Современные проблемы взаимодействия школы и семьи

В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Итак, уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное, суть которой отражена в известной формуле основоположников марксизма-ленинизма: «Воспитание всех детей с того момента, как они могут обходиться без материнского ухода, в государственных учреждениях и на государственный счет» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т. 3. - С. 333).

В Советский период складывалось уничижительное отношение к семье и домашнему воспитанию, под влиянием которого у профессиональных педагогов укоренилось убеждение в педагогической некомпетентности родителей, их нежелании ее преодолевать («Они ничего не хотят знать, не умеют воспитывать»). Между тем педагоги не стремились познакомить «некомпетентных» родителей с содержанием, методикой воспитания детей, носителями которых были они - профессионалы. В детский сад родители допускались, когда требовалась их помощь в уборке, благоустройстве помещения, озеленении участка, ремонте, их приглашали на праздники, собрания. Педагоги искренне считали, что их миссия поучать, контролировать семью, указывать ей на ошибки и недостатки. В результате сложились весьма живучие способы и формы работы с семьей с доминированием монолога педагога (инструктивные сообщения на собрании, консультации, информационные стенды и т.д.). Это повлекло за собой многие ошибки в общении педагога с родителями (безличные обращения, торопливость в оценке ребенка с акцентом на негативные проявления, пренебрежение к собеседнику, игнорирование его настроения, состояния, жизненного опыта и др.). Указанные ошибки, небрежность - свидетельство коммуникативной некомпетентности педагога, которая практически сводит на нет его педагогическую компетентность - недостаточно много знать, надо уметь так сказать, чтобы тебя услышали. А педагог как профессионал отличается тем, что ему как раз «дано предугадать», как его «слово отзовется» в сознании, поведении других участников воспитательного процесса.

Признание приоритета семейного воспитания требует иных линий отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Главный момент в контексте «семья – образовательная организация» - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье.

Главная причина трудностей во взаимодействии педагог-родитель – завышенные взаимные ожидания. Родители ждут, что школа сделает из их ребенка того, кого они ожидают, а школа ждет, что родители всегда будут делать в отношении своего ребенка то, чего она требует от них.

Основные противоречия ценностного взаимоотношения школы и семьи:

Традиционные взгляды школы на семью Взаимодействие семьи и школы на современном этапе
Потребитель образовательных услуг – государство. Школа имеет авторитет со стороны социума Родители являются потребителями образовательных услуг
Образовательная школа – образовательный монополист Свободный выбор образовательного учреждения (частные, государственные и пр.)
Родители обязаны следить за поведением и успеваемостью ребенка Родители в первую очередь озабочены здоровьем ребенка (психологическим, физическим и пр.)
Обязательные всеобучи повышения педагогической культуры родителей Родители «никому ничего не должны»
Школа предъявляет в готовом виде образцы, идеалы, эталон суждения и пр. Школа предоставляет свободу выбора, самореализации, самосовершенствования
«Коллективистские методы», стандарты и штампы воспитательной работы Потребность родителей в «новом» учителе, сконцентрированном на личностно-ориентированном подходе к их ребенку
Фронтальная работа Индивидуальная работа
Субъектно-объектная позиция школы по отношению к родителям и учащимся Субъект-субъектные отношения в триаде «школа – родитель – ребенок»
Родительские советы Попечительские комитеты, предполагающие материальные инвестиции родителей в образовательное учреждение
Дифференцированный стиль взаимодействия с родителями (по личностным качествам родителей) Дифференцированный стиль взаимодействия с родителями (по личностным качествам детей)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: