Предмет (структура), функции и значение философии в жизни человека и общества

Структура философии. С точки зрения эволюционной, динамической, в европейской истории, обоснованно полагает немецкий философ К.-О. Апель, можно выделить три исторически сменявших друг друга парадигмы (с греч. «образец») стиля философствования: онтологическую метафизику, метафизику познания и метафизику языка. Метафизикой с эпохи Средневековья называют иногда философию.Первая форма был распространена с Античной эпохи до нового времени. Древнегреческие философы стремились обнаружить первопричины «архе» вещей и явлений природы «фюсиса», открыть их всеобщую основу – субстанции ( «оусию») мира. «Первофилософия» включала три главных компонента: онтологию – учение о бытии, учение о человеке, которое сейчас именуют философской антропологией и теологию – учение о сущности богов или Бога. Теология – главный предмет философии средневековья.

В Новое временя предметом пристального внимания философов становится наука, научное познание. Традиционную, онтологическую метафизику сменила метафизика познания или гносеология. Философия современности (К.-О. Апель) – это метафизика языка – рефлексия о знаках, философская семиотика. Философы, ученые, культурологи заметили, что именно в знаках (материальных заместителях мыслей и предметов) слито отношение Я и мира, человека с вещами и с другим человеком.

В философии выделяют несколько разделов, число которых растет по мере освоения человеком мира:

1) онтологию - учение о сущем, о бытии (мире в целом);

2) гносеологию –учение о познании и его возможнщостях;

3)Аксиологию - учение о ценностях;

4)социальную философию – учение о предельных сущностях общественных явлений, о развитии обществ.

5) философскую антропологию- учение о человеке;

6) философию истории;

7) э тику - учение о смысле и содержании нравственности;

8) э стетику – учение о красоте, прекрасном и безобразном;

9) Философию науки и техники – учение о сущности научного познания, тенденциях научно-технической эволюции… философию жизни, гендерную философия (половая), философию молодежи и т.д. Иными словами, древо философии разрастается, число ветвей и листьев на нем увеличивается, ибо «философствовать можно по поводу любой вещи, обо всем» - как верно подметил известный русский философ Н.А.Бердяев.

В заключительной части лекции вернемся к разъяснению ранее данного определения ее цели – значения философии в жизни общества и человека. Для этого определим ее функции (с лат. – «исполнение», «осуществление»).

Принято выделять несколько главных функций философии:

1. Знание предмета философии позволяет считать главной ее функцией мировоззренческую. Мировоззренческие знания глубоко спрятаны в сознании. Используя известный мифологический образ дерева, можно представить мировоззрение корнями человеческого сознания, на соках которых вырастает ствол, листья, цветы и плоды – его дела и поступки. Так, если студент уклоняется от изучения гуманитарных дисциплин, то причиной тому не только лень, но и установка – реализовать лишь одну свою способность- стать профессионалом в каком-либо деле. «Узкое» развитие дает и скромный, однобокий результат, подобно тому, как дерево, окруженное зданиями, или другими деревьями имеет искривленный вид и плодоносит в несколько раз хуже, чем открытые свету с разных сторон. Так называемые «физики» часто говорят, что философия, другие гуманитарные дисциплины, нужны для «общего развития». При этом они не замечают парадоксального смысла этого высказывания: того, что ему можно придать не пренебрежительный, а высший смысл. Человек прекрасен, когда гармоничен, а не тогда, когда модно одет, или когда на Шварценеггеровских туловище и шее носит дистрофичную голову.

2. С мировоззренческой функцией связана методологическая. Учение о методах – это изучение способов, средств достижения цели. Одним из всеобщих методов познания является, например, исторический метод, который позволяет исследовать объекты в течение всего пути эволюции знаний о них. Это способствует новым открытиям, т.к. в истории предмета можно уловить скрытые тенденции, подобно тому, как невидимые вблизи предметы различимы лишь с некоторой дистанции.

3. Еще одной важной функцией Ф. является гуманистическая: любовь к мудрости открывает дорогу любви к человеку.

4. Реализацией этой любви является практическая функция. А поскольку высшей формой практики считается этика, то ее можно назвать еще этической. Философия отличается от философствования тем, что человек-философ не только теоретизирует, но и реализует предлагаемые мировоззренческие установки держит за них ответ, а не так как идеолог свободы немец Т. Адорно, который, когда вышедшие по его наветам на улицу студенты хотели ворваться в возглавляемый им Институт, просто позвонил в полицию.

Если же Вы не согласны с этим принципом, то испытаете правоту этой мудрости «задним числом» - когда-нибудь ответ держать все равно придется.

Обобщение функций, фиксируют понятия «роль», «назначение», т.е.: «зачем нужны философские знания студенту не-гуманитарию?» и «почему во всех вузах философия является обязательной дисциплиной?». Ответ: Философия нужна потому,что специалист – в первую очередь человек, умеющий мыслить и переживать, а затем уже профессионал. Поэтому с ней должен быть знаком каждый homo alphabetikus.

Цель философствования – самопознание, рефлексия (с лат. –оборачиваться назад)

Философия как синтез теории и действия позволила перейти обществу от «стадного» к человеческому состоянию (К. Маркс). С нею, как отмечает автор одного из популярных учебников по философии В. Канке, намного труднее стать «обезьяньей цивилизацией, чем без нее». Философия активно участвует в выработке жизненной стратегии человека. Осознающий свое предназначение, принципы поведения индивид становится сильнее, действует уверенно.

В современном «обществе потребления» наблюдается тенденция «завершить» философию, уйти от ее главных тем – поиска высшего смысла бытия, гармонии, «золотого сечения» между Я и миром и др. Эгоистичный, «одномерный» (Х.О. и Гассет) человек безразличен не только к помыслам другого,но и к своим собственным. Когда при встречах мы спрашиваем: как дела? и получаем такой же идиотский ответ: «все окей», то это указывает на самозамкнутость сознания (в психологии- это верный признак умственного помешательства), обессмысливание своего Я. 

Вывод.  Целью преподавания философии в высшем учебном заведении является формирование у студентов определенных мировоззренческих и методологических установок, то есть воспитание культуры философского мышления, его логичности и доказательности, развитие умения самостоятельно рассуждать по широкому кругу социально-политических, естественно-научных и технических проблем современности, а также развитие навыков применения полученных знаний в целях гармонизации отношений человек и природа, человек и общество.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow