Упражнения для закрепления звука и обучение чтению

Л л

АЛА

АЛО

АЛУ

ТА-ЛА

АЛ-ЛО

МО-ЛО-КО

МО-ЛО-ТОК

41

АКУ-ЛА

ЛА ЛО ЛУ

ЛА-ПА

ЛОБ

ЛО-ПА-ТА

ЛУК

ЛУ-НА

42

Ната упала.

Ната мала.

У волка лапа.

Вова упал.

Там молоко.

Тут колобок.

Вот лопата.

43

10.Автоматизация звука «Л».

а). В интервокальной позиции:

ала – ало - алу

акула алло баланда баллон

болото болонка булава булавка

булат волан камбала калан

коала колобок колодка колокол

колонна колонка колонок колун

кулак кулан кулон мало

молока молоко молот молоток

мулат мулатка мулла обмолот

олово около околоток оковалок

палата палатка палуба полок

поломка полотно потолок пополам

тала талант талон толокно

тулуп улан улов уловка

б). В прямой позиции:

ла – ло – лу

лава лаванда лавка лад

ладно ладанка лак лама

ламбада лампа лампада лапта

лат латук лоб лов

лодка лом ломкалот

лото лопата лоток локон

лубок лупа лук лунка

луна

в). В обратной позиции:

ал –ол –ул

атолл аул бал баул

вал вандал вол дол

кал канал кол копал

ломал мал мол мул

нал обвал обул овал

опал пал пол пул

тол топал укол упал

44

г). В сочетании с согласными звуками:

баклан балка Балда

балкон баул бланк

блок блокада блокнот

болванка болтанка болт

болтун булка волк

волна вобла втулка

дублон каблук каплун

клад кладка клан

клон клок клоп

клуб клубок клумба

колпак колтун колдун

колба кукла кувалда

молва накалка наколка

облава облако оклад

оплот оплата палка

плакат платок плата

Платон план планка

Планктон плаун плотно

Полба полон полотно

Поклон плов плот

Плотва плут плутовка

Плутон табло толпа

45

Урок 13.

Артикуляция звука «С» при изолированном произнесении.

Губы растянуты в «улыбку». Расстояние между резцами небольшое, как при

звуке «И».

Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка слегка поднята, края

прижаты к верхним коренным зубам, корень языка опущен; посредине языка

– желобок, по которому идёт воздушная струя.

Мягкое нёбо поднято, закрывает проход в носовую полость.

Голосовые связки разомкнуты.

Можно видеть положение губ, расстояние между резцами; если расстояние

увеличить, то можно видеть желобок, положение боковых краёв языка.

Можно осязать отсутствие вибрации в области гортани, груди, сильную

холодную воздушную струю, идущую косо вниз.

В зависимости от последующего гласного меняется положение губ и

расстояние между резцами.

Пальчиковая гимнастика.

«Стул» - Левую руку поднимаем вертикально вверх. Прямые пальцы плотно

прижаты друг к другу. Пальцы правой руки сжимаем в кулачок и прижимаем

к левой ладошке.

Дыхательные упражнения.

Дуть в пустой стеклянный пузырёк. Кончик языка прикасается к краю

пузырька, воздух проходит посередине языка.

Артикуляционные упражнения.

«Трубочка» - Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуты вверх.

Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10-15 раз.

Способы коррекции.

Обратить внимание на характер воздушной струи. Поднести к губам руку

тыльной стороной. Можно ощутить сильную холодную воздушную струю,

идущую косо вниз.

Фонетическая ритмика.

«С» – руки перед грудью. Произнося звук «С», руки развести в стороны.

7.Конструирование. -Лепим из пластилина букву «С».

46

Логоритмика.

Са-са-са, са-са-са - Прилетела к нам оса.

Сы-сы-сы, сы-сы-сы - Есть полоски у осы.

Сы-сы-сы, сы-сы-сы - Хоботок есть и усы.

Су-су-су, су-су-су- Попросили мы осу:

Са-са-са, са-са-са - Улетай от нас, оса!

Упражнения для закрепления звука и обучение чтению.

Как сыпется песок? – С С С С С С

С с

СА СО СУ

СА-ЛО

СО-ВА

СО-БА-КА

СОК

СУП

47

КО-СА

КОЛ-БА-СА

НОС

АВ-ТО-БУС

КА-ПУC-ТА

Оксана, вот

сумка.

Там колбаса.

48

Там сало.

Там салат.

Там масло.

Собака спала.

Сосна сло-ма-

на.

Слава встал.

49

Автоматизация звука «С».

а). В прямой позиции:

са –са –са со – со- со су – су- су

сабо сад садок саксаул

салака салат сало сам

самба самбо самокат самосвал

самка сампан сап cатана

сауна собака сова сода

совок совка сок сокол

солдат соло солод солома

солонка сом сон соната

сопка сосок соска сосунок

сопло сосна состав сосуд

соус ссуда суд судак

судок судно сук сукно

султан cумма сумка сутана

сундук суп сустав сусло

б). В интервокальной позиции:

аса – асо - асу

досада касатка коса колбаса

кусок колосок кусок касса

лассо масса муссон мосол

насадка носок оса осада

осадка осока осот полоса

посад посадка посуда усадка

в). В обратной позиции:

ас – ос – ус

атлас бас босс бонус

волос вкус занос кактус

колос компас конус космос

кокос квас класс мусс

мускус нос опус палас

палтус пас покос ус

укус уксус

50

г). В сочетании с согласными:

ста-сто- сту

аист аксакал балласт бокс

вакса воск восток доска

достаток дуст каска каста

каскад капуста консул куст

лавсан ласка ласта лоск

лоскут лоскуток маска масло

мост мускул мускат наст

осколок остов полоскун пустота

самосвал скала скалка скакалка

скандал скат склад складка

складно склон скоба скол

скот скука скула скуп

скунс слава славно слалом

сломал слон слот смола

снова сноска спас способ

спуск ставка стадо стакан

стан станок ствол сто

сток стол столб столп

стоп стопа стопка стон

стул ступа ступка стук

тоска тост услада

51

Урок 14.

Артикуляция звука «И» при изолированном произнесении.

Губы напряжены, растянуты в «улыбку», прижаты к резцам.

Расстояние между резцами минимальное, резцы сближены.

Положение языка: кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка

высоко поднята. Боковые края языка упираются в верхние коренные зубы;

язык напряжён, есть желобок.

Мягкое нёбо поднято, закрывает проход в носовую полость.

Голосовые связки сомкнуты, вибрируют, голос есть.

Можно видеть положение губ, расстояние между резцами.

Можно осязать слабую воздушную струю, вибрацию в области гортани и

грудной клетки, а также в области темени. Сильное напряжение дна ротовой

полости.

Пальчиковая гимнастика.

«Пион»- «Был бутон, а стал пион».

Сомкнуть подушечки пальцев левой и правой рук. Получился бутон. Нижние

части ладоней прижать друг к другу, а пальцы раздвинуть в стороны -

получился пион.

Дыхательные упражнения.

«Кораблики»- Налить воду в таз, дуть на кораблики, чей дальше уплывёт.

Артикуляционные упражнения.

«Улыбка» - Улыбнуться. Губы сомкнуты, растягиваются в улыбку.

«Заборчик»- Улыбнуться, обнажив сомкнутые зубы.

Способы коррекции.

Использовать тактильно – вибрационные ощущения. Прикладываем руку

ребёнка к темечку, чувствуем вибрацию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: