Структура мировоззрения (содержательная)

В структуре мировоззрения выделяются четыре основных компонента:

1. Познавательный компонент. Базируется на обобщённых знаниях – повседневных, профессиональных, научных и т.д. Знания - знаково оформленная система идеальных образов, форма социальной и индивидуальной памяти. Они представляет конкретно-научную и универсальную картину мира, систематизирующие и обобщающие результаты индивидуального и общественного познания, стили мышления того или иного сообщества, народа и эпохи.

2. Ценностно-нормативный компонент. Включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные указания и т.д. Одно из главных назначений мировоззрения состоит не только в том, чтобы человек опирался на какие-то общественные знания, но и в том, чтобы он мог руководствоваться определёнными общественными регуляторами (императивами).

Ценности и оценки – положительно значимая вещь или идея

Идеалы, идеи и нормы. Идея – это мысленный прообраз какого-либо действия, предмета, явления, принципа, выделяющий его основные, главные и существенные черты.Идея формируетсякак звено, связующее субъект и объект. В зависимости от состояния ценностей (подлинные или ложные) и полноты знания, идея может проявиться в форме идеала или идола.

Убеждения - элемент (качество) мировоззрения, придающий личности или социальной группе уверенность в своих взглядах на мир, знаниях и оценках реальной действительности. Убеждения направляют поведение и волевые действия.

3. Эмоционально-волевой компонент. Для того чтобы знания, ценности и нормы реализовались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определённой психологической установки на готовность действовать. Формирование этой установки осуществляется в эмоционально-волевой составляющей мировоззренческого компонента.

Эмоциональный мир человека определяет, прежде всего, его мироощущение, но находит выражение и в мировоззрении. Ярким выражением возвышенных мировоззренческих эмоций могут служить, например, знаменитые слова немецкого философа И.Канта: «Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне». (Кант И. Соч. в 6-ти т. М., 1965. Ч.1. С.499-500).

4. Практический компонент. Мировоззрение – это не просто обобщенные знания, ценности, убеждения, установки, а реальная готовность человека к определённому типу поведения в конкретных обстоятельствах. Без практической составляющей мировоззрения носило бы крайне абстрактный, отвлечённый характер. Даже, если это мировоззрение ориентирует человека не на участие в жизни, не на действенную, а на созерцательную позицию, оно всё равно проектирует, стимулирует определённый тип поведения.

 

Особенностями мировоззрения является: интровертностьцентрированность вокруг Я. Эта самость выявляется – ощущается, представляется и осознается (рефлексируется)человеком лишь в соприкосновении с миром, с инаковостью -  с не Я.

Для обычного человека его собственная уникальность обнаруживается «через зеркало» увиденного, услышанного, почерпнутого из мнений ближайшего окружения (родных и близких, учителей, коллег по работе, знакомых). Но городская болтовня и кровное родство –не все, что составляет горизонт человеческой жизни. Вдумываясь в сущность своего Я, рефлексируя- («оборачиваясь назад» с лат.), мы с удивлением обнаруживаем парадокс – мы далеко не всегда правы. Но лишь «проблемное сознание - путь к подлинной индивидуальности, сингулярности» (индивидуальности) (П.Слотердайк).

- Другая особенность мировоззрения - его опосредованность («сокрытость»). В отличие от других переживаний, мыслей, мировоззренческие – как бы отдалены от непосредственных чувств и мыслей об отдельных вещах. Зачастую они не замечаются самим индивидом. Думая, рассуждая о ком-то (или чем-то) как о красивом/безобразном, злом/добром, разве размышляем мы над тем, что есть «красота» или «добро?» Нет, мы уже как бы знаем, что это такое.

-Третья особенность - мировоззренческие чувства, представления, мысли предельно абстрактны (односторонни и отвлечены) от отдельных конкретных явлений а так же трансцендентны - выходят за пределы прошлого и настоящего опыта в будущее. Они, являют собой сплав реального и желаемого. Действительно, всеобщие термины: «истина», «причинность», «жизнь», «вселенная», «мир», «добро», «любовь», «счастье» включают наши мнения как о сущем, так и о должном.

Откуда они у людей? этанацеленность не только на сущее, но и на должное, по греч. «деонтичное»? - Загадка. Но они есть у каждого. По выражению английского историка А.Тойнби «огонек всеведения пронизывает саму суть homo sapiens». Немецкий философ К.Ясперс в работе «Введение в философию» воспроизводит два диалога. Услышав от взрослого, что все, что его окружает, создал Бог, мальчик мгновенно задет следующий вопрос: «А кто создал Бога?». Другой пример: сын спрашивает у отца: «Почему Бог добр?» Получив ответ-«потому, что он вылечил тебя от кори», малыш вопрошает- «а кто ее на меня наслал?».

 Наличие в сознании субъекта «горизонтных», целей, (потенциальных регулятивных идей) австрийский психолог Альфр. Адлер назвал «фиктивным финализмом». Например, некоторые люди строят свою жизнь, исходя из представления о том, что напряженный труд и немного удачи позволят достичь почти всего. Это утверждение зачастую фикция, ибо многие из тех, кто напряжено работает,не получают того, что заслуживают. Однако, главное в том, что такие цели определяют устойчивость психики и мотивируют нашу деятельность.

Подобные цели недостижимы, но необходимы, ибо побуждают к людей к действям и многое объясняют в их поведении. Горизонтное, мировоззренческое видение в той или иной мере присуще любому индивиду, является неотъемлемым св-вом, (по лат. «атрибутом») человека. Но вот даль и отчетливость этих линий будущего у разных людей различна.

- Исходный принцип мировоззрения, которым руководствуется каждый человек, является предпочтение им одного из двух элементов структуры М.: либо не-Я (Мира) («мира за окном», ситуации, обстоятельств.) над Я-сознанием, либо, наоборот, приоритетность Я (желаний, мыслей, представлений) над внешним. 1е метериалисты, 2-е –идеалисты. Для идеалистов, по выражению одного философа, «идея собачности» важнее всех собак, вместе взятых». По-видимому, истина где-то посередине – в гармонии человека с миром, обозначаемой словом «жизнь», ведь сознание почти всегда тесно сплетено с практикой, внутренняя жизнь -с внешней.

Исторические типы мировоззрения:

Во временном, историческом аспекте различают три типа мировоззрения мифологическое, религиозное и философское.

Каждый тип обладает особенностями, с которыми предлагаю кратко ознакомиться.

Мифология. Исторически первой формой описания, объяснения и понимания мира (миропонимания) была мифология и мифомышление. Мифология (от греч. – миф – сказание, легенда, логос – слово, учение) есть образное, наглядно предметное, непосредственно чувственное описание, объяснение и понимание мира.

Отметим кратко некоторые ее особенности и черты:

Во-первых, носителем мифологии и мифомышленя являлись социальные коллективы и общности (род, племя). Вот почему многообразие мифов, хотя сюжеты практически одни и те же.

Во-вторых, в мифах и мифологии превалировало отождествление человека и мира, рода и племени с окружающим миром и природой, а не различие.

В-третьих, для мифологии и мифомышления характерно образное, наглядное, непосредственно чувственное и фантастическое описание, объяснение и понимание мира. Фантастическое в данном случае понимается как приписывание реальным предметам и явлениям; их свойствам сверхъестественное происхождение. Как бы отсутствие подлинного знания о свойствах компенсировалось вымыслом и фантазией, воображением. Реальным свойствам придавали магический характер, свойства чуда, волшебства.

В-четвертых, сказания, предания, обретая словесную форму бытия, закреплялись в традициях и обычаях, которым необходимо было следовать и обязательно соблюдать, поскольку в них закреплялся коллективный опыт.

В-пятых, для мифологии и мифомышления мир существует как вечно постоянное и неизменное, в котором отсутствует понятие времени: прошлого, настоящего и будущего. Мир предстает и понимается как вечно один и тот же, как повторение одного и того же.

В-шестых, можно сказать, что мифология и мифомышление это формы мышления, в котором фиксируется тотальная зависимость людей от окружающего мира.

В-седьмых, мифология и мифомышление - это нерациональная форма объяснения и понимания мира.

Следует отметить, что мифология и мифомышление отражали реальные процессы жизни в фантастической форме, но более доступные конкретно-предметному пониманию. Вот почему мифология и мифомышление никогда не исчезнут из бытия человеческой истории.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: