Лекция 1. Взаимодействие школы и семьи как педагогическая проблема (2 ч)
Цель: формирование представления о взаимодействии школы и семьи на современном этапе общественного развития, показ основных аспектов проблемы взаимодействия, вокруг которых аккумулируется психолого-педагогическое знание.
План вводной лекции:
1. Основные категории в контексте изучения взаимодействия школы и семьи:
· взаимодействие в теории образования;
· ценность как педагогическая категория;
2. Современные проблемы взаимодействия школы и семьи.
3. Правовые нормы, определяющие отношения школы и семьи в образовании ребенка.
Литература:
1. Болотина Т.В. Конвенция о правах ребёнка и законодательство Российской федерации в вопросах, ответах и комментариях. - М.: АПК и ПРО, 2003. – 46 с.
2. Власюк И.В. Педагогическое взаимодействие школы и современной семьи: учеб. пособие. Волгоград: Издатель, 2012. – 80 с.
3. Коротаева Е.В. Психологические основы педагогического взаимодействия. – Москва: Профит Стайл, 2007. – 224 с.
|
|
4. Недвецкая М.Н. Основы педагогического взаимодействия школы и семьи. Учебно-методическое пособие.- М.: АПК и ППРО, 2006. -148 с.
5. Недвецкая М.Н. Теория и технология повышения качества педагогического взаимодействия школы и семьи. Монография. М.: АПК и ППРО, 2006.- 135 с.
6. Институт семьи и воспитания - http://www.niisv.ru/
7. Интер-педагогика – сайт для учителей и родителей www.inter-pedagogika.ru
8. Официальный портал комитета по образованию и науки Администрации Волгоградской области // http://www.volganet.ru/.
Необходимое оборудование. Стандартный набор специализированной учебной мебели и учебного оборудования, в том числе аудиторная доска, экран (на штативе или навесной), компьютер, ММ-проектор.
Используемые образовательные технологии: лекция с элементами беседы.
Медиатехнологии: показ и обсуждение CD презентации «Социальное развитие в пространстве-времени детства», демонстрирующей субъектов культурно-образовательного пространства, способных стать партнерами школы в решении актуальных задач воспитания школьника.
Вопросы для обсуждения на лекции:
1. Согласны ли вы с утверждением, что взаимодействие – универсальный механизм, обеспечивающий Единство жизни Вселенной и человека?
2. Опираясь на знание педагогики и педагогической психологии, дайте определение категории «педагогическое взаимодействие».
3. Какова сущность педагогического взаимодействия?
4. Относится ли взаимодействие школы и семьи, педагогов и родителей к педагогическому взаимодействию? Почему?
5. Назовите субъектов культурно-образовательного пространства, способных стать партнерами школы в решении актуальных задач воспитания школьника.
|
|
6. Какими законодательными актами регулируются отношения школы и семьи, педагогов и родителей?
Организационные вопросы:
1) Рейтинг:
· За посещение лекций всего 5 баллов
· За работу на лекциях – по 1 баллу
· За рубежные срезы – до 10 баллов (по 5 на каждый)
· На семинарах – до 20 баллов
· За СРС – до 25 баллов.
2) Литература
Размышления о роли семьи и школы в воспитании детей
Почему вы выбрали данный курс?
Какую роль в жизни школьника играет семья?
Какую роль в жизни школьник играет школа?
Какие еще социальные институты играют роль в становлении личности школьника? Как они соотносятся со школой и семьей?
При всей универсальности и незаменимости семейного воспитания оно не обеспечивает всей полноты условий для гармоничного и разностороннего развития личности. Поэтому сегодня речь идет не о замене домашнего воспитания общественным или наоборот, а об их взаимодополняемости в созидании личности ребенка, о сотрудничестве родителей и профессиональных педагогов.
Основные категории в контексте изучения взаимодействия школы и семьи
Семья – малая соц. группа, члены которорой связаны брачными или родственными узами, общностью быта, взаимной моральной и материальной ответственностью. С. выполняет важнейшие общественные и соц. функции: репродуктивную, хозяйственно-экономическую, воспитательную, социальную, психотерапевтическую и т. д. (Коджаспиров).
Школа - соц. институт, общественно-государственная система, призванная удовлетворять образовательные запросы общества, личности и государства (Коджаспиров).
Образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана (ФЗ «Об образовании в РФ»);
Участники образовательных отношений - обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность (ФЗ «Об образовании в РФ»);
Взаимодействие в теории образования
Взаимодействие - способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции (восприятия) и с помощью общения. Результатом взаимодействия являются определенные взаимоотношения, которые, являясь внутренней личностной основой взаимодействия, зависят от отношений людей, от положения взаимодействующих. Если взаимодействие осуществляется в условиях открытости обеих сторон, когда не ущемляется ничья свобода, оно служит проявлению истинных отношений. Когда же взаимодействие протекает в условиях подавления одного человека другим, оно способно маскировать истинные отношения (В.Н. Мясищев).
В педагогике взаимодействие рассматривается как:
· Педагогическое взаимодействие (Г.И. Щукина);
· Продуктивное учебное взаимодействие (В.Я. Ляудис);
· Ценностное взаимодействие (Т.К. Ахаян, А.В. Кирьякова);
· Процесс раскрытия творческого потенциала учителя и ученика (А.П. Трапицына, В.Г. Рындак).
В педагогике разделяют различные плоскости взаимодействия:
· Учитель – ученик;
· Педагог-родитель;
· личность – коллектив.
Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Ценность как педагогическая категория
Ценность – определенная форма проявления отношения субъекта к объекту.
Система ценностей создает стержень культуры общества. Система ценностей общества отражает ценности входящих в него индивидов и наоборот – ценности в обществе влияют на ценностные ориентиры личности.
|
|
Классификации ценностей:
1. В.А. Барьядаева:
· ценности жизни - жизнь, здоровье, радости жизни, общение с себе подобными и т.д.
· Ценности культуры подразделяются на материальные, направленные на удовлетворение телесных потребностей человека, и духовные – удовлетворение нужд его духа. Кроме того, культурные ценности подразделяется на наличные (экзистенциальные), целевые и нормативные.
2. Ю.М. Плюснина: (выделяет пять групп ценностей в соответствии с иерархией потребностей А. Маслоу:
· группа низших ценностей, которые связаны с удовлетворением физиологических потребностей (простая жизнь, жизнь в удовольствие, благополучие);
· группа ценностей, связанных с удовлетворением потребности в
безопасности, личной и социальной защищенности (здоровье, жизнь, безопасность);
· группа ценностей, связанных с удовлетворением потребности в социальных контактов, межперсональных связях (любовь, семья, общение);
· группа ценностей, связанных с удовлетворением потребности в
самоуважении (интересная работа, общественная признание, самостоятельность, равенство);
· группа высших ценностей, связанных с самоактуализацией личности
(продуктивная жизнь, свобода, творчество, познание, понимание, красота).
О.Н. Гноевая выделяет следующие основные ценности семьи:
· ценности, связанные с самоутверждением личности среди ближайшего
окружения;
· ценности, удовлетворяющие потребность в отцовстве и материнстве;
· ценности, связанные с удовлетворением потребности в любви и признании;
· ценности, удовлетворяющие физиологические потребности (сексуально-интимные отношения супругов);
· ценности, позволяющие чувствовать относительную стабильность
и защищенность;
· ценности, удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг;
· ценности, дающие возможность удовлетворять прагматические потребности.