Второй, исторически более поздней формой и способом описания объяснения и понимания мира была религия

Для религиозного мировоззрения, второго исторического типа мировоззрения, характерно следующее:

1. В отличие от синкретичности, нерасчлененности мифологического мировоззрения, человек себя уже выделяет и появляется свобода выбора. Если в предшествующие времена племя четко и жестко контролировало все поведение и любое отклоняющееся от норм поведение (нарушение табу) наказывалось смертью или изгнанием из племени, то теперь такого контроля нет, и только от человека зависит, поступит ли он так, как считается правильным, или совершит грех, поступив неправильно.

Имеет место также разделение земного и потустороннего (сверхчувственного, сакрального, божественного). 

2. Главное вера, при этом особых разумных доказательств и обоснования не требуется. Религия объясняет бытие не с точки зрения его познаваемости и саморазвития, а как проявление воли высшего божества, непостижимого для человеческого сознания.

Если философии присущи логический анализ, обобщения, аргументированные доказательства и выводы, религия основана на безоговорочной вере. Религиозное сознание проявляется на идеологическом уровне – в теологии, этике, теософских доктринах церкви, и на уровне психологическом – как стереотип поведения и эмоциональных состояний верующих. Социально значимой формой религии является культ, в котором складывается и утверждается система этических идеалов и ритуальных действий.

Философия как особая форма М. Следует еще раз подчеркнуть, что мировоззрение является более широким понятием, чем философия. Философия – это рационально-теоретическая часть мировоззрения.

В отличие от мифологии и религии, философское мировоззрение является рационально-теоретическим ( лат. ratio – разум). Если религия не требуют каких либо доказательств и разумного обоснования своих положений и основывается исключительно на вере, то в философии, являющейся первой исторической формой теоретического сознания основанного на понятийном мышлении, обоснование и доказательство имеют первостепенное значение, на веру ничего не принимается. Кроме этого, для философии характерно свободомыслие, конкуренция различных точек зрения, что благотворно сказывается на прогрессивном развитии самой философии, а для религиозной веры характерна необходимость строго придерживаться определенных религиозных догм.

 Философия есть проясненное (аргументированное и конкретизированное) мировоззрение. Философствовать - значит прояснять базовые мировоззренческие понятия. Философия отличается более глубокой степенью осознания и интенсивностью переживания мировоззренческих проблем. С точки зрения современной философии (К.-О.Апель) философия есть рефлексия, прояснение значений и смыслов мировоззренческих слов – посредников между Я и миром. Народная мудрость, (по греч. «фронезис») выраженная в пословицах, поговорках так же отличается глубиной обобщений. Говорят: «Ты видишь соломинку в чужом глазу, а в свое- бревна не замечаешь» … Верно, но давайте спросим себя, а почему это так? Поразмыслив обнаружим, что для видения бревна, да и любого отчетливого видения необходима дистанция. Ею-то и могут служить мнения не только ближнего окружения, а также наций и культур, но и человечества в целом. Чем больше выпуклая «линза-зеркало» мнений, тем отчетливее изображение мира и моего Я в нем.

а) в отличие от здравого смысла философия опирается не только на ближайший, но на всеобщий, общечеловеческий опыт;

б) в отличие от мифологического мировоззрения, разделяемого коллективно- доверчивого философия понятийна и критична; 

в) в отличие от религии, философия более критична аргументирована. Ее ответы представляют, скорее, знание-веру, чем веру-знание. Она рассчитывает на силу человеческого разума и воли, а не на помощь Сверхсущества.

Итак, в сравнении со всеми другими формами М., философия более аргументированное и парадоксальное знание-вера, но при том - и более глубокое.

 Многоцветен и язык философии. Его отличает богатство форм выражения: не только понятия, но и художественные образы, например, в литературе. Так, философские идеи глубоко освещали в поэмах, новеллах, баснях, романах: древнеримский поэт Лукреций Кар, французский просветитель Д. Дидро, украинский просветитель-баснописец Г.Сковорода, великие русские писатели Л. Толстой, Ф.Достоевский, французский драматург, писатель Ж.-П. Сартр.

Итак, философия – это прояснение, конкретизация сущностно-всеобщих, мировоззренческих понятий (категорий), центрированных вокруг моего Я. Главные источники философствования - духовно-практический опыт человечества, научные знания и история философии; т.е. оперирует глобальными, комплексными фактами.

Философия – не игра ума, в отличие прагматизма рассудочных мыслей. Она - мировоззрение деятельностное. Философ – не тот, кто учит и учится, но тот, кто и реализует свое мировоззрение в поступках.

  Трудности овладения философским мышлением заключаются в том, что поднимаясь по ступеням познания жизни к более глубинным и универсальным ее свойствам, в стремлении «объять необъятное», индивид вынужден абстрагироваться от непосредственных наблюдений за конкретными фактами, все более отдаляться от них. Это создает опасность полного погружения в виртуальный мир. Поэтому ресурсы философии – повседневное сознание, наука являются и источником, и полем проверки ее обобщений.

Т.о.:1) предмет философии– мировоззренческие проблемы: идивидуального Я через призму общечеловеческого Я и Мира, согласование уникальных, индивидуальных и общечеловеческих предпочтений.

 2) всеобщий, интегральный характер философского знания, ориентация на дальние горизонты, а философы- это «специалисты по обобщениям», умеющие говорить конкретно о выявленных в ходе обобщениях сущностях;

 3) разнообразие средств познания, связь со другими сферами жизни человека: наукой, искусством, моралью, обыденным сознанием.  

 

                                                 П вопрос


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: