инициативе детей, учителей и родителей. Первым руководителем музея была Гудникова Г.П. (2000-2004 г.), на смену ей пришла заместитель директора по воспитательной работе Сарычева Е.Ю. (2004-2006 г.), с 2006 года по настоящее время руководителем музея является Сидорова О.В.
|
|