Возникновению философии способствовали ряд причин – факторов

Объективные факторы (предпосылки, связанные с развитием общества) - социально - политические и культурно-исторические: разделение общества на классы, появление государства, появление свободных граждан, отделение умственного труда от труда физического, рождение понятийного мышления, которое оперирует понятиями, категориями.

Во-первых, когда уже наличествовало разделение труда, когда умственный труд отделяется от физического и приобретает особую значимость и ценность.

Во-вторых, экономическое разделение труда и появление социально-неоднородного общества, классов обусловило возрастание значения отдельной личности. Как бы человек научался отличать себя от других, себя от общества, себя от мира. Поэтому и появляется возможность иного способа понимания, да и познания мира, получения знания о мире. Хотя мифология еще тяготела над людьми, но она не единственнаяформа познания и понимания мира. Все отчетливее проявляется отделение субъекта и объекта познания. Каковы же основные черты мудрости и мудрствования?

Следует отметить, что они есть уже формы индивидуального мышления, а не коллективного. Источником знания, его предпосылкой и основанием является жизненный опыт отдельного человека, обладающего исключительными умственными способностями. Во-вторых, мудрец пытается уже более рационально, то есть на основе понятий, а не только образов, объяснить мир и понять его так, как он существует на самом деле, а не в воображении и фантазии. И апеллирует уже к фактам своего индивидуального жизненного опыта. Он уже сознательно пытается поставить и ответить на такие вопросы как, что является основой и сущностью бытия мира, един ли мир и что является основой его единства, вечен ли мир и т.д. Он уже на основе жизненного опыта и понятийного мышления объясняет в обобщенной форме первопричины бытия мира. Мудрствование было первой формой рационального, а не фантастического и сверхъестественного понимания мира.

И все же мудрец, а их, как правило, не бывает много, апеллировал к своему жизненному опыту как проверке подлинности своего знания о мире. И в этом плане мудрствование еще не вполне свободное мышление, поскольку оно зависело от богатства индивидуального длительного опыта жизни. Вот почему мудрецом нельзя стать в 20 лет, хотя и в 20 лет можно быть умным. Поэтому мудрец обладал исключительным авторитетом, поскольку в обычном представлении людей мудрец знает обо всем и видит то, что не видят другие. Более того, мудрец выполнял и социально-важную роль – он вырабатывал рекомендации и давал советы как подлинно правильно надо жить и действовать, чтобы избегать ошибок и оформлял эти рекомендации в афористически сжатую форму, не вызывающую ни у кого сомнения.

Правда, мудрец нередко апеллировали к мифу, как аргументу и доказательству, доступного для не мудрецов и непросвещенных. Но он стремится уже апеллировать и к разуму, к здравому смыслу как доказательству. Мудрствование уже не мифологизированный, но и еще не вполне рациональный тип объяснения мира. Оно ограничено, поскольку любой жизненный опыт ограничен сам по себе. Но мудрец уже был "властителем" умов, а не только Бог. Мудрость и мудрствование и явились непосредственной интеллектуальной предпосылкой собственного рационального описания, объяснения и понимания мира – философии и философствования.

 

Но мало объективных предпосылок.

Субъективные факторы (предпосылки, связанные с развитием самого человека и его духовного мира):

1) Духовное развитие - осознание человеком бытия в целом, самого себя и конечности границ своего существования. Человеку открывается глубина мира и собственная значимость. Человек осмысливает мир и себя как проблему. Этот духовный процесс имел решающее значение для развития философии.

Этот процесс по К. Ясперсу называется – «осевое время» и длится 6 столетий – с VIII – II в.в. до н.э. Именно в это время жили великие мудрецы: в Китае: Конфуций, Лао-цзы. По своей внутренней сути их учения построены как медиумные и оккультные. Они учат тому, как «общаться» с окружающим миром, как устанавливать гармонию в обществе, как воспринимать и трактовать «веления Неба». Жил великий мудрец в Иране - Заратустра – мудрец, астролог, звездочет, основатель зороастризма, религии древних арийцев (персов), в Индии были написаны Упанишады, в Греции рождали свои идеи – Фалес Милетский Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит Ксенофан, Парменид, Зенон.

2) древние философы указали на 2 источника из которых рождается философия. Это психологические способности, заложенные в природе Человека - это способность человека УДИВЛЯТЬСЯ – Аристотель IV в. до н. Это способствует ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ человека.

  Человеку умственно развитому необходима непрерывная работа мысли. Декарт – «Я мыслю, значит я существую».

– это способность человека ПЕРЕЖИВАТЬ. Переживание – это человеческое отношение к миру и самому себе. А самим сильным переживанием является переживание времени. Именно смерть по Сократу является вдохновляющий гений философии (смерть). Человек не только познает мир, но и живет в нем, а значит переживает историческое время, события с ним связанные, социальные и природные явления, процессы, вырабатывает отношение к ним. Человек понимает, что смертен и его жизнь конечна, а в чем же смысл жизни человека? Поиск ответов на этот вопрос по Сократу и есть вдохновляющий гений философии (смерть).

Возникновению философии способствовало дальнейшее совершенствование человеческого разума и условий жизни людей, а это привело к замене миросозерцания на мировоззрение.

Миросозерцание базируется на интуитивном постижении мира или мироощущении. Мировоззрение нуждается в миропонимании природы, ее осмыслении с помощью понятий, в отличие от наглядно-образного миросозерцания.

И действительно, большинство современных философов предметом философии считают мировоззренческие проблемы. Раздумья над этими вопросами и есть современная конкретизация любви к мудрости. Но что есть мировоззрение? Это понятие хотя и ближе, и доступнее, чем «философия», но оно так же требует конкретизации - уточнений.

Сложное слово русского языка «мировоззрение» состоит из двух - «мир» и «зрящий» на него умом, т.е. человек. Т. образом,М. есть отношениедвух элементов - Я и не-Я, т.е. всего остального (людей, явлений, вещей).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: