Дыхательные упражнения

«Хомячок» - рот закрыт, надуваем щечки. Держим 5 секунд, потом выдыхаем

воздух.

Артикуляционные упражнения.

«Горка» - Рот приоткрыт. Боковые края языка прижаты к верхним коренным

зубам. Кончик языка упирается в нижние передние зубы. Удерживать в таком

положении 15 секунд.

Способы коррекции.

Попросите малыша открыть рот. Положите на кончик языка чистый палец.

Отодвиньте язык назад. Ребёнок будет стараться вытолкнуть ваш палец

языком. При этом задняя часть языка высоко поднимается.

Фонетическая ритмика.

Руки согнуты в локтях, приближены к плечам. Произнося звук «Ы» руки от

плеча вытягивать вперёд.

7.Конструирование. Лепим из пластилина букву «Ы».

64

Логоритмика.

Са-са-са, са-са-са - Прилетела к нам оса.

Сы-сы-сы, сы-сы-сы - Есть полоски у осы.

Сы-сы-сы, сы-сы-сы - Хоботок есть и усы.

Сы-сы-сы, сы-сы-сы - Не боимся мы осы.

Упражнения для закрепления звука и обучение чтению.

Как ревёт медведь? – Ы – Ы – Ы – Ы – Ы

Ы ы

ТЫ

ВЫ

МЫ

МЫ-ЛО

МЫЛ

МЫ-ЛА

65

ОСЫ

Аты- баты, там

идут солдаты.

Осы высоко.

Оля мыла нос.

Тут дым.

Топот копыт.

Вот кумыс.

66

Автоматизация звука «Ы».

Балык бык быт

Было волынка вымя

Высоко дылда дым

Дымка дыня калым

Колыма копыто купаты

Клык латы лыко

Лысый манты мыло

Кумыс мыс мысли

Опыт панты пимы

Попытка посылка пыл

Пытка сваты сын

Сытно ссылка стык

Тыква тын улыбка

ястык

67

Урок 18.

Артикуляция звука «Ш» при изолированном произнесении.

Губы слегка выдвинуты вперёд. Резцы сближены. Расстояние между резцами

маленькое.

Кончик языка поднят, слегка оттянут назад, за альвеолы, между нёбом и

языком узкая щель, боковые края прилегают к верхним коренным зубам. Весь

язык имеет форму чашечки.

Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в носовую полость.

Голосовые связки разомкнуты, голоса нет.

Можно видеть положение губ, верхние и нижние резцы, а если приоткрыть

рот, то и положение языка (голову следует немного запрокинуть).

Можно осязать обильную тёплую воздушную струю, направленную косо

вниз.

Пальчиковая гимнастика.

«Шишки» - «Будем шишки собирать, будем пальчики считать». Собираем

шишки в корзинку и считаем пальчики.

3. Дыхательные упражнения. Вдох через нос, выдох через рот.

Артикуляционные упражнения.

«Чашечка» - Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху.

Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком

положении 15 секунд.

Способы коррекции.

1. Открыть рот, сделать «чашечку» и прислонить широкий кончик языка к

верхним резцам (к самой их вершине или немного спереди – с наружной

стороны);

2. «дуть на край чашечки», контролировать выдох ладонью;

3. «занести чашечку» в рот, скользить сначала по внутренней стороне

верхних резцов, потом по небу до альвеол, прислонить широкий кончик

языка спереди к альвеолам, не переставая «дуть на край чашечки» (шипит

змея);

4. сразу ставить «край чашечки» к альвеолам и «шипеть»;

5. закрыть рот (поставить верхние резцы на нижние) и в этом положении

продолжать «шипеть»;

6. во время длительного произнесения звука большим и средним пальцами

руки нажать на щеки ребенка около углов его рта и выдвинуть вперед его

губы;

7. когда ребенок сам научится округлять губы, закрепить звук в слогах.

68

Фонетическая ритмика.

Звук «Ш» – руки перед грудью. Произнося звук «Ш», делать волнообразные

движения напряжёнными руками вниз.

7.Конструирование. -Складываем из конструктора букву «Ш».

Логоритмика.

Мы шли, шли, шли, и пирог нашли.

Сели, поели, и дальше пошли.

Упражнения для закрепления звука и обучение чтению.

Змея шипит: «Ш- Ш- Ш- Ш- Ш».

Ш ш

ША ШО ШУ

ШАП-КА

ШУ-БА

КА-ША

69

КОШ-КА

УШИ

МА-ШИ-НА

БА-БУШ-КА

Са-ша сто-ит

око-ло шко-

лы.Он шалун.

Вот шоколад.

70

Автоматизация звука «Ш».

а). В прямой позиции:

ша – шо- шу

шайба шайка шалаш шалун

шаман шанс шапка шатун

шашки шашлык шик шило

шип шиповник шина шишка

шов шок шоколад шоссе

Шотландия шуба шум шумно

Шут шутка шутник

б). В интервокальной позиции:

аша- ашо – ашу

Ашан ваша душа ишак

Каша клавиши кушак лошадка

Машина наша ошибка паша

Подошва пушинка суши тишина

Туша ушат уши

в). В обратной позиции:

аш –ош- уш

ваш душ камыш кишмиш

кыш куш кукиш лаваш

ландыш малыш мякиш наш

палаш шалаш

г). В сочетании с согласными:

бабушка башлык башня блошка

букашка вышка душка дышло

каштан колотушка кошка кувшин

кувшинка кукушка макушка мишка

мошка мушка опушка пушка

плошка подшипник пташка пышка

пушка пшик тушка тушкан

шашки шишка шкала шкатулка

школа шляпа шпион штаб

штамп штаны штат штука

штык яшма

71

Урок 19.

Артикуляция звука «Э» при изолированном произнесении.

Губы напряжены, немного растянуты. Расстояние между резцами меньше,

чем при звуке «А», но больше, чем при звуке «И».

Язык напряжён, кончик языка у нижних резцов, спинка языка поднята. Есть

желобок.

Мягкое нёбо поднято, закрывает проход в носовую полость.

Голосовые связки сомкнуты, вибрируют, голос есть.

Можно видеть положение губ, расстояние между резцами, положение языка.

Можно осязать широкую, слабую, тёплую воздушную струю, вибрацию

голосовых связок и грудной клетки.

Пальчиковая гимнастика.

«Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный саамы.

А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал».

Дыхательные упражнения.

Рот закрыт. Вдох через нос, выдох через правую ноздрю. Левую ноздрю

закрываем.

Рот закрыт. Вдох через нос, выдох через левую ноздрю. Правую ноздрю

закрываем.

4. Артикуляционные упражнения.

«Лопаточка»- Улыбнуться и приоткрыть рот. Положить широкий,

расслабленный язык на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал.

Держать 10-15 секунд.

Способы коррекции.

По подражанию на слухозрительной основе. Обратить внимание на твердый

язык.

Фонетическая ритмика.

«Э» – руки вытянуты вперёд на уровне плеч. Произнося звук «Э» –

напряжённые руки медленно согнуть в локтях, приблизить к плечам.

Конструирование.

Лепим из теста или из пластилина букву «Э».

72

Логоритмика.

Этой щёткой чищу зубы.

Этой щёткой – сапоги.

Этой щёткой чищу брюки.

Все три щётки мне нужны.

Упражненя для закрепления звука и обучение чтению.

Игра «ЭХО» - Говорите звук, ребенок повторяет его за вами.

Э э

Это эта эти

эс-ки-мо

Эм-ма

Эдик

Эл-ла

73

У Эм-мы эс-

ки-мо.

Эл-ла ло-вит

бу-каш-ку.

Кто это? Это

моя мама.

74

У Эди-ка экс-

по-нат ма-ши-

ны.

Это эста-ка-да.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: