Лекция №1
По учебной дисциплине «Философия»
Тема:«Философия, ее гуманистический смысл и предназначение»
План
1. Мировоззренческая природа философии.
2. Предмет (структура), функции и значение философии в жизни человека и общества.
Цель лекции: дать представление о спецификепредмета философии, определитьее структуру, место и роль в жизни человека и общества.
Задачи лекции: уяснить понятие «мировоззрение», его структуру и исторические типы; дать представление о мировоззренческой природе философии, специфике ее как науки, показать значение философии в жизни человека и общества.
Основные понятия темы: философия, мировоззрение, мироощущение, миропонимание, миропредставление, рефлексия
Литература:
1. Философия: учебник / В.А. Канке. — Москва: ИНФРА-М, 2019. — 291 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://znanium.com]. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/textbook_59bf7a05664af9.21257219. - ISBN 978-5-16-104472-8. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/977818
2. Философия: учебник / О.Г. Данильян, В.М. Тараненко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2019. — 432 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - ISBN. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1007998
|
|
3. Философия: учебник / под ред. проф. А.Н. Чумакова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2018. — 459 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-105820-6. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/908022
Дисциплина «Философия» относится к базовой части дисциплин гуманитарного и социального цикла Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по всем направлениям бакалавриата и специалитета.
В ИЯЭиП, на кафедре «Радиоэкология и экологическая безопасность»
«Философия» читается на 1 курсе в 1 семестре.
Общее количество часов – 108 – это 3 кредита.
Аудиторных – 54 часа,
Самостоятельная работа – 54 часа.
Лекций – 9 – 18 часов, семинаров и ПЗ – 18 – 36 часов. Итог –экзамен.
Экзамен выставляется по рейтингу.
«Есть много наук, которые приносят
больше пользы, чем философия, но лучше ее нет ни одной».
Аристотель
Введение
ХХI век – век глобальных проблем человечества вступил в сложный этап своего развития. Контуры и очертания формирующегося социального пространства ХХI века расплывчаты, неясны и двусмысленны. Современный мир вошел в тупиковую ситуацию. С одной стороны, человечество дальше идет по пути социально-экономического прогресса, позволяющего удовлетворять растущие потребности человека и общества, а с другой стороны – этот прогресс может привести всю мировую цивилизацию к гибели. Стремительное развитие событий на планете ставит перед исследователями социума ряд принципиальных и сложных вопросов. «Куда все же движется современный мир: к апофеозу «планетарного разума» или господству «планетарного тоталитаризма», к новым достижениям человеческого духа и к прорыву в духовно-экологическую цивилизацию или к вселенскому хаосу и тяжелейшему, многослойному кризису человеческого рода?»
|
|
На эти вопросы у частных наук нет ответа, точнее они их не ставят и не могут разрешить. Разрешение их лежит только в плоскости философского знания.
Именно философия объясняет нам, что идет переход от одной цивилизации к другой – от индустриального общества к постиндустриальному. Процесс переходности или транзитивности связан с духовным антропологическим кризисом самого человека и поиском им новой системы ценностей.
Роль философии в настоящее время велика и в первую очередь для реализации гуманистических идеалов. Только через призму философии могут быть решены проблемы самого человека и человечества в целом в условиях, когда мир переживает сложный духовный кризис.
Изучение философии - это один большой урок, который помогает воспитывать культуру - разумно мыслить, помогает научиться свободно, контролировать движения мысли, доказывать и отрицать. Естественно, что наука мыслить не может возникнуть из ни откуда, овладение ею требует усилий, напряжение интеллектуальных способностей. Философия необходима и для правильной ориентации в будущей профессии, а главное для углубленного понимания жизни во всей ее сложности. Все это, очень тесно связаны между собой, философские аспекты знания, что довольно-таки важно, обширный философский кругозор, выходящий далеко за узкие рамки специальности.
Обращаясь к философии, отметим, что в сравнении с предметами других дисциплин он более проблематичен – труден для конкретизации. Поэтому во многом прав современный фр. Ж.Делез, когда сказал, что на вопрос «что такое философия?» можно ответить лишь в позднюю пору жизни, когда человек сможет говорить на философские темы конкретно. Но тогда возникает естественный вопрос: можно ли понять, что есть философия в 17 или 18 лет?
Для ответа приведем еще на одно высказывание, рос. ф-фа начала ХХ в. Б.В. Яковенко, который отмечал; «Каждый человек (даже безграмотный крестьянин или красноармеец) в своей душевной сущности, неизбежно и всегда философ, свое миросозерцание так или иначе, ясно или смутно, решительно или неуверенно он выказывает в своем поведении, в своих высказываниях, в своих помыслах, в своих построениях, в своих переживаниях».
Учитывая и это авторитетное мнение, попытаемся разобраться в вопросе о философии пусть и не абсолютно, но «более» конкретно.
Мировоззренческая природа философии.
Начнем с самого слова «философия», его этимологии (этимология - наука об истории, первозначении слов). Термин «философия» впервые встречается у древнегреческих мыслителей Гераклита и Пифагора (VI в.до н.э.) и образован от от двух слов («филео» и «софия») «любить мудрость».
Итак, термин «философия» дословно означает любовь к мудрости, соответственно, философ -это мудрец, если точнее - друг мудрости. Пифагор говорил, что «Филео» - любовь к философии рождает три плода: дар хорошо думать; дар хорощо говорить; дар хорошо действовать.
Стремясь уточнить, что есть мудрость уже первые философы встретились с трудностью. Мудрость всегда людьми увязывалась со знаниями. И не просто с многознанием. Как сказал один из первых греческих философов Гераклит Эфесский (540-480 до Р.Х.): «Многознание уму не научает». Мудрое знание- это особое знание: знание не только внешних явлений, а внутренней сущности вещей. Платон придал термину философия новое значение: «Философия –это учение о мире в целом», «природе вещей», имея в виду не конкретность вещи, а то общее, что присуще всем вещам.
|
|
Далее понимание содержания философского знания изменялось, оставляя что-то из прежних представлений о ней: к размышлениям о сущности Бога, к трактовке философии как «науки наук», до современных - как размышлении о мировоззренческих проблемах.
Но вернемся к истокам философии. Итак, Философия зарождается в глубокой древности, около 2,5 тысяч лет тому назад, между VIII – VI в.в. до н.э. (до Р.Х.), в трех регионах нашей планеты - Индии, Китае и Древней Греции. Зарождается, по-видимому независимо друг от друга, но при этом в течение примерно 200 - та лет, что говорит о единстве развития человеческой истории и культуры. Каковы причины появления философии в Древнем мире, как самостоятельной формы духовности – в Древней Греции?